Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии – это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим более справедливым?

a) Дюркгейм;

b) Маркс;

c) Вебер;

d) Спенсер.

22. Согласно М. Веберу предметом социологии должно быть …

a) cоциальное действие

b) противоречие классов

c) отношение элиты и массы

d) эволюционное развитие общества

23. Согласно Э. Дюркгейму важнейшей функцией разделения труда является …

a) поддержание социальной солидарности

b) стимулирование общественных конфликтов

c) развитие новых технологий

d) снижение производительности труда

24. Теория «среднего уровня»:

a) особая трактовка структуры социологического знания, основанная на одномерном делении социологии – общесоциологическая теория среднего уровня;

b) особая трактовка структуры социологического знания, основанная на двухуровневом делении социологии – общесоциологическая теория и конкретное эмпирическое исследование;

c) особая трактовка структуры социологического знания, основанная на трехуровневом делении социологии – общесоциологическая теория, специальные теории и конкретное эмпирическое исследование.

25. «Ретритизм» в социологии Р. Мертона – это...

a) делинквентное поведение;

b) поведение, характерное для «белых» воротничков;

c) форма девиантного поведения, когда человек отвергает и цели общества, и средства их достижения;

d) форма нормального поведения.

26. Основоположником теории структурно-функционального анализа является …

a) Р. Миллс;

b) Т. Парсонс;

c) Р. Дарендорфа;

d) М. Вебер.

27. Автором одной из самых известных социологических работ по теории социальной деятельности «Структура социального действия» является…

a) Т. Парсонс;

b) Г. Мид;

c) Р. Мертон;

d) А. Щюц.

28. Общество как непрерывный процесс коммуникации, взаимообмена между людьми, в ходе которого они интерпретируют намерения друг друга, определяется в рамках…

a) позитивизма;

b) теории конфликта;

c) теории классовой борьбы;

d) символического интеракционизма.

29. Термин ___ используется Р. Мертоном для обозначения социальных ситуаций и индивидуальных ориентаций, противоречащих декларируемых культурой целям и средствам их достижения:

a) ассимиляция;

b) аннигиляция;

c) адаптация;

d) аномия.

30. Автором концепции явных и латентных функций социальных институтов является

a) А. Этциони;

b) Р. Мертон;

c) Э. Дюркгейм;

d) М. Вебер.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

Основная литература

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – 3-е изд., стер.- Ростов н/Д.: Феникс, 2014. Гриф УМО;

2. Социология: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гриф МО;

3. Социология: учебник / под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гриф МО.

Дополнительная литература

1. Социология. В 2 т. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С.А. Кравченко. – М. : Издательство Юрайт, 2014;

2.Социология. В 2 т. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения: учебник для академического бакалавриата / С.А. Кравченко. – М. : Издательство Юрайт, 2014;

2. Социология для юристов: учебное пособие / Кравченко А.И., Бельский В.Ю., Курганов С.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011;

3. Социология права: учебник / под ред. В.М. Сырых – М.: Юстицинформ, 2012;

4. Социология: учебное пособие / Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т. – М.: Дашков и К, 2010;

5. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник / Тощенко Ж.Т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012;

6. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: учеб. пособие / Г.Ф. Шафранов-Куцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2012.

7. Кареев, Н.И. Общие основы социологии / Н.И. Кареев. - М.: КД Либроком, 2015. - 248 c.

8. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 722с.

9. Леонов О.В. История классической социологии: учебно-методическое пособие / О.В. Леонова – М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016 – 90с.

10. Луман Н. Дифференциация. Пер. с нем. Б.Скуратов. М.: Издательство "Логос". 2006. 320 с.

11. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М.: Шк.Культ.Полит., 1995. — 800 с.

12. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. С.М. Червонной. — М.: Логос, 2005. — 664 с.

Тема 3. Эмпирические (прикладные) социологические исследования и их значение для служебной деятельности правоохранительных органов.

Структурно семинарское занятие по данной теме состоит из трех учебных вопросов. В первом вопросе необходимо начать ознакомление с материалом с того, что несмотря на видимое многообразие в структуре социологического знания, можно выделить три доминирующих стиля или типа рассуждения. Первый представлен классическими социологическими доктринами, предлагающими различное толкование исторического процесса и развития общества как целого. Второй тип – социальные обследования, цель которых заключается в сборе и систематизации информации о состоянии отдельных сфер деятельности и отраслей общественной жизни. Третий тип – конкретные (или прикладные) социологические исследования, фокусированные на проверке гипотез.

