Конституирование и конструирование социального мира
Предметом феноменологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Это исходный пункт феноменологической социологии.1 Глав-
1 Мы употребляем это понятие, несмотря на весьма аргументированные возражения Лукмана против использования термина «феноменологическая социология». Его аргументы связаны с предпосылками науки вообще и социологии в частности, согласно которым феноменология представляет собой обоснование лишь протосоцио-логии. (Luckmann T. Phanomenologie und Soziologie // Alfred Schutz und die Idee des Alltags in den Sozialwis-senschaften. Stuttgart, 1979. S. 205). Нам кажется, что в отношении понятия опыта различие между философией
76 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
ную задачу феноменологической социологии Т. Лук-ман сформулировал следующим образом: она должна раскрыть «универсальные структуры субъективной ориентации в социальном мире»,1 заниматься не «объяснением всех сторон объективного мира», а исследованием процесса конституирования мира сознанием и конструирования человеком своего мира. Феноменологическая социология стремится раскрыть процессы, «с помощью которых строится специфически человеческий мир».2 Это определение Лукмана, очевидно, напоминает название книги Шюца. Понятие «строится», как отмечалось, носит двойственный смысл: одновременно как кон-ституирование и как конструирование социального мира. Его двойственность становится очевидной, если представить себе, как мы входим в контакт с нашим миром: мы просто переживаем его, не задумываясь над этим. Однако эти переживания накапливаются.
Социальный опыт возникает вместе с новой ситуацией, в которой человек вспоминает первое переживание. Опыт есть воплощение совокупности всего «рефлексивного использования» собственного Я в его «текущих переживаниях».3 Лишь с того
и социологией незначительно, а понятие мышления Мида делает его еще меньше. Поэтому мы вслед за большинством социологов продолжаем пользоваться понятием феноменологической социологии. Более того, сама попытка Шюца улучшить теорию социального действия Макса Вебера с помощью феноменологического обоснования говорит в пользу этого термина.
1 Luckmann T. Phanomenologie und Soziologie. S. 198.
2 Ibid. S. 197.
3 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 104.
Альфред Шюц и основы, феноменологической социологии 77
момента, когда в действие вступает человеческое Я, можно говорить о сознании. Путем установления связи с другим опытом наш опыт не только накапливается, но и обобщается. Лишь так он приобретает смысл. Основываясь на вышеупомянутом тезисе о том, что опыт является рефлексивным применением Я к текущим переживаниям, Шюц уточняет понятие подразумеваемого смысла у Макса Вебера: «Подразумеваемый смысл переживания является не чем иным, как самоистолкованием переживания о новом переживании».1 Поэтому Лук-ман называет смысл отношением.2 Такое понятие смысла не следует путать с повседневным употреблением этого термина, в котором смысл означает нечто разумное или логичное. В феноменологической социологии смысл означает, что между двумя единицами опыта (феноменами) возникает связь, которая имеет значение для обеих. Тем самым смысл означает нечто, лежащее вне самих феноменов (яз-лений).
Анализ процесса конституирования реальности в нашем сознании говорит о том, что оно, как минимум, с момента первого сравнения нашего опыта с предшествующим уже является процессом социального конструирования реальности.3 Мы, конечно, соотносим наш первый опыт не с бесконечным набором другого опыта, а с совершенно определен-
1 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 104.
2 Luckmann T. Theorie des sozialen Handelns. Berlin, 1992. S. 31.
3 Строго говоря, конституирование и конструирование социального мира происходит одновременно. См. по этому поводу: Ibid. S. 75 Anm. 2.
78 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
ным опытом. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей сознания, накопленных человеком к данному моменту. Отложения опыта уже отображают в силу вышеназванных причин определенный социальный порядок. Не все переживания доводятся до уровня сознания, а только вполне определенный опыт ставится в связь с иным конкретным опытом. Так в процессе жизни складывается субъективная система релевантностей.
Вышеописанный процесс ни в коем случае не , происходит сознательно в том смысле, что в каж-; дый момент времени человек сознает, как он упо-\ рядочивает свою реальность. Тем не менее социальный порядок возникает не случайно, а систематическим образом. Социальный порядок есть процесс, в котором прежний опыт сравнивается с новым и соединяется с ним в свободной от противоречий «теории». Между прочим, понятие теории в феноменологической социологии используется в исходном значении соответствующего греческого термина — как воззрение или представление. Поэтому здесь говорится о повседневных теориях, под которыми понимается содержание здравого человеческого рассудка. Он защищает нас от всяких сомнений, является, по сути дела, конструкцией, благодаря которой мы упорядочиваем окружающую действительность.
Опыт направлен не только в прошлое, но и в будущее, так как на основе типичного опыта формируются типичные ожидания. Ожидания есть как бы опережающее воспоминание о поступке *, который еще только предстоит совершить в будущем.
SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 77.
Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 79
Шюц называет такое предварительное воспоминание проектом социального действия.1 Как будет показано ниже, проект действия имеет для него решающее значение.
