Кабинетный этап — стадий анализа Аудитории
Для начала хотелось бы обозначить очень полезный этап, независимо от тех конкретных методик, которые вы будете использовать в своем исследовании. Этот этап — кабинетная работа, которая состоит в том, что мы знакомимся с информацией, уже накопленной обществом к моменту, когда она и вам может понадобиться: справочники, досье собственной организации, профессиональная периодика, специальная литература по предмету. По сути дела, мы оснащаем себя для будущей работы всем тем, что хранится в библиотеках, в Интернете, в досье, архивах и т. д., и может с определенными оговорками быть применено в нашей работе.
Эти уже существующие данные, но собранные для целей, не совпадающих с нашими собственными, называются вторичными (иногда их
348 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
называют документальными). В противовес им те сведения, которые нельзя найти ни в каких доступных источниках, но которые непременно вам понадобятся и которые вы будете добывать в социологическом поле, будут называться первичными данными. Это будущий этап. Преимущества поиска вторичных данных очевидны — они дешевы и при этом явно вас обогащают. Даже если эти сведения не будут востребованы «в данном месте и в данное время», они войдут в вашу профессиональную копилку и еще не раз будут вами использованы. Если необходимые данные уже собраны, сопоставлены, обработаны и опубликованы для каких-то других целей, они могут пригодится и вам, что сбережет и время, и деньги нового потребителя. Даже если такую информацию придется покупать, это будет значительно дешевле, чем заказывать ее заново.
Так, обширное исследование двух американских социологов СМ К как источника знаний американцев в области социальных проблем, науки и здравоохранения было вторичным анализом опросов общественного мнения по общенациональной выборке службы SRC (Мичиган) в 1952, 1956, 1960 и 1964 гг. относительно общей информированности населения страны по большому кругу проблем1.
При этом нужно соблюсти ряд условий, чтобы работа не оказалась проделанной впустую. Необходима уверенность, что проанализированы все доступные источники информации; а значит, этим процессом должен заниматься человек, заведомо знакомый с кругом потенциальных источников по тематике организации; необходима уверенность, что собранные данные, действительно, подходят для решения собственных проблем (определить «люфт» между широкими знаниями и узкой проблемой — это и искусство, и интуиция, но прежде всего профессионализм в своей сфере); необходима уверенность, что собранная информация не устарела, поскольку накопление человеческих знаний, особенно в наш век больших скоростей, — продукт, подвергаемый ревизии временем; а кроме того, уверенность в том, что она надежна, получена профессиональными организациями, авторитетными исследователями, адекватными методами.
Как правило, чисто методически источники должны анализироваться в следующем порядке, подчиненном правилу экономии времени, денег и других затрат: прежде всего должны быть проанализирова-
Глава 11. Социологические исследования Аудитории СМК__________349
ны досье и банки данных собственной организации, затем данные, доступные в стране исследователя, и лишь затем международные источники.
Часть информации можно обнаружить в разного рода статистических справочниках, но информацию следующего уровня — о мнениях, о предпочтениях — обо всей сфере коммуникативного поведения людей и их оценках информационного процесса можно получить уже из публикаций социологических центров. Такого рода информация о россиянах, например, доступна. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выпускает ежемесячный информационный бюллетень «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения», в котором публикуется информация и на этот счет. Укажем также, что данные о многочисленных характеристиках современного российского общества содержатся в исследованиях других организаций, занимающихся изучением мнений россиян — это Фонд «Общественное мнение», «Служба изучения общественного мнения VP (VOX POPULI) Б. Грушина», РОМИР/GALLUP, «Ва-лидата» («Value Data» — филиал американской фирмы Д. Янкело-вича), Russian Research и др.
Модификации общения