Позитивистско-натуралистические школы «одного фактора».

В социологии существовало несколько направлений. Основные из них-биологические направления, географические направления и рассово-антропологическая школа.

1)биологические направления делились на биоорганицизм и социалдарвинизм. Социалдарвинизм: в основании социальной концепции этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей, биологический отбор и борьба за существование-главные факторы социальной жизни.Биоорганицизм: : вульгарное истолкование смысла социально-организмической аналогии. Общество как живой организм: от метафорического к буквальному пониманию данной идеи.(Вормс, Лилиенфельд, Шеффле)

2)геогоафическая школа. в социологии, направление в немарксистской социологии, рассматривающее географическую среду (См. Географическая среда) или её отдельные компоненты (климат, почву, реки и т.п.) в качестве определяющего фактора развития общества

3)расово-антропологическая школа(гобино, чемберлен, Ляпуж)-течение в буржуазной социологии,19-20 век.

1) расы не равны между собой в отношении интеллектуально-творческих и других способностей

2)расовые смешения вредны, потому что социальное поведение целиком и полностью определяется биологической наследственностью. Расовому фактору отводилась ведущая роль во внутренней политике и эволюции человечества.

Биоорганицизм (Р.Вормс, П.Лилиенфельд, А.Шеффле, А.Эспинас). Биоорганицизм: общество аналогично живому организму.

Павел Феодорович Лилиенфельд-Тоаль — российский государственный деятель, социолог-органицист. Учился в Александровском лицее. Служил мировым посредником в Санкт-Петербургской губернии, председателем петергофской земской управы и мирового съезда, вице-губернатором, курляндским губернатором, сенатором. Сначала издавался под псевдонимом Лилеев. Основная мысль труда — признание человеческого общества за организм не в переносном смысле, а в значении естественно-реального явления. В человеческой жизни и развитии действуют те же законы, как и во всей органической природе; социальный организм, как всякий высший организм в природе, состоит из двух взаимодействующих факторов — нервной системы и межклеточного вещества; вообще, все явления социальной жизни вполне аналогичны явлениям физиологическим. Широко пользуясь сравнительно-биологическим методом, Лилиенфельд старается установить социально-эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества.

Альберт Эберхард Фридрих Шеффле— немецкий и австрийский экономист и социолог, представитель органической школы. Рассматривал общество как организм, который развивается по дарвиновскому принципу борьбы за существование; анализировал роль коллективной собственности в процессе распределения и производства. Ш. считал социализмом всякое вмешательство государства в экономическую жизнь.Предмет социологии для Шеффле – это духовные взаимоотношения между людьми. Духовное взаимодействие становится координатором социального тела, когда создаются знаковые средства для связи и поддержания целостности. Шеффле писал о 5 видах социальных тканей, гомологичных биологическим (например,духовная сфера = нервная ткань). Закон социального развития – естественный отбор, победа высших форм жизни над примитивными. Основное отличие об-ва от организма состоит в существовании коллективного сознания.

Эспинас, Альфред (1844-1922) - представитель органической школы в социологии Франции, предшественник праксиологии и этологии. Социальная концепция Эспинаса содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество - это живое существо, подверженное естественным законам.

Вормс, Рене (1862-1926) - организатор социологической науки во Франции, активный пропагандист новой науки, заложенной О.Контом. Вормс - основатель "Международного социологического журнала", организатор Международного института социологии, создатель Парижского социологического общества, организатор первого обществоведческого конгресса (именно, социологического), учредитель Международной социологической библиотеки. Вормс читал лекции по истории социологии и по социологии. В 1893 г. он выпустил книгу "Организм и общество" , в которой проводил аналогию между обществом и организмом, подчеркивая, однако, и различия между ними. Вормс подошел к пониманию надындивидуальной сущности социальной реальности, все части которой связаны общим сознанием (потом эту мысль проводил Э.Дюркгейм). Высшим проявлением этого сознания, утверждал Вормс, является национальное чувство, а главным в обществе - не конфликт, а солидарность, не борьба, а жизненное усилие.

Социал-дарвинизм (У.Бэджгот, Л.Гумплович, А.Смолл, У.Самнер, Г.Ратценхофер).

Бэджгот, Уолтер (1826-1877) - английский экономист и политолог, основатель журнала "Экономист”, в котором сотрудничал Г.Спенсер. Бэджгот изложил суть своей социальной концепции в работе "Физика и политика" : конфликт между группами является результатом естественного отбора; главный сплачивающий фактор - подражание более низкого слоя более высокому; развитие общества представляет собой сочетание подражания (сообщает устойчивость обществу) и инноваций (позволяющих обществу изменяться).

Гумплович (gumplowicz) Людвиг (1838-1909) - польско-австр. социолог и юрист, представитель дарвинизма социального (см.). Предметом социологии считал соц. группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними - главным фактором соц. жизни. Основа соц. процессов в целом, по Г., - в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей.

Смолл, Альбион (1854-1926) - основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикаго (1892 г.), основатель Американского социологического общества, профессионального журнала. Как социолог, Смолл испытал значительное влияние дарвинизма и психологизма, полагая, что социальная жизнь определяется взаимодействием шести классов интересов, но интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты.

Самнер, Уильям Грэм (1840-1910) - американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма. Самнер - один из отцов американской социологии. Основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи: механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения.

