Конституирование и конструирование социального мира

Предметом феноменологии является процесс при­обретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Это исход­ный пункт феноменологической социологии.1 Глав-

1 Мы употребляем это понятие, несмотря на весьма аргументированные возражения Лукмана против исполь­зования термина «феноменологическая социология». Его аргументы связаны с предпосылками науки вообще и социологии в частности, согласно которым феноменоло­гия представляет собой обоснование лишь протосоцио-логии. (Luckmann T. Phanomenologie und Soziologie // Alfred Schutz und die Idee des Alltags in den Sozialwis-senschaften. Stuttgart, 1979. S. 205). Нам кажется, что в отношении понятия опыта различие между философией

76 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

ную задачу феноменологической социологии Т. Лук-ман сформулировал следующим образом: она долж­на раскрыть «универсальные структуры субъек­тивной ориентации в социальном мире»,1 занимать­ся не «объяснением всех сторон объективного мира», а исследованием процесса конституирования мира сознанием и конструирования человеком своего мира. Феноменологическая социология стремится раскрыть процессы, «с помощью которых строится специфически человеческий мир».2 Это определе­ние Лукмана, очевидно, напоминает название кни­ги Шюца. Понятие «строится», как отмечалось, носит двойственный смысл: одновременно как кон-ституирование и как конструирование социального мира. Его двойственность становится очевидной, если представить себе, как мы входим в контакт с нашим миром: мы просто переживаем его, не заду­мываясь над этим. Однако эти переживания накап­ливаются.

Социальный опыт возникает вместе с новой си­туацией, в которой человек вспоминает первое пе­реживание. Опыт есть воплощение совокупности всего «рефлексивного использования» собственно­го Я в его «текущих переживаниях».3 Лишь с того

и социологией незначительно, а понятие мышления Мида делает его еще меньше. Поэтому мы вслед за большин­ством социологов продолжаем пользоваться понятием фе­номенологической социологии. Более того, сама попыт­ка Шюца улучшить теорию социального действия Макса Вебера с помощью феноменологического обоснования говорит в пользу этого термина.

1 Luckmann T. Phanomenologie und Soziologie. S. 198.

2 Ibid. S. 197.

3 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 104.

Альфред Шюц и основы, феноменологической социологии 77

момента, когда в действие вступает человеческое Я, можно говорить о сознании. Путем установле­ния связи с другим опытом наш опыт не только накапливается, но и обобщается. Лишь так он при­обретает смысл. Основываясь на вышеупомянутом тезисе о том, что опыт является рефлексивным при­менением Я к текущим переживаниям, Шюц уточ­няет понятие подразумеваемого смысла у Макса Вебера: «Подразумеваемый смысл переживания является не чем иным, как самоистолкованием пе­реживания о новом переживании».1 Поэтому Лук-ман называет смысл отношением.2 Такое понятие смысла не следует путать с повседневным употреб­лением этого термина, в котором смысл означает нечто разумное или логичное. В феноменологиче­ской социологии смысл означает, что между двумя единицами опыта (феноменами) возникает связь, которая имеет значение для обеих. Тем самым смысл означает нечто, лежащее вне самих феноменов (яз-лений).

Анализ процесса конституирования реальности в нашем сознании говорит о том, что оно, как ми­нимум, с момента первого сравнения нашего опыта с предшествующим уже является процессом соци­ального конструирования реальности.3 Мы, конеч­но, соотносим наш первый опыт не с бесконечным набором другого опыта, а с совершенно определен-

1 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 104.

2 Luckmann T. Theorie des sozialen Handelns. Berlin, 1992. S. 31.

3 Строго говоря, конституирование и конструирова­ние социального мира происходит одновременно. См. по этому поводу: Ibid. S. 75 Anm. 2.

78 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

ным опытом. Здесь все зависит от индивидуальных особенностей сознания, накопленных человеком к данному моменту. Отложения опыта уже отобра­жают в силу вышеназванных причин определенный социальный порядок. Не все переживания доводят­ся до уровня сознания, а только вполне определен­ный опыт ставится в связь с иным конкретным опы­том. Так в процессе жизни складывается субъек­тивная система релевантностей.

Вышеописанный процесс ни в коем случае не , происходит сознательно в том смысле, что в каж-; дый момент времени человек сознает, как он упо-\ рядочивает свою реальность. Тем не менее соци­альный порядок возникает не случайно, а система­тическим образом. Социальный порядок есть процесс, в котором прежний опыт сравнивается с новым и соединяется с ним в свободной от противоречий «тео­рии». Между прочим, понятие теории в феномено­логической социологии используется в исходном значении соответствующего греческого термина — как воззрение или представление. Поэтому здесь говорится о повседневных теориях, под которыми понимается содержание здравого человеческого рас­судка. Он защищает нас от всяких сомнений, явля­ется, по сути дела, конструкцией, благодаря кото­рой мы упорядочиваем окружающую действитель­ность.

Опыт направлен не только в прошлое, но и в будущее, так как на основе типичного опыта фор­мируются типичные ожидания. Ожидания есть как бы опережающее воспоминание о поступке *, кото­рый еще только предстоит совершить в будущем.

SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 77.

Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 79

Шюц называет такое предварительное воспомина­ние проектом социального действия.1 Как будет показано ниже, проект действия имеет для него решающее значение.

