Понятие и признаки социального института. Процесс институциализации. Типология социальных институтов
Понятие, признаки социальных институтов и этапы институционализации
Для социологии социальные институты являются одним из важнейших объектов познания. Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм рассматривали институты как "фабрику социального", при этом Спенсер был первым, кто уделил значительное внимание социальным институтам и институционализации общественной жизни.
Слово "институт" (лат. institutum) в переводе с латыни означает установление, устройство. Понятие "социальный институт" социология заимствовала у юридических наук, где оно означало совокупность юридических норм, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт собственности, институт наследования, институт брака). В социологии этот термин используется в более широком смысле, обозначая социально организованное и регулируемое поведение людей. Одним из первых, кто дал развернутое определение понятия "социальный институт" был известный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857–1929). Он отмечал, что институты – это привычные способы реагирования на внешние стимулы, а развитие общества описывал как процесс естественного отбора социальных институтов.
В современной социологической литературе имеется большое число определений социального института, в каждом из которых внимание акцентируется на каких-либо важных аспектах. Под социальным институтом мы будем понимать "устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов".
Институциализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
Институциализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на поведение предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется.
Процесс институциализации, т.е. образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:
Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
Формирование общих целей;
Появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
Появление процедур, связанных нормами и правилами;
Институциализация норм, правил и процедур, т.е. их принятие и практическое применение;
Установление системы санкций для поддержания норм и правил;
Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итак, финалом институционализации можно считать создание, в соответствии с нормами и правилами, четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
Пять общих признаков социального института:
1. Установки и образцы поведения. В семье, например, это привязанность, лояльность, ответственность; в государстве – послушание, субординация, лояльность; в образовании – стремление к знаниям, посещение занятий.
2. Культурные символы. В семье, к примеру, это обручальное кольцо, в государстве – флаг, герб, гимн, в религии – крест, икона.
3. Утилитарные культурные черты. В частности, для семьи – это дом, мебель, для государства – общественные здания, для образования – классы, библиотеки.
4. Кодексы поведения – устные и письменные. Например, семейные правила, правила учащихся, церковные установления, нормативные акты.
5. Идеология. Например, романтическая любовь в семье, демократизм или национализм в государстве, православие или католицизм в религии.
Типология социальных институтов:
1. В зависимости от потребности,которую удовлетворяет данный институт:
· Институт семьи и брака
· Политический институт, институт государства
· Экономические институты
· Институты образования
· Институт религии
2. По характеру институты бывают
· Формальные – деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.
· Неформальные–в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).
Образование как социальный институт
Образование — это профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить следующие элементы:
1) сеть образовательных учреждений;
2) социальные общности (педагоги и учащиеся);
3) учебный процесс.
Образование выполняет в обществе важнейшие функции:
1) гуманистическую — выявление и развитие интеллектуального, нравственного и физического потенциала личности;
2) профессионально-экономическую — подготовка квалифицированных специалистов;
3) социально-политическую — приобретение определенного социального статуса;
4) культурную — усвоение индивидом культуры общества, развитие его творческих способностей;
5) адаптационную — подготовка личности к жизни и труду в обществе.