При этом следует учитывать, что любая теоретическая система знаний оценивается прежде всего по тому, что она не только описывает и объясняет объективную реальность, но и одновременно является инструментом поиска нового научного знания. Социолог в своей работе использует многие приемы, заимствованные из других социальных наук и особенно экономики, истории, психологии, этнографии и др. Он должен владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответствующих разделах математики, владеть вычислительной техникой.

Любое более или менее основательное социологические исследование имеет четыре основных этапа. Под этапом прикладного исследования понимается последовательность действий социолога при проведении конкретного социологического исследования: первый - подготовка исследования; второй - сбор первичной информации; третий - обработка информации; четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

Исследование может повторяться неоднократно, чтобы представить поведение изучаемого объекта в динамике. В этом случае исследование называется панельным. Повторные когортные исследования - особая разновидность панельных исследований, отличающихся тем, что выборочный объект -возрастная группа, изучаемая на протяжении достаточно длительного времени. Термин “когорта” заимствован из демографии, им обозначаются люди одного поколения, более строго - одного года рождения. Например, международные и межрегиональные исследования, цель которых - выявление общего и специфического в социальных процессах различных стран или регионов.

Содержание и структура социологического исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований:

· Теоретико-прикладные исследования, цель которых - содействие решению крупных социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации.

· Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение конкретных, обозначившихся социальных проблем. Такие исследования нередко называют социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработанные в социологии, здесь реализуются в конкретном приложении к данной области социальной жизни. Их непосредственным результатом может быть разработка практических рекомендаций, социального проекта. Вот почему социологию иногда называют социальной инженерией.

Очень важно различать программные, основные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания. По сути, каждая стадия развертывания программы и анализа полученных данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность невозможно и в этом нет необходимости.

Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез и т.п.

Весь изучаемый социальный массив социологи называют генеральной совокупностью, и конечно, для исследования берется какая-то часть, точно также, как при анализе крови берется одна капля.

Социолог выделяет некую часть генеральной совокупности в надежде, что сумеет выявить и доказать свойства всего объекта исследования в целом. Тип и способ выборки зависят от целей исследования и его гипотез: чем конкретней цель и яснее сформулированы гипотезы, тем правильней будет решен вопрос о выборке. Первое выборочное исследование в России было проведено в 1884 г. - обследование крестьянских хозяйств Воронежской губернии. После 1917 г. они стали ежегодными.

Генеральная и выборочная совокупности должны сопоставляться по некоторым важным признакам, которые легко проверяются статистическими методами. Если они совпадают, то выборка называется представительной (или репрезентативной). Понятно и то, что чем больше размер выборки, тем больше и достоверность.

Требования к знаниям и умениям слушателей по данной теме могут быть определены следующим образом:

Семинар

Цель:

1) иметь представление о программе социологического исследования, путях ее подготовки и ее основных разделах;

2) знать основные методы сбора социологической информации, уметь на основе эмпирической информации сделать правильные, обоснованные рекомендации, выводы и обобщения;

3) иметь представление о том, как поставить задание профессиональным социологам по анализу социальной ситуации в своем регионе, уметь понимать и использовать полученную социологическую информацию.

Вопросы для обсуждения

1. Принципы получения социальной информации.

2. Этапы конкретного (прикладного) социологического исследования.

3. Особенности применения методов прикладного социологического исследования.

Тематика рефератов

1. Программа конкретного социологического исследования.

2. Процедура получения и обработки информации в конкретном социологическом исследовании.

3. Методологические принципы проведения конкретного социологического исследования.

4. Метод интервью и особенности его применения.

5. Метод анкетирования и особенности его применения.

6. Метод анализа документов и особенности его применения.

7. Социометрический опрос.

8. Наблюдение как метод конкретного социологического исследования.

9. Социальный эксперимент и особенности его проведения.

10. Применение результатов социологических исследований в общественной практике.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности.

