Знаки, жесты и значимые символы
Если кратко выразить один из важнейших результатов творчества Мида, то можно сформулировать следующее теоретическое положение: личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия (интеракции) его участниками. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, необходимо коснуться некоторых основных положений учения Мида более подробно.
Ключевая мысль Мида состоит в том, что человек осваивает свой мир через символические значения. В отличие от животных, которые большей частью инстинктивно реагируют на свою среду обитания, конкретную для каждого вида, человек сам создает свой мир и овладевает им, помимо всего прочего, через свою деятельность. Эту мысль Мид развивает в рамках антропологической теории коммуникации, с помощью которой он пытался охарактеризовать основные черты человеческой социальности.
Мид вводит различие между знаками, жестами и значимыми символами. Простейшими естественными знаками являются смысловые стимулы, которые вызывают инстинктивные реакции. Например, мы невольно вздрагиваем при раскатах грома. Реакции животных и людей на такие знаки являются примерно одинаковыми, они не зависят от социальных отношений. Однако если мы рассмотрим коммуникацию между людьми или даже между животными, то заметим, что в поведении прояв-
Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 17
ляется регулятивная роль знаков. Такие знаки Мид называет жестами. Этот термин, заимствованный у Вундта, обозначает отношение, позицию, социальную установку, которая в социальном отношении действует на другого индивида как специфический раздражитель.1 Мид поясняет это на примере двух дерущихся собак: «Действия каждой собаки являются раздражителем, определяющим реакцию другой».2
Мидовское понятие жеста свидетельствует о том, что он разрабатывал социологические вопросы исходя из психологической теории. Поэтому к жестам можно отнести как поведение, так и социальное действие. Жесты выражают определенный смысл. Смысл означает связь жеста с поступком, который состоялся и который представлен через смысл, а также поступок, который вызывается жестом.3 Следовательно, жесты указывают на нечто произошедшее до и после конкретной ситуации.
Жесты допускают не любые, а вполне определенные ответные реакции. Так, обе собаки в нашем примере демонстрируют своим рычанием готовность к нападению. У каждой из них этот жест вызывает определенные реакции: у одной шерсть встала дыбом, другая поджала хвост. Инстинктивные реакции каждой особи на поведение другой проявляются в жестах, которые в свою очередь вызывают новые реакции и соответствующие жесты. Реакции животных всегда являются автоматическими в том смысле, что животные не выбирают свои реакции и
1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 53, 52, Anm. 9.
2 Ibid. S. 81.
3 Ср.: Ibid. S. 120-121, Anm. 15.
18 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
не задерживают их, а реагируют в соответствии со своей природой. Иными словами, функция жестов состоит в том, чтобы «вызывать у других такую реакцию, которая в свою очередь является стимулом для дальнейшего приспособления к ситуации вплоть до того, что в итоге совершится определенное социальное взаимодействие».1 Вызывая соответствующие реакции, жесты обеспечивают социальную коммуникацию.
В коммуникации между людьми жесты выполняют в принципе те же самые функции. Однако, по Миду, между человеком и животным имеется существенное различие в реакциях на жесты. Только человек способен сдерживать свои реакции. Задержка реакций происходит в процессе мышления. Мышление означает, что человек абстрагируется от жеста и обращает свое внимание на содержащийся в нем смысл. Если некто грозит нам кулаком, то тем самым он выражает определенную мысль.2 Если кулаком грозят на дискотеке, значит, дело идет к драке. Если преподаватель машет кулаком во время лекции, мы интерпретируем его жест скорее всего как бессознательный, с помощью которого он пытается привлечь наше внимание к чему-либо важному. Мы склонны к таким интерпретациям, так как располагаем социальным опытом, которым пользуемся при интерпретации новых ситуаций. Действительно, мы никогда не слышали, чтобы преподаватель пускал в ход кулаки, но знаем, что на дискотеках драки бывают. Из этого примера хорошо видно, что человек в состоянии интерпретиро-
Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 19
вать жесты. Он обобщает конкретную ситуацию, выясняя мысль, которая передается жестом. Обобщение ситуации до определенного, содержащегося в ней смысла Мид называет символизацией: «Используя символы, мы указываем на смысл вещей. Символы впитывают смысл вещей и объектов, которые им обладают. Символы несут в себе элементы опыта, указывающие на его другие элементы, которые неявно содержатся в конкретной ситуации в данный момент».1 Следовательно, символы выходят за пределы конкретной ситуации и содержат общий смысл.