В структуре предметов сознания можно выделить тематическое ядро и тематическое поле.2 Темати­ческое ядро представляет собой то, на что актуаль­но направлено сознание, а тематическое поле — смысловые связи, в которых сознание воспроизво­дит феномен в качестве типичного. Тематическое поле представляет собой релевантные отложения и ссылки на другие смысловые отношения, актуаль­ные в настоящий момент. Ядро и поле находятся в открытом тематическом горизонте, что означает возможность создания множества других ссылок соответственно новой актуальной релевантности. Тематическое ядро представляет собой пережива­ние, которое в случае его повторения или предвос­хищения потребного будущего считается типичным и тематически упорядочивается в качестве опыта. Тем самым совершается переход от конституирова-ния к социальному конструированию реальности. Сознание связывает опыт прошлого с поступком, который должен осуществиться в будущем на осно­ве этого опыта. К темпоральной структуре социаль­ного действия мы еще неоднократно вернемся.3

Подытоживая задачи феноменологической социо­логии, можно утверждать, что ее основным вопро-

1 SchutzA. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. S. 77f.

2 Luckmann T. Theorie des sozialen Handelns. S. 29, где имеется ссылка на Гурвича.

3 См. ниже п. 3.8, где приводится формулировка Шю-ца, правда, не вполне корректная.

80 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

сом является процесс конституирования социально­го опыта. Именно в этом смысле Шюц усматривал предмет социальных наук в опыте и основанном на нем социальном действии. Если рассматривать про­цесс приобретения социального опыта и его приме­нения в мире повседневности более детально, обна­руживаются некоторые универсальные структуры этого процесса. Универсальные структуры субъек­тивной ориентации в мире повседневности в свою очередь в определенной мере раскрывают фунда­мент, на котором развертывается осмысленное дей­ствие, по М. Веберу, или символическая интерак­ция, по Дж. Миду. Этот фрагмент, оставленный Шюцем, был в дальнейшем разработан Лукманом в сочинении под названием «Структуры жизненного мира». Он подтверждает, что Шюц стремился со­средоточиться на анализе объективации сознатель­ной деятельности людей в процессе «систематиче­ского описания мира повседневности как социаль­ной действительности».1

Структуры жизненного мира

Как уже отмечалось, двухтомное сочинение «Структуры жизненного мира» представляет собой реконструкцию и развитие одного из фрагментов, имеющихся в научном наследии Шюца, которую в течение ряда лет предпринял ученик и последова-

1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 14.

Алъфред Шюц и основы феноменологической социологии 81

тель Щюца Томас Лукман. Данный фрагмент пред­ставляет собой шесть записных книжек и сотни кар­точек на немецком языке.1 На некоторых из них были лишь заголовки будущих статей, на других — только ключевые понятия или выписки. Все это Лукману удалось привести в стройную систему ар­гументации, причем многие пробелы в ней ему при­шлось восполнять самому. Поэтому произведение было опубликовано от имени двух авторов — Шюца и Лукмана.

Разумеется, все основные теоретические поло­жения этого объемного сочинения невозможно из­ложить в двух словах, но самое главное, по мень­шей мере его предмет, обрисовать можно. Оно посвя­щено поведению человека в повседневном жизненном мире, в котором он ведет себя, руководствуясь есте­ственной установкой. Далее, в нем раскрывается про­цесс приобретения человеком социального опыта и его превращение в типичный опыт, содержащийся в запасе знания. С помощью запаса знания человек создает свой субъективный мир и одновременно познает себя в качестве части социального мира, который является общим с другими людьми и ко­торый уже существует, когда человек только всту­пает на жизненную сцену. В этом объективном мире накоплено знание, которое создали другие люди до нашего появления на свет2 и которое является обще­обязательным. Постольку реальность мира повсе­дневности задает человеку определенные рамки

1 Ср.: Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. S. 17.

2 Это совпадает с понятием социального факта как принудительной силы коллективного сознания в социо­логии Э. Дюркгейма.

82 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

мышления и действия. Субъективный и объектив­ный миры постоянно взаимодействуют друг с дру­гом. «Сеть структур жизненного мира конституиру­ется в процессе приспособления субъективно возни­кающего общественного запаса знания и объективно существующего общественного a priori, которое чис­то эмпирически обладает приоритетом по отноше­нию к субъективному запасу знания. То, что явля­ется с точки зрения естественной установки жизнен­ным миром человека, то, что он переживает и познает как свой жизненный мир, кажется ему социально заданным результатом общественного действия и опыта, накопленного обществом».1

При разработке оставленных Шюцем фрагмен­тов Лукман особо подчеркивает значение социаль­ного конституирования опыта. При этом речь идет не просто о том, чтобы описать, как индивид приоб­ретает доступ к общей с другими социальной реаль­ности, а о том, «как происходит структурирование жизненного мира посредством социальных институ­тов и результатов человеческих действий, которые оказывают на них обратное влияние. Короче гово­ря, речь идет об обратном воздействии социальных конструкций на их создателей».2 Руководствуясь этой «красной нитью», мы рассмотрим некоторые важнейшие темы феноменологической социологии, придерживаясь понятийного аппарата Шюца, ко­торый отчасти вошел в название глав книги, пре­дусмотренных еще самим Шюцем.

1 Soeffner H. G. Literaturbesprechung zu Schutz u. Luck-mann: Strukturen der Lebenswelt // Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1987. H. 4. S. 802.

2 Ibid. S. 804.

Альфред Шюц и основы феноменологической социологии 83

Наши рекомендации