Предмет и объект современной социологии.

Тема 1

СИСТЕМНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Предмет и объект современной социологии.

Функции социологии и ее структура

Возникновение и развитие социологии

Общество как социальная система

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ

В качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40-е годы XIX в. Ее «крестным отцом» стал О. Конт (1792-1857), который впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе. Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происходящих в передовых странах во второй половине ХУ111 - первой половине Х1Х в. (американская и французская революции, промышленная революция в Западной Европе).

Социология - это социально-гуманитарная наука, ее объектом является современное общество. Объект науки – это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется учеными, находящимися за ее пределами. Объектом физики являются физические явления, их взаимодействие, развитие. Объектом биологии есть явления в живой природе, их строение, эволюция. История изучает прошлое человеческого общества. Объект этих наук существует вне исследователя, его воли и сознания, до и после возникновения человека.

Специфика объекта социологии – в том, что процессы, происходящие в обществе, связаны с сознанием людей, в т.ч. исследователя, они осуществляются через деятельность людей, требуют волевых усилий, связаны со стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. Общество зависит от человека, и человек зависит от общества. Объектом исследования в социологии выступает общество как структура, которая состоит из определенным образом расположенных и упорядоченных частей, взаимодействующих между собой.

Из сказанного следует, что предметом исследования социологии выступают существующие и функционирующие социальные структуры (семья, учебное заведение, компания сверстников, фирма, спортивный клуб, вооруженные силы, правоохранительные оргаены), природа социальных связей между людьми, социальные отношения, социальные общности.Предметом социологии выступают также социальные факты – единичные, общественно значимые события – и социальные факторы – свойства, признаки социальных фактов, влияющих или способных повлиять на социальное явление.

Исходя из объекта и предметасоциологии – это наука об обществе, изучающая закономерности возникновения совместной жизни людей как представителей социальных общностей и групп.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

В качестве самостоятельной науки об обществе социология начала формироваться только в 30-40-е годы XIX в. Ее «крестным отцом» стал Огюст Конт (1792-1857), который впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе. Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происходящих в передовых странах во второй половине ХУ111 - первой половине Х1Х в. (американская и французская революции, промышленная революция в Западной Европе).

Структурная характеристика общества

Социальные группы. Социальные общности и социальные организации

3. Социальные институты, их основные виды и функции.

4. Социальная стратификация и социальная мобильность, ее основные виды

СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Понятие структура характеризует систему в плане ее внутренней упорядоченности и отображает два ее компонента: социальный состав и внутренние связи.

Социальный состав –это набор элементов системы.

1.Множество индивидовкак неповторимых личностей.

2.Социальные статусы(социальные положения людей).

3.Социальные роли,

4.Социальные общности:

· Социальные страты (слои) –рабочие, крестьяне, интеллигенты, предприниматели, студенты.

· Этнонациональные общности –белорусы, русские, украинцы, поляки.

· Территориальные –население города, села, области, республики.

· Профессиональные:учителя, врачи, инженеры, офицеры.

· Объединения людей, различающиеся по отношению к религии:верующие, неверующие, православные, католики, протестанты, кришнаиты, униаты.

· Культурные и субкультурные группы:поклонники классической литературы, музыки или живописи, любители поп-арта, рок-музыки, кинотриллеров, рокеры.

5. Социальные организации и институты:больницы, поликлиники, роддома – институт здравоохранения, школы, лицеи, гимназии, курсы – институт образования, институт семьи, институт экономики, институт политики, институт культуры, институт СМИ, институт права и др.

6. Совокупность норм и ценностей, принятых в данной социальной общности.

Внутренние связи:

• Социальная связь – зависимости.

• Социальное действие – осознано и ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое будущее поведение других людей.

• Социальное взаимодействие.

• Социальные отношения.

И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Социальная группа - это - совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других. Характерными чертами социальной группы являются: 1) способ взаимодействия между членами; 2) осознаниечленства, принадлежности к данной группе; 3) осознание единства членов группы.

Типы групп. Первичные - такие группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа детей, соседство). Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обусловлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять определенные функции. Условные группы, в которых объединены условно, в интересах научного анализа, люди, реально не взаимодействующие между собой, но представляющие определенную общность, обладающую сходством каких-либо признаков (половых, возрастных и т.п.), например, женщины Беларуси, белорусские студенты; лабораторные группы, в которых люди, не знающие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединяются исследователем для проведения эксперимента; реальныегруппы, в которых люди объединены реальными отношениями и взаимодействиями (школьный класс, футбольная команда); квазигруппы, которые образуются из случайно оказавшихся вместе, не связанных реальными взаимодействиями людей (аудитория, толпа, социальные круги).

