Возникновение социологии в XIX в.

Создание позитивистской социологии.

Основоположником социологии как науки признан французский философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). В своем довольно противоречивом творчестве Конт относился отрицательно ко всем разрушительным элементам, которые существуют в обществе. Он старался противопоставить духу отрицания, привнесенному Французской революцией 1789 г., созидательный («позитивный») дух. Именно поэтому категория «позитивного» является у него наиболее общей и главной.

Конт указывал пять значений этой категории:

реальное в противовес химерическому;

полезное в противовес негодному;

достоверное в противовес сомнительному;

точное в противовес смутному;

организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, непосредственный социальный характер, тесная связь со всеобщим здравым смыслом. При этом Конт неизменен в оценке фактов. В противовес методологии, основанной на подчинении фактов воображению и претендующей на абсолютные объяснения, он акцентировал внимание на выяснении постоянных связей между фактами.

В целом позитивистскую социологию Конта составили две основные концепции, которые сохранились на протяжении всей истории социологической мысли:

социальная статика, раскрывающая существующие в определенный момент взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой, поэтому обществам в большей мере присуща стабильность;

социальная динамика — учение об изменениях социальных систем, их прогрессе.

С точки зрения методологии позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

Органицизм О.Конта. Социальная статика и социальная динамика

Конт считал, что социологи должны изучать «социальные органы», как биологи живые «организмы», акцентируя на «органической целостности» и саморегуляции общества, части которого – взаимозависимы. Такой подход в социальном анализе получил название функционализма. Органические аналогии были обусловлены желанием основателей социологии опираться на авторитет биологии, успехи которой в 19-ом веке были общепризнанными. Конт рассматривал общ-во как эволюционную систему, сравнивал общ-во с организмом. Считал, что общ-во как живой организм изучается соц. статикой, а развитие общ-ва изучается как живой организм соц.динамикой.

Понятие социальной динамики и статики разрабатывал О. Конт в теории общественного прогресса, в основе которой должна лежать, согласно её автору, история человеческого духа. Социальная динамика — это сфера изучения законов эволюции общественных форм, последовательной смены систем и структур, детерминированной естественными, природно-климатическими факторами, экономическими условиями и духовно-нравственными усилиями субъектов человеческой деятельности. К социальной статике О. Конт относил социальный порядок и устойчивые социальные системы и структуры, локализованные во времени и пространстве, скреплённые чувством солидарности, общественным договором, общими интересами, морально-нравственными, правовыми и идеолого-политическими нормами. К такого рода структурам, считал О. Конт, относится семья, социальная группа, класс, организация, нация, государство. Социальная динамика должна приводить к прогрессу в развитии общества. Конт выделял первичные и вторичные факторы, влияющие на социальный прогресс. Первичным Конт считал духовное, умственное развитие. Вторичными факторами он считал расу, климат, прирост населения, среднюю продолжительность жизни. -

Место социологии в классификации наук.

Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о том, как каждая из основных наук относится к своей позитивной системе и какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

Конт выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках». Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам. Конт указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в позитивную науку завершает систему позитивной философии, тем самым знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества.

Закон трех стадий.

Краеугольный камень контовского подхода – “Закон трех стадий”, через которые в своем развитии прошло общество или современная цивилизация. Он считал, что существует три интеллектуальные стадии (или ступени), через которые на всем протяжении истории проходят мир, группы, общества, наука, индивиды и даже умы:

- Теологическая (до 1300 г. н.э.) – это система идей, в которой на первое место выходит вера в то, что сверхъестественные силы и религиозные фигуры, созданные по образу человека – источник всего сущего. То есть социальный и физический миры – это творение Бога. Расценивалось как состояние младенческого ума, поиск конечных причин. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической стадии - католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию гармоничного социального порядка, созданию эффективных, но консервативных институтов. Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно должно было столкнуться с догматической системой теологических представлений, пронизывающих все структуры социальной системы, здесь порядок становится тормозом прогресса. Но последний остановить нельзя, законы развития подрывают старую систему. Причем разрушение старого занимает целую эпоху, которая и определяется Коном как метафизическая стадия развития общества.

- Метафизическая (с 1300 по 1800 г. н.э.) – это система идей, в которой абстрактные силы и “природа” могут объяснить практически все сущее (т.е. существующее в Мире).

- Позитивная стадия (1800 г. н.э.). Эта стадия характеризуется верой в науку. Люди при этой стадии склоняются к тому, чтобы оставить в покое поиск конечых причин развития общества в Боге или природе и вместо этого сосредоточить свое внимание на наблюдении социальных и физических миров в поисках тех законов, которые ими управляют. Этой стадии присуща рациональность при понимании всех законов природы и развития общества. А рациональность - значит научная обоснованность фактов и их проверяемость на достоверность в реальной жизни. То есть, в качестве примера можно привести законы физики, которые являются не абстрактными посылками, а, которые поддаются проверке при помощи эксперимента. То же самое происходит при изучении законов развития общества.

Наши рекомендации