Географическая школа (К.Риттер, Г.Бокль, Ф.Ратцель).

Географическая школа отводила главную роль географической среде: климат, прир. богатства, наличие гор, лесов, рек и длины береговой морской или океанической линии и т. п. Сторонники данной школы стремились выяснить и отыскать естественные, но часто таинственные пути, при помощи которых различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов, предоставляя некоторым из них верховенство над другими народами. Г. Бокль, Ф. Ратцель, К. Риттер, Э.Реклю и другие.

Карл Ри́ттер— немецкий географ, один из основоположников современной западной географии. Много внимания уделял изучению географии России. Развил сравнительный метод в географии, её аналитическую составляющую. Считается сторонником географического поссибилизма (адаптации человеческого общества к природным условиям). Идеи Риттера во многом определили развитие географической мысли в XIX — начале XX века.

Бокль (buckle) Генри Томас - британский мыслитель и историк. Испытал большое влияние идей Конта. Разделял представления географического детерминизма, объясняя эволюцию народов влиянием ландшафта, климата, почвы, рациона питания и даже "общего вида природы". Различал ландшафты, способствующие развитию рассудка и логической деятельности (Европа), которые предзадавали подчинение природы человеку, и ландшафты, возбуждающие воображение (районы возникновения древнейших цивилизаций и пояс тропиков), которые способствовали процессу подчинения человека природе.

Ратцель Фридрих (1844-1904) - немецкий мыслитель, наиболее крупный представитель социогеографии в социологии. Социологическая концепция Р., которую он называл "антропогеография", раскрывала связь природной среды и деятельности человека. Р. также сформулировал идею (но не термин) диффузионизма : заимствование и распространение культуры, каналы этого процесса; фактически проанализировал этногенез разных народов. Р. принадлежит формулирование семи законов "пространственного роста государств", основное содержание которых сводилось к неизбежности экспансии государств с целью выживания и улучшения своего географического положения. Эти идеи были впоследствии использованы для оправдания немецкой колониальной политики.

Расово-антропологическая школа (А.Гобино, Х.Чемберлен).

Де Гобино, Жозеф Артюр (1816-1882) - французский дипломат, писатель, публицист, представитель расово-антропологического направления в социологии. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855 гг.) он утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства. Современная социология отвергает утверждение о детерминированности социального поведения биологической наследственностью, но стремится использовать эмпирический материал, накопленный представителями расово-антропологического направления.

Аммон, Отто (1842-1916) - представитель расово-антропологической школы в социологии, основатель антропосоциологии в Германии. Основными идеями социальных воззрений Аммона были идеи иерархии рас, классов, народов. Проводя огромное количество антропометрических измерений, Аммон формулировал антропологические и социопсихологические характеристики нордической расы, называя ее "высшей расой", а немецкий народ - “избранным". Х.С. Чемберлен (1855-1927), полит, философ-германофил англ. происхождения, был наиболее известным последователем Гобино в Германии. Чемберлен, не давая определения расы, активно пользовался этим понятием. Различия между расами, с его т.зр., являются биол. и интеллектуальными. Высшее положение в расовой иерархии Чемберлена занимает "арийская" раса, или "нордический" тип: "высокие белокурые долихоцефалы". Наиболее "чистыми" представителями арийской расы провозглашались германцы. Расцвет всех цивилизаций определялся влиянием герм. племен, а упадок - смешением их с другими расами. Чемберлен описал европ. культуру как рез-т совместного действия пяти факторов: 1) искусства, лит-ры и философии Др. Греции; 2) права, гос-ва и гражд. об-ваДр. Рима; 3) христ. откровения, возрожденного Реформацией; 4) организующего творч. духа германцев; 5) чужеродных и разрушит. влияний иудаизма и евреев. Первейшей задачей герм. народов он считал освобождение от "порабощающих чужих представлений", а именно от "семитич. представлений о мире" и "моисеевой космогонии"; предлагал вернуться к исконному "арийскому миросозерцанию", осн. принципом к-рого он считал "гармонич. слияние с природой". Если Чемберлен в основном оперировал мифологемами, впоследствии нашедшими широкое употребление в идеологии нацизма, то Аммон и Ляпуж попытались доказать неравноценность рас и превосходство белой расы при помощи "научных" обоснований. О. Аммон (1842-1916), нем. антропометр и один из родоначальников антропосоциологии, провел ряд антропометрич. измерений в Бадене, Карлсруэ и Фрейберге, воспользовавшись "краниальным индексом", введенным швед. антропологом Г.Ретциусом. На основе этих исследований он пришел к выводам, что среди горожан и высшего класса выше доля долихоцефалов, а среди крестьян и низших классов преобладают брахицефалы; долихоцефалы самой природой предназначены занимать господствующее положение в об-ве; существует прямая связь между долихоцефалией и уровнем интеллектуальных способностей; каждое об-во прогрессирует до тех пор, пока в нем не падает доля долихоцефалов, т.е. наиболее талантливых и одаренных. Ж. Ляпуж (1854-1936) также классифицировал человечество по типам головы и связывал культурные различия с брахицефалич. и долихоцефалич. типами. Долихоцефалы (длинноголовые) формируют высшую (арийскую, или нордич.) расу, брахицефалы (короткоголовые) - низшие расы.

Наши рекомендации