Общество как социальная система, его структура и основные элементы.
Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его как социальную систему и применить соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.
Теория социальных систем зарождается в начале 1950-х годов и обязана своим появлением на свет усилиям двух социологов — Толкотта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Они могут рассматриваться как основатели школы, именуемой структурный функционализм - подход, который рассматривает общество как развивающуюся систему, каждая часть которой функционирует в связи со всеми другими частями системы. Тогда любые данные об обществе могут рассматриваться с точки зрения того, насколько они функциональны или дисфункциональны для поддержания социальной системы.
Парсонс разработал общую теорию социальных систем, пытаясь нащупать пути интеграции социологической теории с разработками в биологии, психологии, экономической и политической теории. Согласно Парсонсу, любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются 4 условия, т.е. каждая социальная система имеет четыре подсистемы, соответствующие четырем основным функциям, а именно — адаптации (А), достижению цели (G), интеграции (I) и поддержанию образцов или латентности (L).Парсонсом была разработана универсальная схема структурно-функционального анализа, призванная описывать и объяснять социальные системы любого уровня (от индивидуального действия и малой группы до социального института и общества в целом).
Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре основных подсистемы:
Экономическая подсистема: производство, распределение, перемещение, обмен на рынке, экономическое стимулирование, система финансов, кредитная, банковская система. Цель подсистемы – адаптация людей к окружающей среде, обеспечивая средствами к существованию.
Политическая подсистема: политическое устройство, режим правления, система власти, наличие политических прав и свобод, партийная система. Цель – объединить людей для достижения общественно значимых целей, обеспечивая координацию их действий; механизм принятия решений и управление деятельностью людей.
Социальная подсистема: социальная и этнонациональная структура, его территориальная и профессиональная структура, социально-демографические характеристики (соотношение мужчин и женщин, детей, взрослых, динамика рождаемости, смерти, продолжение жизни). Цель – интеграция, поддержание устойчивых связей между элементами общества, социальными группами.
Социокультурная подсистема: образование, искусство, религия, наука, мораль, культура и т.д. Цель – поддержание стабильности системы, обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.
В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, но взаимодействуя друг с другом, образуют вполне определенные структурные компоненты общества. Основными из таких компонентов являются следующие:
1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;
2) социальные статусы, занимаемые людьми в обществе Социальный статус – это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, система его социальных функций и вытекающих из них определённых прав и обязанностей. Термин «социальный статус» введен в социологию в середине 30-х годов ХХ века Робертом Линтоном, до этого этот термин использовался для определения экономического положения человека в обществе. В том множестве статусов, которые человек имеет в системе социальных связей, особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый генеральный статус – статус человека, его права и обязанности. Другой генеральный статус – статус члена данного общества, государства (гражданина). Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности. Остальные же статусы относятся кособенным, т.е дифференцирующим данное общество. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, услуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» статусы. Предписанный статус приобретается от рождения. Это национальность (русский, казах и т.д.), социальное происхождение (из рабочих и т.д.), место рождения (москвич, одессит и т.д.). Достигаемые же статусы приобретаются в течение всей последующей жизни, например, образование, квалификация и т.д. Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж — это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций. Таким образом, категория социального статуса характеризует социальное значение человека в аспекте его социальных функций, прав и обязанностей. Динамическим дополнением этой статической категории служит понятие социальной роли – поведенческой характеристики человека, в том числе и его личностных черт;
3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами. Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе. Понятие «социальная роль» было выработано в начале ХХ века (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Шибутани, Р. Линтон и др.).
Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, и уровень общей культуры и т.д., и, таким образом, представляет собой ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль,следовательно, представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса в данном обществе.
В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.
Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей.Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.
Широко используется указанное понятие в концепциях, которые отождествляют жизненные ситуации с игрой, а деятельность человека сводят к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятие социальной роли и игры отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации. Хорошо описываются данными понятиями факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, «ролевая теория» неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма. Социальная роль распадается на ролевые ожидания, то, что согласно «правилам игры», ждут от той или иной роли, и ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Система социальных ролей снижает общий уровень тревожности в обществе, делая поведения обладателя той или иной социальной роли типическим, предсказуемым, ожидаемым. Как правило, индивид нервничает в незнакомой обстановке, когда не знает, чего ожидать от окружающих и каким образом вести себя самому, то есть, какую социальную роль представлять, «разыгрывать». Так же система социальных ролей позволяет эффективно контролировать поведение человека, отслеживая и наказывая его за отклонение от общепринятых ожиданий. Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов, и соответствующая система социальных санкций – от порицания, осуждения, бойкота до насильственного пресечения и изоляции индивида.
Социальная роль – более узкое понятие, чем статус, к которому она привязана. Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Директор завода в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой роли – перед подчиненными, в третьей – как отец. Везде он остается директором завода – в этом его главный статус. Но во всех этих ролях, в том числе директора-отца, он выступает в новом ракурсе. Р. Мертон назвал всю совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, ролевым набором. Человек обладает сразу несколькими статусами и исполняет при этом бесконечное множество ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми.;
4) социальная структура, включающая в себя социальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иные общности;
5) социальные взаимодействия людей, обладающих определенными социальными статусами и социальными ролями и принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;
6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.