Малая группа - это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на формальные, в которых четко определены позиции и роли их членов, руководствующихся определенными групповыми нормами и ожиданиями (армейский взвод) и неформальные, складывающиеся стихийно, характеризующихся отсутствием предписанных статусов, ролей, властных отношений (группа друзей, компания сверстников). Специфический вид малой группы - референтная группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки, мнения которой ориентируются в своем поведении - подражание подростков поведению группы рокеров, богемы и т.п. Большая группа - реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в общественную деятельность и соответствующую систему общественных отношений (коллектив вуза, предприятия, население страны или города, например, москвичи, минчане, украинцы).

Общность – это макросоциальное объединение людей, выделяемое по одному или нескольким признакам, локализированное в пространстве или имеющее диффузную форму (типа диаспоры) и действующее как единый социальный субъект.

Основными видами социальных общностей являются: 1) семейные; 2) профессиональные; 3) социально-стратификационные (рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п.); 4) этнонациональные (белорусы, русские, чукчи и т.п.); 5) территориальные (горожане, сельчане, псковичане); 6) вероисповедальные (христиане, православные, католики, мусульмане); 7) культурные и субкультурные (поклонники классической музыки, поп-музыки и др.); 8) политические (члены коммунистической или либерально-демократической партии и т.п.).

Социальная организация- это целостная формализованная подсистема общества, включающая определенное число исполнителей, нацеленных на выполнение определенных социальных функций, на достижение социально значимых целей.Это определенный элемент социальнойструктуры общества. Современное общество состоит из формальных организаций. Существенные признаки формальной организации:

1) наличие определенной цели действия данной организации.

2) Совокупность социальных статусов (должностей) и ролей.

3) Конкретное распределение отношений власти и подчинения между этими статусами.

4) Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации.

5) Формализация целей, функций данной организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации (устав предприятия, например).

Можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся типы организаций:

1) Добровольные ассоциации (адвокатов, предпринимателей). Они организованы для защиты и выражения общих интересов ее членов, членство в них является добровольным (на воинскую службу призывают, вероисповедание или гражданство присваивают от рождения) и они не связаны с органами власти.

2) Производственно-хозяйственные – это организации, специализирующиеся на производстве товаров и услуг – заводы, фабрики, с/х кооперативы, торговые фирмы.

3) Кредитно-финансовые – банки, страховые компании.

4) Научно-исследовательские и учебные заведения – ставят своей целью производство и распространение новых научных знаний, обучение подрастающего поколения – исследовательские институты, техникумы, вузы, школы, лицеи, гимназии, колледжи.

5) Учреждения здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры – ставят своей целью охрану и укрепление здоровья людей, восстановление сил человека, израсходованного в процессе труда.

6) Учреждения культуры и досугового обслуживания населения – театры, музеи, библиотеки, филармонии, кинотеатры.

7) Учреждения правоохранительных органов – суды, прокуратуры, милиция, органы госбезопасности.

8) Организации вооруженных сил - армия.

9) Административно-управленческие организации - к ним относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней (от республиканского до областных и районных), ораны местного самоуправления.

10) Организации тотального типа– к ним относят: а) больницы, дома престарелых, богадельни, предназначенные для людей, которые не в состоянии сами о себе позаботиться (слепые, пожилые, больные, нищие, бездомные); б) тюрьмы, предназначенные для людей, считающиеся опасными для общества; в) военные казармы, морские суда, закрытые учебные заведения, трудовые лагеря и др., созданные для специальных целей; г) мужские и женские монастыри и др. убежища, куда люди уходят от окружающего их мира по религиозным мотивам.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Для описания систе­мы неравенства между группами (общностями) людей в соци­ологии широко применяют понятие «социальная страти­фикация». Само слово «стратификация» заимствовано у геологов, означает расположенные в вертикальном порядке пласты породы, а в социологии - слои общества, stratification (страти­фикация) — означает деление общества на социальные слои («пласты»). Распределение индивидов, их групп и общностей по социальным слоям - стратам, характеризующиеся неравенством в области доходов, образования, профессии, участии во власти называется социальной стратификацией. Стратификация – постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе.

П.Сорокин выделял такие критерии стратификации – политический, экономический, профессиональный. М.Вебер добавлял критерий престижа. К.Маркс – отношение к собственности, отсюда выделял класс собственников – капиталистов и класс лишенных собственности – пролетариат.

