Концептуальные подходы к социологии преступности
Социология преступности - это отрасль юридической социологии, изучающая преступность как социальную аномалию в обществе, социальных группах и среди отдельных индивидов. Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает наряду с преступлениями против закона социально опасные деяния, ведущие к непосредственному преступлению, т. е. девиантное поведение, фактические преступления, поступки, разрушающие мораль. Кроме того, социологи изучают социальные причины преступности, меры ее предупреждения, тенденции изменения преступности в обществе, социальный состав преступников, виды преступлений, дают прогнозы развития преступности. В этом анализе они опираются на данные статистики, исследования правоведов, социальных психологов, психиатров, демографов и др.
Когда рассматриваются юридические преступления в рамках определенных государственно-правовых норм, социология преступности тесным образом связана с уголовным правом; когда речь идет о психологических особенностях совершения тех или иных видов преступления - с судебной психологией. Используя данные юридических и других специальных отраслей знания, социология преступности применяет весь спектр методики и техники социологических исследований для анализа и прогнозирования преступлений.
В истории социологической мысли можно выделить несколько подходов к анализу преступности. Остановимся на наиболее распространенных и актуальных.
Юридическую социологию интересует прежде всего взаимосвязь общества как социального организма и преступности как социального явления. Что значит преступность для общества? В концепциях социологов не было единого ответа на этот вопрос.
В подходах к анализу природы преступности выделилось несколько основных направлений: антропологическая теория, концепция социальной природы преступлений, теория дифференциальной ассоциации, теория социального конфликта как основы преступления.
В основу антропологической теории положены идеи Ломброзо. В работе "Преступный человек" он утверждал, что преступника характеризуют определенные антропологические признаки (строение и вместимость черепа, длина туловища, форма челюсти, общий тип лица и т. д.), которые передаются по наследству из поколения в поколение как явление атавизма. Нет сомнения в том, что исследуемый Ч. Ломброзо органический и психический атавизм неоспоримо присутствует во многих аномалиях преступников, однако видеть природу преступности только в атавизме - явно односторонний подход, так как вне поля зрения исследователя могут остаться преступления групповые, случайные, преступления в политической сфере, в среде "белых воротничков" и т. д.
Сторонники концепции социальной природы преступности связывают появление и развитие преступности с социальными условиями жизни: уровнем функционирования социальных институтов, наличием возможностей для самореализации индивидов в обществе, проблемой доступности культурных ценностей и общественных благ для достижения поставленных целей, развитием политических свобод и содержанием воспитания людей. Среди социальных факторов, определяющих и влияющих на преступность выделяют неравенство различных социальных слоев общества и нарушение социальных связей. В. Богнер назвал такими факторами частную собственность, классовое расслоение, конкуренцию и эксплуатацию.
Следующая концепция, исследующая социальные причины преступности, - это концепция аномии. Э. Дюркгейм определил аномию как состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов, когда старые нормы и ценности уже перестают действовать, а новые еще не получили развития. Так, анализируя анемическое (ненормальное) разделение труда, он подчеркивал, что данная ситуация характеризуется отсутствием (или недостатком) интеграции функций, порождаемых индустриальными кризисами, наличием излишнего количества бесполезных должностей, что создает нарушение функционального равновесия в обществе, ведет к противостояниям, конфликтам, бунтам и т. д. Социальная аномия, по мнению Э. Дюркгейма, - это состояние социальной дезорганизации, разрушенности или ослабленности социальных связей и нормативной системы общества. Развивая концепцию социальной аномии, Р. Мертон трактовал ее как дисбаланс между культурными ценностями общества и санкционированными институционными возможностями их достижения для различных социальных групп, что является постоянным фактором напряжения в социальной системе. Кроме перечисленных направлений в социологии преступности можно выделить также теорию дифференциальной ассоциации (связи) индивида с преступной средой (Э. Сатерленд). Взаимодействуя с членами преступной группы, индивид усваивает негативное отношение к нормам права и закону, определяет для себя мотивы преступного поведения, технику совершения преступления, формы групповой и индивидуальной самозащиты.
На наш взгляд, в социологии преступности немаловажное значение имеет и конфликтологическая теория. Социальные конфликты могут выступать источником преступного поведения людей, фоном, на котором развивается девиантность и делинквентность, а могут служить вектором в расследовании конкретных преступлений. Так, Т. Селлин считает, что конфликт между кодексами двух или нескольких культур часто приводит к нарушению юридических норм, обычаев и правил. Особенно это происходит в тех случаях, когда нормы права одной культурной группы переходят в другую группу. Такого рода конфликты могут лежать в основе обманов, насилий, убийств из чувства мести, коррупции и т. д.