Практическое значение социологии

Понимание социальных ситуаций. Социология имеет много практических последствий в нашей жизни. Социологическое мыш­ление и исследование влияет на принятие политических решений и на социальные реформы несколькими путями. Во-первых, наибо­лее непосредственное влияние оно оказывает через прояснение и более адекватное понимание ситуации, чем это было до исследо­вания. Это происходит или вследствие получения фактического знания или благодаря лучшему пониманию, почему что-то происхо­дит (другими словами, средствами теоретического анализа). На­пример, исследование может обнаружить, что существенно боль­шая часть населения живет в бедности, чем думали до этого. Любая попытка способствовать повышению жизненного уровня будет бо­лее успешной, если она будет основываться на точной информа­ции. Чем лучше мы понимаем причины широкого распространения бедности и нищеты, тем больше вероятность, что будет найдена успешная политика для борьбы с ней.

Осознание культурных различий. Во-вторых, социология воздей­ствует на практические политические решения, способствуя повыше­нию уровня культурного сознания различных групп населения. Социо­логическое исследование позволяет увидеть социальный мир через разнообразие культурных ценностей. Практическая политика, не осно­ванная на компетентном представлении об образах жизни, на которые она намерена воздействовать, имеет мало шансов на успех. Так, белый работник социальной службы, действующий в индийской общине британского города, не найдет понимания у ее членов без чуткости к культурным различиям, которые часто разделяют белое и цветное на­селение в Великобритании.

Оценка результатов политики. В-третьих, социологическое исследование имеет практические следствия в виде оценки резуль­татов политических инициатив. Программа практических реформ может просто не достичь тех результатов, на которые рассчитывали ее инициаторы, или привести к неожиданным и нежелательным по­следствиям.

Например, после Второй мировой войны большие муниципаль­ные дома были построены в городских центрах во многих странах. Планировалось, что они обеспечат высокие жилищные стандарты для людей из трущоб, а также дадут им возможность пользоваться городскими благами. Исследования показали, что многие из бедня­ков, переехав в новые дома, почувствовали себя изолированными и несчастными. Высотные дома и магазины быстро обветшали и ста­ли местом многих преступлений.

Обогащение самопознания. В-четвертых, в некоторых отношениях важнее всего то, что социология обеспечивает самопросвещение — увеличивает самопонимание различных групп общества. Чем больше людей узнают об условиях своих действий относительно общего функ­ционирования общества - тем больше они способны влиять на обстоя­тельства своей жизни. Мы не должны описывать практическую роль социологии только как средства для политиков или групп, обладающих властью, принимать правильные решения. Обладающие властью не всегда принимают в расчет интересы лишенных власти групп, когда принимают свои решения. Группы, владеющие информацией о самих себе, могут эффективным образом реагировать на политику, проводи­мую правительством и другими властями, а также формировать свои собственные политические инициативы. Группы, сами помогающие себе (как анонимные алкоголики), и социальные движения (как женские движения) — примеры социальных ассоциаций, которые сами стре­мятся провести практические реформы.

Роль социолога в обществе. Должны ли сами социологи актив­но агитировать за практические программы реформ или за соци­альные изменения? Некоторые доказывают, что социология может сохранить объективность только тогда, когда сами социологи будут морально и политически нейтральными. Однако нет основания ду­мать, что ученые, которые остаются в стороне от текущих дискус­сий, более беспристрастны в своей оценке социологических ре­зультатов, чем все остальные. Существует связь между изучением социологии и угрызениями социальной совести. Ни один социоло­гически образованный человек не может не осознавать неравенства, существующего в мире, отсутствия социальной справедливости во многих социальных ситуациях или страданий миллионов людей, терпящих лишения.. Было бы странно, если бы социологи не зани­мали бы какой-то позиции в практических вопросах, и было бы не­логичным и непрактичным запретить им предлагать свои услуги в качестве экспертов.

Заключительные комментарии

Мы увидели социологию как дисциплину, в которой отбрасыва­ем в сторону наши взгляды на мир для того, чтобы более внима­тельно рассмотреть воздействия, формирующие нашу жизнь и жизнь других людей. Социология возникает как отдельное интел­лектуальное предприятие с началом развития современных инду­стриальных обществ, и изучение этих обществ остается ее главной задачей. Но социологи также занимаются широким кругом вопро­сов, касающихся природы социального взаимодействия и челове­ческих обществ вообще1.

Гидденс Э. Введение в социологию/Пер. с англ. П.Н. Фомичева// Современная

зарубежная социология (70—80-е годы). М.: НИИВО - ИНИОН, 1993. С. 3-20.

-

В.А.ЯДОВ

Объект социологии, как и других общественных наук, — соци­альная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология — наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организ­ме.

Понятие социальной общности представляется нам ключевым в опре­делении предмета социологии, потому что содержит решающее качество самодвижения, развития социального целого. Этот источник — столкно­вение интересов социальных субъектов, классов, других социально-субъектных образований. В подобной же мере это позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов, коль скоро они соответствуют общему интересу.

Будучи главным предметом социологического анализа, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человече­ских индивидов в том модусе их существования, который представляет социальное качество человека, его сущность, которая, по Марксу, есть ан­самбль общественных отношений (последние проявляются в системе со­циальных взаимосвязей, взаимного обмена деятельностью). Все известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта — это общности разного типа, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов. Это формы се­мейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессиональные, социодемографические, этнонациональные и террито­риальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном миро­здании.

Понятие социальной общности охватывает и те разновидности, кото­рые не имеют жесткой структурной организации, представляют дисперс­ную массу, объединяемую общим интересом в длительном или кратком временном пространстве (например, массовое движение, аудитория, зре­лища, толпа...), а также малые недолговременные групповые образования.

Выделение понятия «социальная общность» в качестве основной ка­тегории, и, соответственно, указание на сердцевину предметной области социологии как особой науки об обществе, позволяет успешно соединить макро - и микросоциологические подходы в развитии науки, соединить субъектно-деятельную компоненту социального (массовые процессы, со­циальное взаимодействие как проявление интересов в фактически наблю­даемом поведении людей) и всеобщие формы социальной организации: культуру (системы ценностей, норм, образцов поведения и взаимосвязей в социальных общностях), социальные институты, обеспечивающие устой­чивость социальных систем, социальную структуру как упорядоченную систему, общественное разделения труда в сфере производства и связан­ную с этим систему отношений собственности, власти и управления, прав и обязанностей, образующих социальные общности индивидов, структуру социальных функций и ролевых предписаний в той же мере, как и социо-ролевых ожиданий, фиксируемых в культуре и субкультурах социальных общностей.

Из сказанного следует: социология есть наука о становлении раз­витии и функционировании социальных общностей, социальных ор­ганизаций и социальных процессов как модусов их сосуществования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаи­модействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных дей­ствий и массового поведения.

В качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят в объектив­ном анализе социальной действительности: познание глубинных законо­мерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т. е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии на данный момент как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мне­ниями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.

(Источник'. В.А. Ядов. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования, 1990, № 2. С. 4, 12-15.)

Наши рекомендации