Под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов), 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т д.); 4) равенство результатов. Неравенство, как очевид­но, предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком. Неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного по­требления.

В реальной практике изучения социальной жизни социологи особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния,различи­ям в продолжительности и качестве образования,участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.

В социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытие общества, а последний тип - открытые. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничившая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Каста - социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классовые различия - в неравенстве между оплатой и условиями труда, результат экономических обстоятельств.

Тема 3

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь. Структура и типы личности

2. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и личности.

3. Проблемы социализации личности. и поведения человека в его норме и девиации.

1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь.

Структура и типы личности.

Человек – родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида homo sapiens – высшую ступень развития жизни на земле. Т.е. это понятие подчеркивает отличие людей от животных, и ничего не говорит о различиях между людьми. Индивид - отдельный представитель человеческого рода, обладающий уникальными темпераментом, характером, памятью, чувствами. Когда говорят о человеке как о личности, то заостряют внимание на его социальных качествах, его социальной значимости, а когда говорят о нем как об индивиде, то акцент делают на его особенностях, подчеркивая уникальность сочетания его природных, социальных и индивидуальных качеств.

Таким образом, понятия «человек», «индивид», «личность» обозначают один и тот же объект, но как бы с разных точек зрения. Но при этом они имеют и некоторые общие признаки, что дает возможность использовать их в качестве синонимов в разных контекстах.

Личность – это устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психологический и социальный (социокультурный).

С социологической т.зр. самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности. В социологии рассматривается набор элементов, характеризующих социальную структуру личности это потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные установки и др. В каждом человеке эта структура представлена в индивидуальном наборе и формируется в процессе его социализации.

Социальные качества личности – обнаруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в поступках, делах, оценках. Платон, Цезарь, Ньютон, Бетховен, Лев Толстой, мать Тереза – в их титанической творческой деятельности, в огромном эффекте результата этой деятельности.

1) Самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды. Личность понимает себя в прошедшем, настоящем и будущем. Самоуважение, Я теперь, Я каким бы хотел стать.

2) Самооценка – оценка личность самой себя, своих возможностей, способностей, места среди других. Функция – регуляция поведения личности. Какой же Я? Но только так можно решить проблему: каким нужно быть, а не казаться. Т.е. приводит к самокоррекции своих поступков: Это сделал Я. Неужели это сделал Я? Что же Я наделал? Ах, зачем же я это сделал? Это проекция Я реального на Я идеальное с помощью образца, идеала, эталона.

3)Активность – способность человека самостоятельно и энергично производить социально-значимые действия. Сверхнормативность – деятельность, которая не является строго обязательной по существующим нормам, но вытекает из понимания личностью долга, призвания. Титанический труд Леонардо да Винчи над портретом Джоконды в течение 4 лет.

4) Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности

5) Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности: Ленин, Троцкий, Сталин – совершение социалистической революции.

6) Убеждения – потребности, в основе которых лежат представления, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, мировоззрением. Нравственные, научные, религиозные.

7) Установка – готовность личности к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели. Александр Македонский, Наполеон – совершение завоевательных походов.

8) Ценностные ориентации - совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов поведения человека. Целевые – счастье, здоровье, личная свобода, творчество и инструментальные – средства достижения целей (удача, проф. подготовка, самообразование).

9) Идентичность - результат сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, общностью или идеалом (Я белорус, Я – студент, Я - православный, Я – гродненец).

Все названные качества личности реализуются во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность – есть система социально-значимых качеств.

Структура и типы личности

Биологическая, психологическая и социокультурная структуры не разложены в человеке «по полочкам», а представляют собой своеобразную амальгаму, части которой взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Тем не менее в теории такое разложение осуществил З.Фрейд. В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер.

В структуре личности Зимунд Фрейд выделил три компонента.

1)Ид (Оно) – наиболее примитивная, бессознательная сфера, в которой сосредоточены все прирожденные, биологическим, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности).

2)Эго (Я) – сфера сознания, мыслительной деятельности человека.

3)Супер-Эго (Сверх-Я) – особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются нормы и ценности культуры.

Биологические потребности составляют основу жизни, они замешаны на животных инстинктах и не всегда отличаются своим благородством. Тем не менее они постоянно оказывают свое давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиций социокультурных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами. Союзниками сознания в этой борьбе выступают вытеснение, рационализация, сублимация и регрессия. У большинства людей весы этого конфликта как бы уравновешены, и эти люди представляют основную массу общества. Но происходят своего рода сбои, отклонения. Если вытеснение не компенсируется сублимацией, может наступить нервное расстройство и психическое заболевание. Если побеждает сублимация, то человек погружается в творчество, высшим проявлением которого является искусство. Но и здесь инстинкты даю о себе знать. Любовь, например, становится основной темой творчества. Эрос подвергается эстетической лакировке, общение – идеалом общественной жизни. Если победителем оказывается инстинкт, т.е. вытеснение не происходит, то человек соскальзывает на путь асоциальных (аморальных) действий, в нем пробуждается необузданная агрессивность и другие асоциальные качества.

В определенной степени эта теория позволяет составить и типологию личностей. Главными типами можно выделить социальный и асоциальный тип личности.

Критериев для выделения таких типов множество, поэтому есть несколько вариантов типов. По профессиональному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, артиста, художника, вечного студента. По отношению к социальным нормам – толерантный или конформистский типы личности. По отношению к власти личность управленца (руководителя) и личность подчиненного. По стилям управления – авторитарный или демократический типы личности.

В зависимости от своеобразия появления социальных качеств личности различают в социологии 2 типа личности – модальный и базисный.

Модальная личность – наиболее встречающаяся, воплощает средние общепринятые черты. Типичный американец. Белорус – толерантный, памяркоуный, неторопливый в суждениях, выводах, упорный.

Базисная личность – нормативная для данного типа культуры или социального слоя. Подлинный интеллигент – духовная развитость, совестливость, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм. Новый русский – напористость, предприимчивость, не очень высокий интеллектуальный и нравственный уровень, меркантильность.

Маргинальный тип личности (marginalis – лат. находящийся на краю). Это человек, поставленный развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал, а во вторую еще полностью не включился. При миграции.

В зависимости от размеров сферы влияния и сферы значимости (вещи и явления, которые подконтрольны нам, и такие, над которыми мы не властны) выделяют:

Личность реактивного типа – ее действия развертываются по схеме стимул-реакция. Такая личность зависит от обстоятельств и других людей. Они утверждают, что обстоятельства сильнее их, ситуация не дает достичь успеха в работе, спорте, в учебе: Ничего не поделаешь. От меня ничего не зависит.

В поведении другой личности – проактивной - между стимулом и реакцией появляется большое количество промежуточных звеньев. Это уверенные в себе личности, которые готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему. Попробую доказать свою нужность. Обязательно добьюсь. Способность к анализу ситуации, самоанализ, воображение, совесть, независимая воля, целерациональное действие. Личность действует под влиянием цели. Человек оказывается выше обстоятельств, контролирует ситуацию, отвечает за свои поступки. Вырабатываемая при этом положительная и созидательная психическая энергия в сочетании с заинтересованностью в деле приводит к успеху, расширяет сферу влияния.

Понятие типа личности помогает конкретизировать представление о природе личности, сочетание в ней общественного и индивидуального, врожденного и приобретенного.

3. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и личности.

Как формирующийся человеческий организм превращается в личность, в такую частицу общества, гармоничное функционирование которой определяет жизнедеятельность самого общества?

Раскрытие природы того процесса заставляет обратиться к понятию социальный статус.

Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называют социальным статусом. Это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.

Многогранность личности воплощается в нескольких статусах. Каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков. Поэтому в социологии есть специальное понятие – статусный набор (ввел Роберт Мертон). Фактически за каждым статусом конкретного человека стоит его принадлежность к той или иной социальной общности. Доцент Иванов: физик – профессия, доцент кафедры теоретической физики – его должностной статус, 42 года – его возрастная характеристика, мужчина – его половой отличительный признак, ниже среднего по размерам доход – экономическая особенность вузовского преподавателя в кризисном обществе, интеллигент (работник умственного труда) – стратификационная характеристика, член партии народного согласия – политическая позиция. Критерии важности и неважности статусов в разных культурах и странах оказываются различными. Например, статус священника и гроссмейстера – в Италии и СССР - отличаются.

В статусном наборе можно выделить ключевой, наиболее характерный, особо значимый статус. Он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с престижем. Престиж определяется традицией, материальным обеспечением. Александр Македонский полководец, Чайковский – композитор. Этот тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых. Различают личный и социальный статус. Социальный играет приоритетную роль среди незнакомых, это специфическое восприятие социального статуса человека в общественном мнении, в предрассудках (все чеченцы - бандиты, все строители - пьяницы, все предприниматели – обманщики). Личный – определяется индивидуальными качествами личности, он важен среди знакомых людей (он хороший, добрый, порядочный человек).

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям различают два вида статусов: предписанный и достигаемый. Мужчина, белоус, негр – пол, национальность, расовая принадлежность – заданы человеку, не зависят от его сознания, воли, не контролируется им. Но: разводят понятия биологического и социально приобретенного пола. Передающимися по наследству являются дворянские титулы: князь, барон, граф – передаваемые от отца к сыну самим фактом рождения. Достигаемый – достигается человеком благодаря его настойчивости, целеустремленности. Этот статус – вознаграждение индивида за его усилия, волю, удачу и везение.

Каждый социальный статус личности предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и неписанных правил действия, своего рода сценарий деятельности. Эти правила называется «социальной ролью». Некоторые роли чаще востребованы, более важны другие – реже. Человек может в повседневной жизни выполнять несколько ролей. Профессор – автор учебников, исследователь, преподаватель, консультант, воспитатель. Каждая роль сопровождается ожиданиями к ней со стороны других людей. Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Т.е. эти понятия взаимодополняемы. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, что сказать, что он выполняет ту или иную роль.

Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором.

Роли не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда приводят к внутреннему конфликту. Официант в зале и на кухне. Профессор на лекции и в холле со студентами. Руководитель и требования семьи (женщина – мать, жена, работник).

Существует объективная и субъективая оценка выполнения социальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда налицо расхождение между оценкой и самооценкой личности.

Статусно-ролевая характеристика социальной структуры помогает понять вопрос о процессе социализации личности.

3. Проблемы социализации личности и поведения человека

в его норме и девиации.

Человек является структурообразующим элементом общества, «атомом». Но человек как личность не сразу появляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, т.е. формироваться и биологически, и социально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек, личность, является творением общества.

Формы социализации.

1. Направленная – социально спланированная и организованная форма. Это вся система докольного, школьного специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий.

2. Стихийная, ненаправленная – имеет место в семье, в кругу друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе, сотрудников, т.е. везде, где есть формальные и неформальные отношения, непосредственный контакт между людьми. Противостоит официальной социализации: преступные рупппировки, противозаконная деятельность, новаторские течения в искусстве, диссидентство в политике, ересь в религии. В детском коллективе – непослушание родителям, в школе.

Факторы социализации.

1) биологические (наследственность индивида – положительная и отрицательная)

2)психологические (влияние темперамента, характера, способностей, сказываются на леком или затруднительном усвоении социальных норм).

3)Экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, в целом экономическое состояние общества)

4)социальные (ближайшее социальное окружение индивида: семья, сверстники, приятели, коллеги, уставные или неуставные отношения в армии).

5)Политические (господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть, подкрепленный экономикой или нет демократизм, анархия или насильственный порядок).

6)Культурологические (общее состояние культурной среды в рамках ближайшего окружения и в общества в целом, наличие у индивида культуры общения).

Этапы социализации

1. Дошкольный (формируется эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком).

2.Школьный (овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта).

3.Послешкольный ( овладение рабочими профессиями, овладение средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности)

4.Период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия).

5.Период послетрудового существования (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения).

Основные институты социализации

1.Семья. Имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляют усваивать их новые роли, превращают их из супругов в родителей, в отца и мать с соответствующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализирующие оттенки.

2.Система образования. От детских дошкольных учреждений до школы, вуза, и учреждений послевузовской подготовки. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина.

3.Институты трудовой деятельности. Это трудовые коллективы в сфере материального производства, обслуживания, управления, силовых структурах. Здесь человек культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь тоже взаимного воздействия. Не только руководитель воспитывает подчиненных, но и наоборот.

4.Институты духовной сферы: философия, наука, религия, искусство, массовая культура, СМИ.

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом веет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

Однако, нередки случаи, когда индивиды в своем поведении сознательно или неосознанно уклоняются от предписываемых обществом норм, игнорируют их либо преднамеренно их нарушают. Например, самоубийство, алкоголизм, наркомания, проституция, уголовная преступность - рэкет, коррупция, подделка банкнот, измена Родине, убийство.

Те виды поведения, которые расходятся с нормами, принятыми в обществе, называют отклоняющимся (от норм), либо девиантным, поведением.

Девиации имеют два вектора своего направления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д.Бруно, Галилей), технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и в деятельности крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Нерон, Тамерлан, Гитлер, Сталин, Пол Пот.

Однако критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Например, захват чеченскими боевиками больницы в Кизляре или Буденновске для большинства россиян - преступная акция, т.е. явная девиация, но с точки зрения чеченцев, ведущих войну с российскими войсками - акт возмездия и мужестве

Наши рекомендации