Билет 7. Метапарадигмальный синтез в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса
Теория Хабермаса интегральна в том смысле, что она стремиться анализировать реалии одновременно на микро- и макро уровне.
Опирается на марксистсукую социологию, но считает, что нужно внести определённые правки, осуществить реконструкцию марсксизма. Ему понравилась теория отчуждения, но вместе с тем он считает, что данная теория в условиях рефлексивного модерна недостаточно полна: люди выполняют чуждую волю во всех коммуникация, поэтому он создаёт свою теорию, которая шире, чем теория отчуждения, так как марксизм анализ отчуждение только в контексте производственных отношений. Отчуждение по Хабермасу: люди выполняют чуждую волю больших структур об-ва (полит, эконом, образовательные структуры, структуры СМИ). Эти структуры навязывают индивидам свою волю, которая сформировалась в жизненных мирах индивидов на микроуровне. Структуры капиталистического об-ва начинают искажать аутентичные коммуникации, которые сформировались у людей в процессе социализации. Проводит принципиальное различие в смысле значимости между трудом и коммуникацией. Коммуникация шире, чем труд, поэтому особый предметом теории Хабермаса. Становится коммуникативное действие – социальное действие, значимое в человеческой. жизнедеятельности, направленное на достижение понимания, на гармонизацию планов участников взаимодействия, причем оно может быть искажено. Эффективность коммуникативное действие зависит от степени искренности людей, справедливости и свободы. Оно предполагает рациональность, исключающую формальную рациональность (следование правилам, предписание, это искажает ценности, которые усвоили люди в процессе изначальной коммуникации, в процессе социализации на микроуровне),она заменяется субстантивной (рациональность ценностная, которая сформировалась в жизненных мирах) .
Создание межпарадигмальной теории коммуникативного действия. В конце XX века развитие социологического знания пошло по пути создания ряда несовместимых парадигм. Некоторые из них имели интегративный характер, но ни одна из них не могла объединить эффективно работающий теоретико-методологический инструментарий классических и современных парадигм. Попытку создать метапарадигму или «неоконченный проект» предпринял Ю. Хабермас. Это представления о современности, её рациональности. Нельзя отказываться от парадигм, интерпретирующих современные социальные реалии в пользу теорий постмодерна, к которым социолог относится крайне критически. По его мнению, эпоха постмодерна еще не наступила, поэтому наиболее перспективным направлением приращения социологического знания, принципом сохранения его единства является создание метапарадигм, на базе критического переосмысления и развития классических и современных парадигм, синтез «социологического номинализма» (М. Вебер) и «социологического реализма» (Э. Дюркгейм). В итоге Хабермас предлагает метапарадигмальную теорию коммуникативного действия, основанную на анализе человеческой коммуникации, кооперации и дискурса. Через её призму он анализирует демократию, мораль, право позднего капитализма.
Хабермас критически анализирует практически все социологические парадигмы, выдержавшие испытание временем, осуществив при этом их реконструкцию. Он критически переосмысливает теорию отчуждения Маркса, распространив её не только на производственные отношения, а на социальное взаимодействие, коммуникативные действия людей, искаженные насилием, отчуждающим вмешательством экономических и политических структур капиталистического общества. Это проблема, касающаяся всего общества. Хабермас проводит различие значимости труда и коммуникации. Если для Маркса труд представляет «непреходящую естественную необходимость человеческой жизни», то по Хабермасу, коммуникация является самым важным социокультурным явлением, выражающим сущность человека.
Так же как Маркс изучал противоречия производственных отношений с самых ранних этапов человеческой истории, так и Хабермас подходит
к анализу человеческой коммуникации, т.е. с позиций исторического материализма. По его мнению, существовала подлинная, естественная коммуникация. Аутентичное взаимопонимание достигалось благодаря непосредственным обобщениям, что позволяло сохранить идентичные смысловые образы и социальные реалии. Однако возникшие затем экономические, политические, информационные структуры независимо от сознания и воли людей стали навязывать им свои смыслы, отчуждая людей от естественных коммуникаций и тем самым от самих себя. Если Маркс путь к свободе, преодолению отчуждения видел в упразднении капитала как частной собственности,
то Хабермас – в устранении барьеров на пути к естественной, подлинной коммуникации.