Общность языка и представление о рациональности
Обычно участники социального взаимодействия хорошо понимают свои действия. Это происходит благодаря языку, посредством которого в данном обществе объективируются значения вещей, и благодаря знанию невербальных объективации этих значений. Однако одного лишь этого недостаточно для исчерпывающего ответа на вопрос, почему люди хорошо понимают действия друг друга. На практике имеет место одно важное предварительное допущение, о котором мы, как правило, не задумываемся. Это молчаливое допущение разумности всего
того, что люди демонстрируют друг перед другом. Без этого допущения мы вообще не могли бы определить новую ситуацию и предвосхитить свои дальнейшие действия. На этом основании Шюц полагает, что предпосылкой практических действий в повседневном мире является способность к их типизации.
Допущение разумности наших действий и высказываний играет важную роль в теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса. Так, мы не можем вступить в коммуникацию, если кто-либо заявляет с самого начала, что он лжет. Гарфинкель исходит из того, что всеобщее представление о рациональности мышления и действия является конститутивным для повседневного мира. Это положение никоим образом не затрагивается тем, что мы считаем некоторые действия совершенно иррациональными. Согласно этнометодологической теории, рациональность, как отмечалось выше, является не рациональностью «в себе», не объективной рациональностью, а представляет собой рациональность, связанную с определенным социальным действием.
Поэтому здесь же возникает вопрос о механизмах взаимного понимания друг друга в повседневной жизни. Предварительный, несколько парадоксальный ответ на него состоит в том, что нам лишь кажется, что мы хорошо понимаем друг друга. На самом деле мы понимаем друг друга далеко не полностью, однако, как показывает этнометодология, этого вполне достаточно для практической жизни.
1 Koeck R. Das Problem der «ethnomethodologischen Indifferenz» // Soziale Welt. 1976. H. 3.
142 X Абельс Инпгеракция, идентичность, презентация
Этнометодология о методах .
Основы взаимопонимания в мире повседневности
Действуя в повседневном мире, люди применяют вполне определенные приемы взаимодействия, в которых они обычно не отдают себе отчета. При этом основополагающий принцип повседневной жизни состоит в уверенности человека в том, «что он способен понимать другого и познать его "субъективный мир", что он по меньшей мере в состоянии... знать об этом "мире" то, что необходимо знать о нем».1 Разумеется, человек допускает, что другие люди точно так же знают его мир. Откуда берется такая уверенность? На этот счет существует несколько ответов. Остановимся на четырех; каждый из них представляет собой лишь один аспект единого объяснения, которое можно обозначить как осмысленное конструирование социальной реальности.
Типичность жизненного мира
Мышление в повседневном мире есть «мышление в естественной установке». Шюц следующим образом объясняет эту структуру мышления: истолкование мира основывается на запасе прошлого опыта, собственного и приобретенного у других.
Опыт превращается в запас знания, который представляет собой опорную схему для дальнейшего истолкования мира: «Весь мой опыт в жизненном мире связан с этой схемой, так что предметы и события жизненного мира выступают передо мной с самого начала в их типичности».1 Этнометодология демонстрирует, как мы по небольшому фрагменту можем реконструировать всю социальную ситуацию. Например, как только мы заметим первые приветственные жесты, мы уже знаем, что будет дальше. Типизации заранее дают нам схемы, с помощью которых мы упорядочиваем новое.
Естественная установка означает все то, что является само собой разумеющимся. Естественная установка — это такое мышление, которым обладает каждый. Она усваивается в процессе социализации, посредством которого мы перенимаем общественный запас знаний, содержащий рецепты определенных действий. Посредством действий мы взаимно подтверждаем друг другу общность социального мира.
Однако это лишь одна сторона социального конструирования реальности. Другой стороной этого процесса является индивидуальное конструирование реальности. Вопрос, следовательно, состоит в том, как человек упорядочивает свой мир. Он делает это путем сведения всей полноты повседневной жизни к эталону нормальности и действий на основе этого. «Очевидным проявлением конструирования нормальности в повседневной жизни является повторение апробированных и известных образцов
1 Pbathas G. Ethnotheorie, Ethnomethodologie, Phano-menologie. S. 277.
1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 26.
144 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Этнометодология о методах ...
поведения в социальном взаимодействии и закрепление их в ритуалах действий».1 Ритуалы действий обеспечивают разгрузку от бремени постоянного принятия решений. Когнитивный стиль практики «обеспечивает быстроту и социальную приемлемость повседневных реакций», с другой стороны, необходимо также иметь в виду, что он «не распознает новое как таковое, а превращает его в уже известное».2 Этот удивительный факт подметил еще философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Обыкновенный человек, по его мнению, «спешит отыскать ко всему, что ему встречается, лишь понятие, под которое все это надлежит подвести, — как ленивый ищет стул, — и больше предмет его не интересует. Поэтому он так быстро справляется со всем — с произведениями искусства, прекрасными творениями природы и с повсеместно впечатляющими, собственно говоря, картинами жизни во всех ее проявлениях». Таким образом, обнаруживается, что «познание начинает действовать лишь вслед за импульсом воления, т. е. руководствуется только мотивами».3 Понимание в повседневном мире является прежде всего пониманием мотивов: человек, действующий в повседневном мире, «направляется практической необходимостью действия на то, чтобы как можно точнее и быстрее сформировать правильное предположение о намерениях и позиции другого участника
1 Soeffner H.-G. Alltagsverstand und Wissenschaft // Auslegung des Alltags — Der Alltag der Auslegimg. Frankfurt am Main, 1989. S. 17.
2 Ibid.
3 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // О четвертом корне... Мир как воля и представление. Т. 1. Критика кантовской философии. М., 1993. С. 303, 304.
взаимодействия или о смысле знаковых объективации его намерений».1 Разумеется, мотивы отыскиваются в рамках типичного прошлого опыта. «Принятая гипотеза придает нам зоркость, наподобие зоркости рыси, по отношению ко всему, что ее подтверждает, и делает нас слепыми по отношению ко всему противоречащему ей», — пишет Шопенгауэр.2
Таким образом, в наше действие входит опыт прошлых действий, посредством которого мы сравниваем новое со старым и упорядочиваем новое в старом. Разумеется, для этого имеются предпосылки, а именно: способность к обобщению типичного прошлого опыта и тем самым создания структуры ожиданий. Шюц выявил, где здесь лежит проблема, в ходе длительной полемики с Вебером по поводу конструирования идеальных типов: типизированное действие, по его мнению, не связано с идеальным типом «как его реализация или не реализация, ибо типичное действие конструируется из прошлого опыта так, что поступок, из которого исходят, уже должен воплощаться в действии».3 Действительность оказывается нам знакомой, так как наше знание является также знанием о результатах действия. Повседневная жизнь кажется нам логичной, потому что наши ожидания сложились на основе прошлого опыта. Мы, конечно, знаем, что каждая ситуация является новой и в принципе требует совершенно
1 Oevermann U. и. a. Die Methodologie einer «objektiven Hermeneutik» // Interpretative Verfahren in den Sozial-und Textwissenschaften. Stuttgart, 1979. S. 386.
2 Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. М., 1993. С. 281.
3 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 264.
146 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
новой реакции. Однако мы помещаем новое в рамки нашего типичного опыта, пренебрегаем спецификой ситуации или вообще не обращаем на нее внимания. Этнометодология показывает, что мы удивительно изобретательны в попытках рационализации того, что поначалу вообще не понимаем, так как это не соответствует нашей рациональности.