Теоретические предпосылки социологических воззрений Ф. Тённиса.
Фердинанд Теннис – немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель "понимающей социологии", сторонник "формальной социологии". Он пытался построить социологию как аналитическую дисциплину, которая должна способствовать исследованию наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования, а также вырабатывать систему общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Этой цели служила общая (теоретическая), социология. Свои идеи Теннис обосновал в известной работе «Общность и общество» (1887 г.).
Ф. Тённис о предмете и структуре социологии, о формах социальной жизни.
Фердинанд Тённис рассматривает соц. как науку о человеке, его физической, психической и соц.-природной сущности. Соц. сущность человека заключается в его мыслительных способностях, опред. существование людей. Человеческие мысли находят выражение в формах человеческого бытия: обществе, церкви, государстве. Общество явл. выражением взаимосвязи людей, к которым относятся симпатии и антипатии, доверие и недоверие, свобода и обязанности. Эти социальные связи Т. определяет как общественные сущности, определяющие общественное поведение и сущности индивидов. Связи порабощают человека если он не осознает их, осознание помогает представить зависимость как взаимозависимость и управлять ей, освобождаясь от порабощения. Результатом осознания является появление общественной воли, составляющей основу общества. Воля проявляет себя в двух формах - простой (эмоциональной) и рациональной - осознанной. Высшим выражением эмоциональной воли является творчество, рациональной - производство. Тённис разделяет понятие общества, где господствует рациональная воля и общности, естественная, эмоциональная воля. Ассоциации, где перемешаны общество и общности Т. называет обществ. системами и различает: социальные связи - общности по духу, коллективы (симбиоз духа и выгоды) и организации (общности на основе выгоды). Социальность, основанная на общности (коммунизм) в ходе исторического прогресса заменяется общественной социальностью (государством), высшим выражением которой Т. считал “международный социализм”.
22.Понятие общности как ключевое понятие социологии Ф. Тённиса.
Главная работа Тенниса “Община и общество” посвящена связи социальных отношений с типами воли. Главным компонентом общественных отношений Теннис считает волю. Есть два типа воли и, соответственно, два типа общественных отношений:
· Естественная инстинктивная воля, толкает человека к действиям изнутри (материнская любовь).
· Рассудочная воля, предполагающая возможность выбора и сознательно поставленную цель действий, например, торговля, как вид деятельности.
На базе естественной воли возникает община, на базе рассудочной - общество. Впоследствии в социологии на основе этого критерия неформальные (неофициальные) и формальные (официальные) социальные группы. В общности – неформальной группе – господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. С развитием человечества этот тип отношений уступает место обществу – официальной группе. В обществе преобладают расчетливый ум, абстракции, механические отношения.
В историческом плане за контрастом общины и общества кроется трансформация, переход феодально-патриархальных отношенй к капиталистическим отношениям.
Социология и политические идеи Ф. Тённиса. Роль Ф. Тённиса в развитии немецкой социологии в первой половине 20в.
Под социологией Теннис понимает исследование человека, но не его телесного, душевного, а его социального существа, стало быть, телесного и душевного лишь постольку, поскольку оно обусловливает социальное. Социология изучает различия в отношениях между людьми. Социолог пишет о таких из них, как различия между знанием и незнанием, симпатией и антипатией, доверием и недоверием.
Главное в творчестве немецкого социолога — учение о социальных отношениях и социальных связях. Он разработал новый подход к пониманию общества, а также того, в каких формах представлена социальная жизнь.
Ф. Теннис выделяет три типа форм социальной жизни:
1) социальные отношения;
2) группы;
3) корпорации или объединения.