Интерпретация символов требует затрат времени. Человек в отличие от животных способен задерживать свои реакции, благодаря чему он получает возможность продумать несколько интерпретаций ситуации и выбрать соответствующую реакцию. Тем самым в коммуникацию между людьми заложен некоторый риск: если жесты животных обычно обеспечивают адекватные реакции, то у людей часто случаются ошибочные интерпретации символов. Возникает вопрос, как возможна коммуникация, если каждый может понимать социальную ситуацию по-разному. Мид полагает, что за счет создания людьми общих значимых символов. «Значимыми символами называются знаки и символические жесты, вызывающие у другого индивида то же самое представление о присущих им значениях, что и у первого, и поэтому вызывающие одинаковую реакцию».2 «Если такой жест содержит определенную идею и вызывает у других ту же самую идею,
1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 83.
2 Ср.: Ibid. S. 84.
1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 162f. Anm. 29.
2 Ibid. S. 188f.
20 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация
Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 21
то мы имеем значимый символ. У дерущихся собак жесты вызывают просто адекватную реакцию, а в последнем примере (в примере с кулаком. — Пе-рев.) мы говорим уже о значимом символе, значение которого соответствует опыту одного человека и возникает в сознании другого человека. Когда жест достигает такого уровня передачи смысла, он становится тем, что можно назвать языком, то есть значимым символом, символом, имеющим определенное значение».1
Согласно Миду, язык возник из голосовых жестов. Он выражает определенное смысловое содержание посредством звука или слова. Во многом благодаря использованию звуковых жестов «биологический организм превращается в мыслящего индивида».2 Звуковые жесты становятся значимыми символами, если вызывают у людей их одинаковое понимание. Язык возникает вследствие всеобщего использования значимых символов и становится существенным признаком, отличающим человека от животного.
Благодаря значимым символам возникает и мышление. Оно представляет собой «просто разговор человека с самим собой с помощью языковых жестов, направленных внутрь себя... Жесты сами по себе являются значимыми символами, потому что они имеют одинаковый смысл для всех членов общества или социальной группы».3 Язык представляет собой систему таких символов и является раз-
1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 85.
2 Morns Ch. Emleitung // Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. Frankfurt am Mam, 1974. S. 25.
3 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 86f.
витой формой коммуникации. В языке накапливается коллективный опыт общества. Он является носителем интерсубъективного знания и снабжает нас схемами истолкования ситуаций, которые мы переживаем. Язык позволяет нам выходить за пре-~"\ делы «Здесь-и-сейчас», он «может «создать эффект присутствия» множества объектов, которые в пространственном, временном и социальном отношении отсутствуют "Здесь-и-сейчас". Ipso facto множество накопленных значений и переживаний объективируются "Здесь-и-сейчас". Проще говоря, с помощью языка весь мир может актуализироваться в любой момент»,19 поскольку язык есть система сим-/ волов par excellence.
Мышление означает постоянное управление впечатлениями, опытом и ожиданиями посредством языковых символов. Нам даже не нужен конкретный опыт, так как мы можем представить его в своем сознании. Язык как символический посредник коммуникации является решающим приобретением в ходе эволюции, отличающим человека от животного.
Принятие роли другого
Язык позволяет нам понимать других и вступать с ними в коммуникацию. Благодаря одинаковым символам языка мы способны поставить себя
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 69.
22 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
на место другого. В социальной коммуникации символы выступают знаками, служащими для интерпретации ситуации и обозначения намерений действующего лица. Если они имеются в социальном опыте участников коммуникации и их значение одинаково для всех, то в качестве значимых символов они вызывают у Ego и Alter не случайные, а вполне определенные реакции. Следовательно, Ego может предвидеть вероятную реакцию Alter в определенной ситуации, а значит, его поведение предсказуемо.
До тех пор пока Ego и Alter пользуются одинаковыми символами, Alter тоже может предвосхитить реакцию Ego, и оба знают о таких возможностях друг друга. Ego перенимает позицию Alter, a Alter входит в роль Ego. Способность рассматривать ситуацию с позиции другого человека Мид называет «принятием роли другого» (taking the role of the other). Допущение возможности войти в положение другого человека и учитывать его в процессе социального взаимодействия заложено уже в определении социального действия Макса Вебера, причем социальное действие характеризуется тем, что действующие в состоянии учитывать смысл, субъективно подразумеваемый друг другом. Способность принятия роли другого получила в позднейших теориях социальной роли название эмпатии.
Сразу же понятно, что способность к принятию роли другого предоставляет человеку стратегические преимущества. Ориентация на вероятные, то есть обычно ожидаемые нормальные реакции разгружает поведение. Ожидание заранее известных последствий действий, вероятно, удерживает человека от необдуманных поступков и делает его предусмотрительным. Вместе с тем перед ним открываются
Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 23
новые стратегические возможности: так как есть возможность заранее обдумать поведение другого, то свою линию поведения можно выстроить так, чтобы вызывать у другого человека определенные реакции. Однако то же самое могут делать и другие! Действительно, все знают, что все обладают такой способностью. Эта игра в свое время будет достаточно живо, тонко и глубоко описана Ирвингом Гофманом. Критики даже упрекают его в том, что в своей социологии он все сводит к игре, в которой все участники стремятся перехитрить друг друга: они пользуются друг другом как средствами и разыгрывают друг перед другом большой спектакль. Об этой критике еще пойдет речь в дальнейшем.
Конечно, теорию Мида можно рассматривать и с такой точки зрения, но она не соответствовала бы его пониманию задач науки. С помощью концепции принятия роли другого Мид пытался привлечь внимание к тому, что участники социального действия взаимно ограничивают свои позиции и перспективы. Ego действует, предвосхищая реакции Alter. Он учитывает эти реакции и корректирует свои намерения. Alter поступает точно так же. Без взаимного ограничения перспектив социальное взаимодействие вообще было бы невозможно. В этом состоит важнейшее отличие теории Мида от теории Уотсона.
Вследствие взаимного принятия ролей становится возможным коммуникативное понимание перспектив действия и ролей участников взаимодействия. Участники взаимодействия интерпретируют поведение друг друга,1 что является предпосылкой
1 Отсюда берет начало так называемая интерпрета-тивная парадигма в социологии. (Ср.: Wilson T. Theorien
24 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
взаимодействия. Понимание перспектив и ролей развертывается не только на межличностном уровне, но и на уровне отдельного индивида, ибо «когда человек говорит что-либо другому человеку, он одновременно говорит это и самому себе».1 Только таким путем индивид может понять какой-либо смысл отношений, в результате чего, согласно Миду, возникает мышление. «Лишь благодаря жестам, являющимся значимыми символами, возможны разум или интеллект, так как лишь благодаря жестам, являющимся значимыми символами, возникает мышление, которое в свою очередь представляет собой внутренний или имплицитный разговор отдельной личности с самой собой при помощи таких жестов. Такой акт включения в наш опыт внешнего опосредования жестов, которое присуще нам наряду с другими участниками процесса общественной жизни, раскрывает сущность мышления. Итак, жесты, направленные самому себе, также являются значимыми символами, так как они имеют для всех членов данного общества или социальной группы одинаковый смысл. Иными словами, они в соответствии с обстоятельствами порождают в индивиде, пользующемся жестами, и у реагирующих на них людей одинаковые реакции. В противном случае отдельный человек не смог бы усвоить их внутреннее содержание и осознать их значение».2
der Interaktion und Modelle soziologischer Erklarung // Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirk-lichkeit. Bd. 1. Symbohscher Interaktionismus und Ethno-methodologie. Reinbek, 1973.)
1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. 1973. S. 189.
2 Ibid. S. 86f.
Введение в символический интеракционизм Дж. Мида 25
Мышление человека нацелено не только на то, чтобы стать понятным для других людей. «Кооперация и сложная инструментальная деятельность существенно облегчается благодаря тому, что действующий человек предвидит возможную реакцию на свое действие, следовательно, он способен корректировать свое, возможно, неправильное поведение с учетом реакции партнера. Тем самым, по Миду, уже в собственных поступках содержится источник самосознания: — это значимые жесты и символы, которые делают возможным самосознание».1 Самосознание обозначается также термином «идентичность», который употребляется в дальнейшем.