Иерархическая теория потребностей А. Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) первым осознал законы построения человеческих потребностей. Эвон понял, что не сама потребность движет человека, а степень ее неудовлетворения. Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.

Более полно и удачно, разработана иерархия потребностей американским психологом А. Маслоу, выделившим пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости вот доминирующих в тот или иной момент потребностей.

1. Физиологические и сексуальные потребности — это потребность в воспроизводстве рода, дыхании, физических движениях, пище, одежде, жилище и т.д.

2. Экзистенциальные потребности — это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а у сфере труда — в гарантированной занятости, страховании вот несчастных случаев и т.д.

3. Социальные потребности — это потребности в социальных связях, общении, идентификации себя со вторыми, участии в совместной трудовой деятельности.

4. Потребности в самоуважении, престижные — это признание достоинства, потребности в служебном растет, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Личностные, духовные потребности — это потребности в самоактуализации, самовыражении через творчество.

Первые два типа потребностей в своей иерархии А. Маслоу называл первичными

Иерархическая теория потребностей А. Маслоу - student2.ru Иерархическая теория потребностей А. Маслоу - student2.ru (врожденными), три остальных — вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными 4 (высшими). Согласно принципа иерархии потребности каждого нового уровня

становятся актуальными (насущными требующими удовлетворения) для индивида

лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип

иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Маслоу считал, что сам удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эвон не удовлетворен.

Однако, сама по себя классификация мотивационных факторов не является самой ценной и интересной находкой. Подобные попытки предпринимали и многие другие. Достоинство концепции Маслоу в ее «Двигательной пружине» - принципе иерархии. Основные идеи Маслоу:

· что только неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляет его предпринимать действия, что бы удовлетворить потребность. Образно говоря, человеческую цивилизацию творили глубоко неудовлетворенные люди.

· интенсивность потребности связана с занимаемым ею местом (чем нижет потребность, тем нижет ее интенсивность). Физиологические потребности первичны и выступают доминантой поведения к тех пор, пока не удовлетворены хотя бы на минимальном уровне, после чего доминируют потребности следующего уровня – в безопасности и т.д.

· Низшие потребности независимы не только друг вот вторая (дыхание независимо вот голода), но и вот высших потребностей.

· Если низшие потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие – в неодинаковой степени

· Высшие потребности зависят вот низших.

· Высшие потребности в отличие вот низших никогда нельзя удовлетворять полностью, потому что человек постоянно совершенствуется, а это значит, что эвон стремится к лучшему удовлетворению тех же самых потребностей. Высшие потребности не являются константой, они возникают и исчезают, формируются и деформируются.

· С социальной точки зрения человека характеризуют

высшие потребности.

· Высшие потребности выступают средством

дифференциации людей. Кроме того, они в большей

степени влияют на формирование личности человека. В свою очередь чем выше потребность, тем значительнее роль самого человека в их формировании. Получается взаимонапрвленный процесс: потребности движут человеком, а эвон формирует их. И чем выше запросы личности, тем сложнее процесс формирования потребностей.

Вот почему современная молодежь, имеющая высокий уровень образования, часто разочаровывается в труде, если эгей представляется рутинная малоквалифицированная работа. Отсюда ясно, почему долгим оказывается выбор профессии, который воспринимается молодым человеком как фундаментальный. Именно этим объясняется более позднее превращение в кадрового рабочего, частая перемена места работы в период до 30 течение.

Все потребности функционируют циклически, т.е. вновь повторяются. Если речь идет о статусных потребностях, то в начале своей карьеры человек довольствуется малым: невысоким заработком, равным статусом со вторыми. Однако по мере служебного роста претензии возрастают, прежний статус равного его не устраивает, эвон стремится выделиться, оказывать больше влияния, иметь более высокий заработок, престижные знакомства и т.п. «Утоленный голод» через некоторое время вновь заявит о себя, и все пойдет по кругу.

На основании теории Маслоу американские социологи П. Херси и К. Бланшард предложили модель, описывающую уровень удовлетворения потребностей граждан в различных обществах. Всего возможны три варианта (рис. 1.1)

Как интерпретировать приведенные структуры? Вспомним, что доминирование означает неудовлетворенность потребности. Рис. l.l а описывает отсталое общество, в котором еще не удовлетворены элементарные потребности человека — в жилье, работе, питании, отдыхе. Рис. 1.1 бы иллюстрирует среднеразвитый тип общества, в котором базисные и духовные потребности людей удовлетворены на каком-то приемлемом уровне, но социальные потребности — нет. Наконец, третья модель - рис. 1.1в - описывает развитое индустриальное общество, где удовлетворены все низшие и средние потребности. Стандарты и качество жизни, уровень образования людей постоянно растут. Человек способен сменить место работы, не боясь ее потерять. Эвон стремится попасть туда, где раскроются его потенциальные способности. Это общество с высокой технологией и гарантией занятости. Херси и Бланшард не называют конкретные страны, которые с точностью можно отнести к тот или иной модели.
Теоретические критерии здесь вряд пригодятся ли, вопрос решается эмпирически. Для этого в каждой стране проводится опрос населения и выясняется, какие потребности людей и в какой степени удовлетворены, а какие — нет.

Иерархическая теория потребностей А. Маслоу - student2.ru

Наши рекомендации