Типология обществ.
Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.
1. Простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов, т.е. появляется стратификация. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение государства (6 тыс. лет назад). Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они совпадают с дописьменными.
2. Традиционное и современное. В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1936) в своей книге «Община и общество». Теннис использует немецкие термины Gemeinschaft и Gesellschaft , чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) – к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и традициями взаимопомощи, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; 2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах; 3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Gesellschaft проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а Gesellschaft – на светские ценности; 5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе Gesellschaft – крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, партии).
3. В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся языком и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками – способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.
4. Карл Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология коллективизм. К такому типу обществ К.Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К.Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
5. Наиболее популярной в современной социологии является типология общества американского социолога Даниела Белла который в 1973 г. опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество». Концепция Д. Белла основывается на представлении об автономном развитии социальной жизни и культуры, материальной и духовной сфер. У каждой из них есть своя «ось» развития. «Ось», которую исследует Белл – развитие производства и виды используемого знания. В соответствии с этим общественное развитие подразделяется на 3 основных периода: доиндустриальное (сельскохозяйственное), индустриальное (промышленное), постиндустриальное общество.
Традиционное (доиндустриальное, прединдустриальное, аграрное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией и малоподвижными структурами и основанным на традиции способе социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Преобладающее значение в доиндустриальном обществе имеет земледелие, рыболовство, скотоводство, горнодобывающая и деревообрабатывающая промышленность. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которое является необходимым условием постепенного обновления общества. Доиндустриальный тип общества господствует в Африке, некоторых странах Латинской Америки и Южной Азии.
Термин «индустриальное общество» ввел А.Сен-Симон, подчеркивая его новый технической базис.Индустриальное общество (в современном звучании) - сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствовании с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способ социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, массовое производство товаров, машинизация и автоматизация производства, развитие средств массовой коммуникации, урбанизация и т.д. Для справки: в 1970 году доля сельского населения в Беларуси была 57%, в 1999 году – 31%.
Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (как в традиционных обществах) и переработка (как в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием сферы услуг. Если в Африке, например, 2/3 активного населения заняты в сельском хозяйстве, то в США – менее 3%. В то же время в США промышленным производством заняты 1/3, а сферой услуг – 2/3 трудоспособного населения. Развитые страны абсолютно доминируют в сфере высоких технологий (семь ведущих постиндустриальных стран обладают более чем 80% мировой компьютерной техники, более чем 90% высокотехнологичного производства и почти 90% всех зарегистрированных в мире патентов, затрачивая на НИОКР в среднем около 400 млрд. долл. в год). В 1990-е годы они добились превосходства даже в сельском хозяйстве (сегодня себестоимость американского зерна ниже, чем производимого в африканских странах, а экспорт сельскохозяйственной продукции из США с начала 70-х годов вырос в сопоставимых ценах почти в десять раз).
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
· если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
· если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
Производство информации и уникальной продукции, в которой запечатлены основные достижения культуры, радикально отличается от производства других материальных благ: 1) оно требует высокого, а не низкого, как в индустриальном обществе, уровня образования работников; 2) в процессе производства происходит совершенствование рабочей силы, а не ее истощение; 3) потребление науко- и информационноемкой продукции становится фактором, способствующим, а не препятствующим накоплению капитала, и, наконец, 4) информационный продукт может быть реализован многократно, принося владельцу прибыли, но оставаясь при этом его собственностью. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. После 1991 года удвоение объема знаний происходит ежегодно. Причем эта тенденция все более усиливается. Это явление, получило название «информационный взрыв».
Если представить себе: все население планеты сжато до размеров деревушки с населением сто человек, а все существующие соотношения в мире сохранились, то получилась бы следующая картина: 1) там проживало бы 57 азиатов, 21 европеец, 14 представителей Северной, Центральной и Южной Америки, 8 африканцев; 2) 30 из них были бы белыми; 3) 50% богатств оказались бы в руках 6 человек, и все они были бы гражданами США; 4) только один человек имел бы университетское образование, а 70 – не умело бы читать; 5) 50 человек систематически страдали бы от недоедания.
Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становится согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации. При этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечения в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.
Главные черты ПО (США, Европа, Япония с сер. 20 в.):
1) центральная роль теоретического знания, которое становится основой технологических инноваций
2) создание новой интегральной технологии, позволяющей находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим, социальным проблемам;
3) рост класса носителей знания (технических специалистов и профессионалов);
4) переход от производства товаров к производству услуг, прежде всего в гуманитарной области – здравоохранение, образование, социальное обслуживание;
5) изменение в характере труда – труд становится взаимодействием между людьми, из процесса труда исключаются природа и искусственно созданные материалы;
6) роль женщин, которые получают надежную основу для экономической независимости;
7) наука достигает своего зрелого состояния, связь науки и технологии – основная черта ПО;
8) меритократия (власть знания): в ПО высокий статус и престиж обусловлены образованием и квалификацией. Иначе говоря, в ПО источник власти – знание;
9) конец ограниченности благ, дефицита товаров и ресурсов при порождении новых дефицитов – информации и времени;
10) экономическая теория информации: ПО характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании.