Идентичность как способность смотреть на себя со стороны
Как уже отмечалось ранее, человек отличается от животных способностью задерживать свои реакции, ставить себя на место другого и исходить в своих размышлениях из позиции другого. Эта способность была названа Мидом мышлением, ибо дух человека (mind) проявляет себя в мышлении. Дух «заключает ситуацию в идеальные рамки»,2 а идея есть смысл, содержащийся в ситуации. Человек
1 Brumllk M. Der symbolische Interaktionismus und seine padagogische Bedeutung. Frankfurt am Main, 1973. S. 23.
2 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 224.
26 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация
Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 27
становится духовным в тот момент, когда пользуется символами и осознает условия и возможные последствия своего поведения и поведения других людей. «Дух есть проявление значимых символов в поведении. Он является включением отдельной личности в общественный процесс коммуникации. Он способен демонстрировать собственной идентичности (и другим объектам) реакции, которые возникают у других людей на его жесты, и тем самым контролировать в этих пределах свои реакции».1 С точки зрения социального взаимодействия дух означает способность представить себе поведение другого, предвидеть ожидаемое поведение другого и направить на него свое поведение. Дух является предпосылкой принятия роли другого.
В процессе принятия роли другого речь идет не только о социальном взаимодействии, но и об идентичности, так как в ней проясняется точка зрения и позиция другого человека по отношению к нам, так как мы применяем чужие точки зрения и позиции к самим себе. Мы как бы проверяем, что было бы, если бы мы были на месте другого человека. При этом мы отдаем себе отчет в том, что существуют те или иные «первоисточники» наших действий, объясняющие, почему они в одних случаях похожи на действия других, а в других — нет.
Мид подчеркивает, что «окольный путь через других» является необходимой предпосылкой возникновения идентичности (self). Парадокс состоит в том, что индивид осознает собственную идентичность лишь в том случае, если смотрит на себя глазами другого. «Окольный путь» заключается в специфически чело-
веческой коммуникации, которая состоит в принятии роли другого: «В социальной группе существует такая коммуникация, благодаря которой личность, пользующаяся для общения жестами, и перенимает позиции других людей, и вызывает это у других. Человек оказывается в роли другого человека, роль которого он сам же провоцирует и на которую сам же влияет. Перенимая роль другого, человек осмысливает самого себя и управляет собственным процессом коммуникации».1 Перенимая роль другого, индивид смотрит на себя глазами другого человека. «Непосредственный результат принятия роли другого заключается в возможности контроля личности над собственными реакциями».2 Постоянное взаимное принятие роли другого участниками взаимодействия, в результате которого возникают совместные действия, создает специфически человеческую коммуникацию. В отличие от нормативистской теории Парсонса, согласно тезису о взаимном принятии роли другого Мида, социальные роли формируются лишь в социальном взаимодействии.
Выше уже отмечалось, что все, что субъект говорит другому, он говорит и самому себе. Посредством общения с другими человек создает у себя самого такие же позиции, которые он желает видеть у других или которые у них возникают сами благодаря применению общих значимых символов. Поэтому в своей основе коммуникация направлена не только на других, но и на самого субъекта: «Для возникновения идентичности необходимо, чтобы личность реагировала на саму себя. Это социальное
Morris Ch. Einleitung. S.25. |
1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 300.
2 Ibid. S. 300f.
ЧНИИИ^^^И" |
28 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
поведение создает условие для поведения, в котором проявляется идентичность. За исключением вербального поведения мне неизвестна, — пишет Мид, — иная форма поведения, в котором отдельная личность была бы сама для себя объектом, и, насколько я могу судить, отдельный человек до тех пор не является идентичностью в рефлексивном смысле этого термина, пока он не станет для себя объектом. Это обстоятельство придает социальной коммуникации решающее значение, так как она является поведением, при котором отдельная личность реагирует на саму себя».1 Лишь благодаря отношению с другими я получаю представление о самом себе, приобретаю самосознание. Таким образом, идентичность и интеракция постоянно переходят друг в друга.
Самосознание есть процесс, в котором индивид делает себя объектом собственного восприятия. Мышление означает не что иное, как диалог, обращенный к самому себе. Благодаря коммуникации с самим собой индивид «тематизирует» себя. Он следит за собой, являясь одновременно субъектом и объектом своего собственного действия. Он наблюдает себя глазами другого и судит о себе по реакциям других людей. Можно сказать, что он стоит в центре социального взаимодействия и в то же время находится как бы вне его. Благодаря этой сущно-стной способности человек отличается от животных. Животные не могут наблюдать за собственными действиями, а такая способность есть предпосылка развития идентичности.
В развитии идентичности можно различить две социальные фазы,2 в течение которых ребенок обу-
1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 184.
2 Ibid. S. 200.
Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 29
чается ориентации в общей социальной системе и одновременно осознает свою идентичность. Этот процесс Мид проясняет на примере игры.