В структуре предметов сознания можно выделить тематическое ядро и тематическое поле.2 Тематическое ядро представляет собой то, на что актуально направлено сознание, а тематическое поле — смысловые связи, в которых сознание воспроизводит феномен в качестве типичного. Тематическое поле представляет собой релевантные отложения и ссылки на другие смысловые отношения, актуальные в настоящий момент. Ядро и поле находятся в открытом тематическом горизонте, что означает возможность создания множества других ссылок соответственно новой актуальной релевантности. Тематическое ядро представляет собой переживание, которое в случае его повторения или предвосхищения потребного будущего считается типичным и тематически упорядочивается в качестве опыта. Тем самым совершается переход от конституирова-ния к социальному конструированию реальности. Сознание связывает опыт прошлого с поступком, который должен осуществиться в будущем на основе этого опыта. К темпоральной структуре социального действия мы еще неоднократно вернемся.3
Подытоживая задачи феноменологической социологии, можно утверждать, что ее основным вопро-
1 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 77f.
2 Luckmann T. Theorie des sozialen Handelns. S. 29, где имеется ссылка на Гурвича.
3 См. ниже п. 3.8, где приводится формулировка Шю-ца, правда, не вполне корректная.
80 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
сом является процесс конституирования социального опыта. Именно в этом смысле Шюц усматривал предмет социальных наук в опыте и основанном на нем социальном действии. Если рассматривать процесс приобретения социального опыта и его применения в мире повседневности более детально, обнаруживаются некоторые универсальные структуры этого процесса. Универсальные структуры субъективной ориентации в мире повседневности в свою очередь в определенной мере раскрывают фундамент, на котором развертывается осмысленное действие, по М. Веберу, или символическая интеракция, по Дж. Миду. Этот фрагмент, оставленный Шюцем, был в дальнейшем разработан Лукманом в сочинении под названием «Структуры жизненного мира». Он подтверждает, что Шюц стремился сосредоточиться на анализе объективации сознательной деятельности людей в процессе «систематического описания мира повседневности как социальной действительности».1
Структуры жизненного мира
Как уже отмечалось, двухтомное сочинение «Структуры жизненного мира» представляет собой реконструкцию и развитие одного из фрагментов, имеющихся в научном наследии Шюца, которую в течение ряда лет предпринял ученик и последова-
1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 14.
Алъфред Шюц и основы феноменологической социологии 81
тель Щюца Томас Лукман. Данный фрагмент представляет собой шесть записных книжек и сотни карточек на немецком языке.1 На некоторых из них были лишь заголовки будущих статей, на других — только ключевые понятия или выписки. Все это Лукману удалось привести в стройную систему аргументации, причем многие пробелы в ней ему пришлось восполнять самому. Поэтому произведение было опубликовано от имени двух авторов — Шюца и Лукмана.
Разумеется, все основные теоретические положения этого объемного сочинения невозможно изложить в двух словах, но самое главное, по меньшей мере его предмет, обрисовать можно. Оно посвящено поведению человека в повседневном жизненном мире, в котором он ведет себя, руководствуясь естественной установкой. Далее, в нем раскрывается процесс приобретения человеком социального опыта и его превращение в типичный опыт, содержащийся в запасе знания. С помощью запаса знания человек создает свой субъективный мир и одновременно познает себя в качестве части социального мира, который является общим с другими людьми и который уже существует, когда человек только вступает на жизненную сцену. В этом объективном мире накоплено знание, которое создали другие люди до нашего появления на свет2 и которое является общеобязательным. Постольку реальность мира повседневности задает человеку определенные рамки
1 Ср.: Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. S. 17.
2 Это совпадает с понятием социального факта как принудительной силы коллективного сознания в социологии Э. Дюркгейма.
82 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
мышления и действия. Субъективный и объективный миры постоянно взаимодействуют друг с другом. «Сеть структур жизненного мира конституируется в процессе приспособления субъективно возникающего общественного запаса знания и объективно существующего общественного a priori, которое чисто эмпирически обладает приоритетом по отношению к субъективному запасу знания. То, что является с точки зрения естественной установки жизненным миром человека, то, что он переживает и познает как свой жизненный мир, кажется ему социально заданным результатом общественного действия и опыта, накопленного обществом».1
При разработке оставленных Шюцем фрагментов Лукман особо подчеркивает значение социального конституирования опыта. При этом речь идет не просто о том, чтобы описать, как индивид приобретает доступ к общей с другими социальной реальности, а о том, «как происходит структурирование жизненного мира посредством социальных институтов и результатов человеческих действий, которые оказывают на них обратное влияние. Короче говоря, речь идет об обратном воздействии социальных конструкций на их создателей».2 Руководствуясь этой «красной нитью», мы рассмотрим некоторые важнейшие темы феноменологической социологии, придерживаясь понятийного аппарата Шюца, который отчасти вошел в название глав книги, предусмотренных еще самим Шюцем.
1 Soeffner H. G. Literaturbesprechung zu Schutz u. Luck-mann: Strukturen der Lebenswelt // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1987. H. 4. S. 802.
2 Ibid. S. 804.
Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 83