Сущность человеческого общества
Символический интеракционизм Г. Блумера
ство есть деятельность. Опираясь на этот теоретический тезис, Блумер подчеркивает, что активность, которая служит источником действия, исходит от человека. Тем самым он полемизирует сразу с двумя авторитетными социологическими концепциями общества — с концепцией общества как культуры и с концепцией общества как социальной структуры — и пишет: «Не важно, что понимается под культурой: обычаи, традиции, нормы, ценности, правила и тому подобное — это всегда производное от деятельности людей. Это относится и к социальной структуре, всем ее аспектам, выраженным в понятиях социальной позиции, статуса, роли, авторитета и престижа, в отношениях, вытекающих из способов социального взаимодействия между людьми».1 Первая концепция была разработана в функ-ционалистских теориях, в произведениях У. Самнера (1840-1910) и Р. Линтона (1893-1953), возникших под влиянием культурной антропологии, вторая концепция — в структурном функционализме, прежде всего в творчестве Т. Парсонса (1902—1979). В противоположность обеим концепциям Блумер выдвинул тезис, что общество представляет собой непрерывный процесс взаимного согласования действий своих членов.
В исходном теоретическом положении символического интеракционизма утверждается, что «человеческие группы состоят из действующих лиц», точнее, что «способом существования человеческих групп и общества является деятельность».2 Обще-
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 84.
2 Ibid. S. 85.
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 86.
54 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
Сущность интеракции
Символический интеракционизм Г. Блумера 55
этом уровне действующие люди определяют себя, узнают и интерпретируют совместные действия.
Блумер исходит из важнейшего постулата социологии об условиях возможности общества: «Совместная жизнь людей в социальных группах с необходимостью предполагает интеракцию между их членами. Иначе говоря, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом».1 Это теоретическое положение имеется и в других определениях общества, но там социальное взаимодействие скорее следует из норм, ценностей, санкций и социальных ролей, не обладая самостоятельным значением. В противоположность такому утверждению символический интер-акционизм придает социальному взаимодействию (интеракции) центральное значение, учитывая его своеобразие. Интеракция не является условием, в котором проявляются социологические детерминанты поведения, а представляет собой взаимосвязанное поведение его участников. Поэтому интеракция является процессом, который сам формирует человеческое поведение. «Проще выражаясь, люди в процессе интеракции должны обращать внимание на то, что делает или намерен сделать другой человек».2
Как показал Мид, это удается благодаря взаимному принятию роли другого, обоюдному распознаванию и интерпретации поведения. «Интеракция в человеческом обществе происходит преимущественно на символическом уровне».3 Именно на
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 86.
2 Ibid. S. 87.
3 Ibid. S. 89.
Сущность объектов
Для символического интеракционизма не существует так называемых «миров в себе», для него есть лишь такие миры, какими люди конструируют их для себя и друг для друга. Эти «миры» составлены из «объектов», которые опять-таки «являются продуктом символической интеракции. К объектам можно отнести все, что может быть показано, все, на что может быть указано или по отношению к чему можно иметь отношение. Это могут быть, например, облако, книга, законодательное собрание, банкир, религиозное вероучение, дух и т. д. Простоты ради можно разбить объекты на три категории: а) физические объекты, например, стулья, деревья или велосипеды; б) социальные объекты, например, студенты, священник, президент, мать, друг; в) абстрактные объекты, например, нравственные принципы, философские учения или идеи, например, справедливость, эксплуатация, сочувствие».1
Значение объектов для разных людей может быть различным. Для одного вода — символ жизни, для другого — просто сырье. В этой связи Блумер отмечает: «Человек понимает значение объектов по сути дела благодаря способам, с помощью которых другие лица, с которыми он взаимодей-
1 Blumer H. Der methodologische Standort des Symbo-lischen Interaktionismus. S. 90.
56 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация
ствует, определяют для него это значение».1 Индивид принимает указанное значение объектов или дает ему свою интерпретацию. Таким образом, значение объектов заложено не в объектах самих по себе, а в их определениях, которые действующие люди взаимно демонстрируют друг другу. Поэтому нужно всегда помнить, что сами объекты являются продуктами человеческих действий. «Короче говоря, с точки зрения символического интеракциониз-ма, совместная жизнь людей представляет собой процесс, в котором значение объектов создается, подтверждается, изменяется и отрицается».2 Если мы желаем понять действия человека, то следует определить мир его объектов.