Социология власти м.вебера. типы господств.

Власть – это любая возможность проводить внутри данных соц. отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, не зависимо от того, на чем такая возможность основана.

Вебер различает власть и господство. Первая, считает он, предшествует второму и не всегда обладает его характеристиками. Строго говоря, господство - это, скорее, процесс реализации власти. Кроме того, господство означает определенную вероятность того, что приказы, отдаваемые одними людьми (которые обладают властными полномочиями), встретят у других людей готовность подчиниться, выполнить эти приказы.

Легитимное, т.е. законное, господство не может ограничиваться самим фактом применения власти, оно нуждается в вере в ее законность. Власть становится господством, когда она расценивается людьми как легитимная.

Легитимность – это возможность проявить волю.

Власть бывает основана на привычке. Власть может держаться на преданности. Власть основана на формально – правовом начале.

Основания легитимности (мотивы уступчивости):

1. Привычка 2. Аффект (чувство или страсть) 3. Закон

Типы господства:

1. Традиционное (основано на привычке) «Авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение»

Характерные черты:

Закон стабильности господства: патриарх.господство – похоже на семью.Личная преданность и уважение порядка.

Традиционное господство покоится на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику.

2.Легальное (нацелено на рационал.типе действия)

Это господство существует:

«в силу веры и обязательности легального установления и деловой компетентности.»

Имеет соображение интереса и веры в законность

Легально-рациональное господство. Здесь основным мотивом подчинения выступает удовлетворение собственных интересов. При этом люди подчиняются не столько другим л

При этом люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, которые этими другими людьми выражаются и от имени которых они выступают. Легально-рациональное господство подразумевает повиновение формальным правилам, установленным с помощью "правильных" публичных процедур.

В трад.господстве подчиняются личности, а в легал.в силу законов

Трад.господство св-венно для феодальных отношений, а легальное для капиталистических отношений

3. Харизматическое (связанно исключительно с личностью)

Харизма – экстраордин. способность чел-ка, которая выделяет его из остальных людей.

Харизмой обладают герои,политики и художники.

Харизма основана на аффективное типе действия. Он противоположен традиционному, т.к. держится не привычкой, не привязанностью, а опирается на нечто необычное, то, что раньше не признавалось.

Харизма- это вилик.революцион.сила,способная внести изменения в стр-ру традиц.об-ва

Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч. harisma - божественный дар, благодать) ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Э. Трёльч. При наличии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику. Харизмат. господство основано на экстраординарной, может быть, даже маг. способности, которой обладает господин. Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения - только личные кач-ва лидера. Наличие харизмы означает прямое, непосредственно осуществляемое господство. Харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мир. религий), полководцев и выдающихся полит. вождей.

Традиц. и харизмат.господства опираются на лич. отношения,а легал.госродство безлично.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РАБОТЫ М.ВЕБЕРА "ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА".

В "Протестантской этике" Вебер рассматривает важную проблему: почему капитализм развился на Западе и нигде больше. В течение пятнадцати веков, прошедших со времени падения древнего Рима, другие цивилизации занимали в истории гораздо более выдающееся положение, чем Запад. Фактически Европа была захолустьем в то время, когда Китай, Индия и Оттоманская Империя на Ближнем Востоке представляли собой действительно могучие державы. Китай, в частности, в плане технологического и экономического развития далеко опережал Запад. Что же вызвало гигантский всплеск экономического развития Европы с семнадцатого века до наших дней? Чтобы ответить на этот вопрос, полагает Вебер, мы должны показать, в чем состоит отличие современной промышленности от ранних форм экономической деятельности. Стремление к приобретению богатства обнаруживается во многих цивилизациях, и объяснить его нетрудно: люди ценили богатство за комфорт, безопасность, власть и наслаждение, которые оно может принести. Желая быть свободными от нужды и приобретая богатство, они обретали больший комфорт. Если обратиться к экономическому развитию Запада, говорит Вебер, то мы обнаружим нечто совершенно иное. Согласно его убеждению, на Западе существовало особенное отношение к накоплению богатств, которое мы нигде более не обнаружим. Это отношение, которое Вебер называет духом капитализма, есть комплекс убеждений и ценностей, которых придерживались первые капиталисты — купцы и промышленники. У этих людей было сильно стремление к личному богатству. Однако, в отличие от других богатых в других обществах, они стремились приобрести состояние вовсе не для того, чтобы вести роскошный образ жизни. Фактически их жизнь была экономной и полной самоограничений, жили они скромно и тихо, избегая выставлять свое богатство напоказ. Вебер стремится показать, что это необычное сочетание качеств имело важное значение для ранних этапов экономического развития Запада. В отличие от богатых людей предыдущих эпох и иных культур, представители данной группы не расточали свои богатства, вместо этого они пускали их вновь в оборот, чем способствовали дальнейшему росту возглавляемых ими предприятий.

ВЕБЕРОВСКИЙ МЕТОД "ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТИ".

Макс Вебер показывает, как соц-ия должна относиться к ценности.

Соц-ия должна быть свободна от ценностей, но должна использовать метод отнесения к ценности.

«Соц-ия должна быть свободна от ценности»-поскольку соц-ия претендует на статус науки, значит она не должна состоять из наших предпочтений( соц-ги не имеют права оценивать позитивность или негативность тех или иных факторов, оценка недопустима, нужно максимально абстрагироваться от индивид. предпочтений) Отнесение к ценности - метод,который впервые использовал Вебер. Он состоит в след: берется тенденция, определенный тип хоз-вования, и это явление можно отнести к какой-то ценности, ищется причина ценностей, усвоенные данным об-вом. Ценность является причиной, фактором, объясняющим сложившиеся социальные отношения

Наши рекомендации