Значение феноменологической социологии
Цель феноменологического анализа социальных явлений заключается в исследовании того, как че-
Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 99
ловек шаг за шагом организует социальную реаль-\ ность. В этом заключается «просветительская» функция феноменологической социологии: она стремится изучить не только рутину повседневного мышления и его «святую простоту»1, но и «ложное сознание» — то есть власть идеологии в^широком смысле^^того слсгбаГТГоэтому феноменологическая социология"*^ этсГскорее нечто вроде протосоциологии.
Томас Лукман подчеркнул еще одну функцию феноменологической социологии, которая касается практической роли теории. Он пишет: «Одна из важнейших функций теории состоит в том, чтобы предложить успешные решения основных проблем повседневной жизни и помочь человеку ориентироваться в мире».2 Правда, на этот счет у социологов нет единства. Некоторые из них категорически возражают против такой функции социологии. Другие, наоборот, считают, что социология — именно она! — способна и обязана помочь в этом. Здесь нет ничего общего с миссионерством, а есть лишь указание на то, что социология должна внести свою лепту в гуманизацию общества, так как она может раскрыть социально-структурные условия мышления и действия человека и тем самым сделать их^ более рациональными и осознанными. Поэтому подчеркнем еще раз, что, согласно Лукману, важнейшая функция теории состоит в том, чтобы помочь людям в решение проблем повседневной жизни. Здесь, очевидно, Лукман пользуется понятием теории в широком смысле, куда входят как большие научные теории, так и «теории», которыми мы
1 Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 115, 122. Ср. также: Schutz A., Luckmann T. Struk-turen der Lebenswelt. Bd. I. S. 209ff, 216ff.
1 Abels H., Stenger H. Gesellschaft lernen. Opladen, 1989. S. 56.
2 Luckmann Т. Phanomenologie und Soziologie. S. 200.
100 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация
пользуемся в повседневной жизни. Теория есть одновременно средство наблюдения и упорядочения реальности. Поэтому Лукман говорит о комической функции теории.1 Любая теория создает порядок вещей. Она расставляет все на свои «правильные» места. Так «работают» наши повседневные теории. Феноменологическая социология должна «дать приемлемое объяснение повседневной жизни и проанализировать универсальную антропологическую основу всех видов теоретической рефлексии».2
С развитием феноменологической социологии, начало которой положил А. Шюц, связан целый ряд социологических теорий, возникших в последние десятилетия. К ним относится социальная психология в традиции Дж. Мида, символический интеракцио-низм Г. Блумера и его последователей, а также социология науки. Последнее направление продолжает старую научную дискуссию, которая продолжалась от К. Маркса до К. Мангейма и оказалась подытоженной в произведении, название которого говорит само за себя: «Социальное конструирование реальности». Оно было написано двумя учениками Шюца — Питером Бергером и Томасом Лукманом. Эта книга, впервые опубликованная в США в 1966 году, серьезно повлияла на современную социологическую мысль. Продолжая тему Шюца о консти-туировании и конструировании социальной реальности, Бергер и Лукман поставили вопрос о том, как получается, что реальность предстает человеку как объективная, или лучше сказать, почему человек так легко забывает, что он является творцом социального мира?
1 Luckmann T. Phanomenologie und Soziologie. S. 201.
2 Ibid.
4. Концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана
4.1. Смысл названия книги
Книга П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности», которая была впервые опубликована в США в 1966 году, стала одним из важнейших произведений современной социологии. П. Бергер, родившийся в 1929 году в Вене, американский социолог. Т. Лукман, родившийся в 1927 году в Югославии, преподавал в разных немецких университетах. Оба мыслителя являются
На фотографии: Томас Лукман / Thomas Luckmann.
Фотография предоставлена: Archiv S. Fischer Verlag, S. Fischer Verlag, Bildarchiv, HedderichstraBe 114, 60596 Frankfurt/Main.
102 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация
Концепция социального конструирования реальности...103
учениками А. Шюца, работавшего в Новой школе социальных наук — университете, основанном в 40-е годы в Нью-Йорке, где преподавало много эмигрантов из гитлеровской Германии.
Книга оказала большое влияние на современную теоретическую дискуссию в социологии XX века. В отличие от
Т. Парсонса, социология которого подвергалась все большей критике, причем не всегда корректной и даже порой весьма односторонней, ее основные теорети ческие положения встретили широкое признание в социологическом сообществе. Очевидно, причина тому — социальный оптимизм авторов, выразившийся в теории, согласно которой каждый человек играет важную роль в конструировании социальной реальности. Тот, кто разделяет это исходное положение, может продолжить знакомство с теорией, и ему уже не придется так сильно «страдать
за общество»1. В нашем рассмотрении книги мы
ограничимся лишь вопросами социального взаимо
действия (интеракции) и идентичности, то есть цент-
На фотографии: Питер Бергер / Peter L. Berger.
Фотография предоставлена: © Freda Bluestone, S. Fischer Verlag, Bildarchiv, Hedderichstrafie 114, 60596 Frankfurt/Main.
1 Именно так звучит название книги Г. Драйцеля «Общественные страдания и страдания за общество». См.: Dreitzel H. Die gesellschaftlichen Leiden und das Leiden an der Gesellschaft. Stuttgart, 1968.
ральными темами интерпретативнои социологии, не касаясь остальных тем.
В большом предисловии к немецкому изданию книги Бергера и Лукмана «Социальное конструирование реальности» 1969 года философ и социолог Г. Плеснер доходчиво разъяснил смысл названия книги, рельефно подчеркнул ее основные идеи. В его предисловии дается очерк самопонимания социологии того времени, против которого во многом и была направлена книга. Плеснер писал в своем предисловии: «Самый лучший совет, который можно было бы дать авторам, — сохранить в переводном издании название книги "Социальное конструирование реальности". Философы любят подобные "криптограммы", но социологов они могут отпугнуть. Элементы конструктивизма воспринимаются социологами как преграда научному познанию в смысле верного отражения реальных социальных отношений. Когда речь заходит ал>ьнойлредльности>^то некоторые социологи считают такой тезис либо провокацией, либо шуткой. Поэтому авторы книги выбрали удачный подзаголовок "Трактат поср^^иологии знания" , который как бы преду пр^ж^еТво^мажные возражения, а в немецком восприятии даже вызывает неподдельный интерес, так как социология знания является старым немецким предметом теоретической социологии».1
В предисловии чувствуется, что Плеснер пытается несколько сгладить тезис, направленный против «доброго имени» тогдашней социологии, пола-
lPlessner H. Zur deutschen Ausgabe // Berger P., Luck-mann T. Die gesellschafthche Konstruktion der Wirk-lichkeit. Frankfurt am Main, 1993. S. lOf.
104 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация
гавшей как само собой разумеющееся, что она имеет дело с «реальностью» и верш? отражает ее. Это положение является фундаментальным для позитивистской социологии. Тонкость, однако, заключается в том, что одобрительное отношение Плес-нера к подзаголовку, фактически означающему апелляцию Бергера и Лукмана к немецкой традиции социологии знания, на самом деле является двойственным. Действительно, с одной стороны, Плеснер указывает на К. Мангейма и А. Шюца, которые уже доказали, что наш^^нде^биШц^Огь-ной реальности ходе^кдзимнвго весьма индивидуальных^ л ичностно окрашенных представлений, и
является
такойд^как ее интерпретарую^^амд_д|оди. С другой стороны, наше "единство по поводу «общей» социальной реальности основано лишь на том, что мы выросли в одном обществе и усвоили общую точку зрения на большинство вещей.
Именно с этого начинают свою книгу Бергер и Лукман и, опираясь на традицию Э. Дюркгейма, показывают, что единство в восприятии внешнего мира обусловлено самим обществом. Предметы внешнего мира существуют не сами па себе, а .имеют тот смысл, который^ вкладывает в них общество, и тот, который в дальнейшем придают им сами люди. После того как мы посвящены в это смысловое содержание внешнего мира посредством социализации, мы становимся полноправными участниками дальнейшего коллективного истолкования реальности^ однако возможность и даже сама по-требность—гш-своему определять смысл предметов внешнего мира является в высшей степени ограни-«н^енной. Причина тому кроется не только в процес-
се социализации и прочности социальных институтов, но и в рутине повседневных действий и преимуществах привычных способов мышления.
Книга Бергера и Лукмана посвящена всем этим вопросам и, следовательно, является сочинением по социологии знания. В этой связи Бергер и Лукман говорят о «пролегоменах — в связи с обоснованием знания повседневной жизни», которыми они обязаны прежде всего идеям А. Шюца.1 На самом деле содержание книги гораздо богаче: в ней содержится теория социального порядка, его возникновения и сохранения, продолжающая традицию Э. Дюркгейма; в ней дается социально-психологическая теория отношения человека и общества, предпосылки которой, по свидетельству авторов, «обусловлены влиянием Дж. Мида и его последователей, представляющих школу символического интеракционизма в американской социологии».2 Из приведенной цитаты видно, что тема книги была новой для немецкой социологии 60-х годов, и в тоже время ее разработка Бергером и Лукманом являлась новым предметом и для американской социологии, которую они обогатили использованием немецких источников социологии знания. Далее, в последнем разделе книги содержится целостная теория социализации, из которой мы рассмотрим лишь теорию идентичности, чему посвящена глава «Общество как субъективная реальность»^
~*"~ Прежде всего рассмотрим три важнейших вопроса: что такое общественное знание, социальный
1 Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 33.
2 Там же.
106 X Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
порядок и идентичность, каждому из которых посвящен отдельный раздел. Для понимания единства всех трех вопросов необходимо остановиться на ис-торико-теоретической ситуации, в которой была написана книга Бергера и Лукмана.