2. Основные характеристики социологического исследования, его структура и функции. Подготовка социологического исследования.

3. Виды социологического исследования.

4. Программа социологического исследования.

5. Методы социологического исследования. Количественные и качественные методы сбора социологической информации.

6. Выборочный метод.

7. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, формулирование выводов и рекомендаций.

8. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование.

Тесты

1. Группа, участвующая в эксперименте, идентичная по заданным исследователям параметрам, но не испытывающая воздействия экспериментальных факторов, называется …

a) текущая;

b) контрольная;

c) малая;

d) первичная.

2. Часть исследуемой совокупности людей, непосредственно принимающих участие в опросе в качестве объекта-носителя информации, называется …

a) исследовательская группа;

b) выборочная совокупность;

c) экспериментальная группа;

d) генеральная совокупность.

3. Метод исследования малых групп, с помощью описания системы межличностных отношений между их членами называется …

a) социосоматика;

b) социография;

c) социоцентризм;

d) социометрия.

4. Методами обработки и анализа социологических данных не являются …

a) группировка;

b) наблюдение;

c) классификация;

d) методы графического представления данных.

5. В социологии информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитном, фото-, видео-, аудионосителях называют …

a) объективной;

b) предметной;

c) документальной;

d) артефактной.

6. К методам сбора социологической информации не относятся ...

a) наблюдение;

b) эксперимент;

c) опрос;

d) анализ документов;

e) общение.

7. Какую аналитическую операцию можно проводить с эмпирическими социологическими данными …

a) унифицировать;

b) форматировать;

c) редактировать;

d) кодировать.

8. Выборка, когда социолог опрашивает «первого встречного», называется …

a) квотная;

b) стихийная;

c) систематическая;

d) случайная.

9. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности - это ...

a) сравнимость;

b) доказательность;

c) репрезентативность.

10. Методологическое и методико-техническое обоснование социологического исследования - это ...

a) выборка;

b) рабочий план исследователя;

c) программа исследования.

11. Процедура отбора подмножества элементов генеральной совокупности, позволяющая делать вывод обо всем множестве элементов - это ...

a) выборка;

b) проверка;

c) исследование.

12. В социологии эксперимент - главное средство познания

a) да;

b) нет.

13. Контрольная группа – это …

a) выборка из генеральной совокупности;

b) группа, которая испытывает действие зависимой переменной;

c) группа людей, подобранных по сходным признакам, в противоположность экспериментальной группе;

d) одна из экспериментальных.

14. Кластерный анализ - это ...

a) метод классификации объектов по их интерпретации;

b) метод классификации объектов, объединяющий способы классификации при отсутствии предварительных или экспертных данных о группировке информации;

c) метод поиска и оценки силы и достоверности взаимосвязей в таблице.

Рекомендуемая литература

Нормативно-правовые акты

Основная литература

1. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – 3-е изд., стер.- Ростов н/Д.: Феникс, 2014. Гриф УМО;

2. Социология: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гриф МО;

3. Социология: учебник / под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гриф МО.

Дополнительная литература

1. Социология для юристов: учебное пособие / Кравченко А.И., Бельский В.Ю., Курганов С.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011;

2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов.- М.: Книжный дом «Университет», 2006;

3. Социология: учебное пособие / Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г.Т. – М.: Дашков и К, 2010;

4. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник / Тощенко Ж.Т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012;

5. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций: учеб. пособие / Г.Ф. Шафранов-Куцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2012;

6. Стратегия социологического исследования. Описание,объяснение, понимание социальной реальности/ В.А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007;

7. Темницкий А.Л. Учебное исследование по эмпирической социологии. Учебное пособие. 2-е издание дополненное и переработанное. М. Издательство МГИМО-Университет, 2015.

8. Аверьянов, Л. Я. Искусство задавать вопросы [Текст] : заметки социолога / Л. Я. Аверьянов. — М.: Моск. рабочий, 1987.

9. Ватолина, Ю.В. Метод наблюдения в социологии [Текст] : на основе опыта Вальтера Беньямина / Ю. В. Ватолина. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2006.

10. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования [Текст] : учебник для вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2008.

11. Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 324 с.

12. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 239 с.

[1] Решение тестовых заданий предполагает выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Наши рекомендации