Постмодернизм в социологии (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, З. Бауман)

Многие теоретики постмодернизма доказывают, что 20 век отказался от идей Просвещения. Люди больше не верят в неотвратимость прогресса, способность науки разрешить все проблемы, совершенство человечества или возможность рациональной организации общества.

Постмодернизм утверждает, что развитие коммуникационных, транспортных, технологий, экспансия капитализма во всемирном масштабе, а также способность всеобъемлющих рыночных отношений превращать в товар почти все, включая системы символов и образы жизни, разрушают локальные культуры, групповые символы и целостность личности. Общий вывод постмодерна: Социальная реальность исчезает, а на смену ей приходит реальность виртуальная.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИОТАРА

Главная работа – «Состояние постмодерна». Утверждает, что постмодернистское общество и культура стали развиваться в конце 1950-ых, хотя темпы развития и достигнутые уровень разнятся в разных странах. Различия связаны с техникой, наукой и некоторыми социальными сдвигами, но больше всего – с языком. Ключевое понятие – «языковые игры». Социальная жизнь организована вокруг этих языковых игр. Игры – это допущения о правильном или истинном, где каждое утверждение является ходом, который может помочь участнику выиграть игру, то есть заставить принять именно его версию того, что является правильным/истинным.

В доиндустриальных обществах – устная передача (нарратив) историй, мифов, легенд – является главной языковой игрой. Рассказчик устанавливает свое право говорить и легитимность того, что он говорит, в соответствии с тем, кем он является в обществе (это пример самолегитимизации). Нарративы помогают закрепить правила, на которых основан социальный порядок, они играют ключевую роль в социализации. С приходом эпохи Просвещения нарратив был заменен на научные игры. В них не имеет значение, кто говорит, суждения оцениваются в соответствии с тем, истинны они или ложны. Доказательство и рациональный довод используются для принятия или отвержения суждений. За наукой признается способность помочь человеку покорить природу и стать более сознательным, глубже понимающим самого себя.

Постмодерн характеризуется двумя чертами:

1) Отказывается от поиска истины, так как научные языковые игры теряют уважение, респектабельность, люди теряют веру в поиск великой истины.

2) Научные языковые игры заменяются техническими языковыми играми. В них суждения оцениваются не по тому, истинны ли они, а по тому, полезны ли они и эффективны. Акцент переносится на технические средства, с помощью которых может решаться большинство разнообразных задач.

Компьютерная технология – главная производительная сила. Постмодерновое общество основано на производстве и обмене полезной информацией. Знание, которое не может быть транслировано в форму, используемую компьютером, скорее всего потеряется или не будет оценено. Знание становится средством купли-продажи, даже борьбы. Предполагает, что будущие войны будут не за территории, а за контроль над знаниями.

КОНЦЕПЦИЯ БОДРИЙЯРА

Симулякры и симуляция (1981 г.).

Общество отходит от состояния, основанного на производстве и определяемого экономическими силами, вовлеченными в обмен материальными благами. Материальные услуги заменяются на продажу и покупку знаков и имиджей, которые не имеют отношения к материальному миру.

Знаки человеческой культуры прошли 4 этапа:

1) знаки (слова, имиджи) являющиеся отражением базовой реальности

2) знаки, маскирующие и извращающие базовую реальность, имиджи, которые становятся искажением истины, но они еще не потеряли связь с материальными объектами

3) знаки, маскирующие отсутствие базовой реальности

4) знаки, не имеющие никакого отношения к реальности, являющиеся чистыми симулякрами.

Симулякры – это имидж того, что не существует и никогда не существовало. Описывает Диснейленд как совершенную модель симулякров – он является копией вымышленных миров, таких как пираты, новые земли, будущий мир.

Бодрийяр настроен пессимистично по поводу последствий таких изменений. Власть просто исчезла – с концом реального и заменой его симулякрами мы все утратили способность изменять вещи, мы можем только обмениваться знаками.

Он рассматривает людей как попавших в ловушку безвластной униформности. Он уделял внимание СМИ и телевидению, которое манипулирует и следит за нами.

КОНЦЕПЦИЯ БАУМАНА:

Зигмунт Бауман - для него постмодерн сводится к различию ментальности модерна и постмодерна. Некоторые признаки постмодерна:

− плюрализм культур: распросраняющихся на традиции, идеологии, формы жизни.

− постоянно происходящие изменения;

− отсутствие каких-либо властных универсалий;

− доминирование средств массовой информации и их продуктов;

− отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой символы.

Особенно «размывается» нормативность в сфере морали, которая становится амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского общества выглядит так:

1) Люди морально амбивалентны;

2) Моральные явления не отличаются моральностью и устойчивостью.

3) Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных принципов.

4) Нет такого явления как универсальная, общая для всех мораль.

5) Соответственно, нет рационального порядка, ибо нет механизма морального контроля.

6) Но мораль не исчезает вообще. Она трансформируется в этическую систему, касающуюся межличностного взаимодействия. Особую значимость приобретает быть для другого.

7) Люди обречены на жизнь с неразрешимыми моральными дилеммами.

Постмодернисткая ментальность позволяет индивидам выйти за пределы влияния социальных структур. Это условие реализации их интеллектуального потенциала независимо от происхождения. Постмодернисты стремятся к утверждению нового стандарта истины, предполагающего её относительность.

В работе «Законодатели и интерпретаторы» З. Бауман отмечает:

«Законодателями» − модернисты, которым свойственны: вера в правильность и обязательность; интеллектуалы имеют больший доступ к знанию в сравнении с остальными. Считается, что продукция интеллектуалов имеет универсальную валидность; интеллектуалы имеют право выносить заключения о значимости локальных идей, их моральной ценности.

«Интерпретаторы» – интеллектуалы с постмодернистской ментальностью. Они переводят идеи одного сообщества для другого. Их цель не обеспечить «лучшие идеи», а обеспечить лучшую коммуникацию между автономными сообществами, предотвратить искажение в процессе коммуникации.

Социология постмодерна включает, по Бауману:

1. Изучение агентов, стремящихся преодолеть централизованный контроль.

2. Она исследует хаотическое пространство и хаотическую неопределенность, состояние беспокойства, в котором оказываются интерпретаторы интеллектуалы.

3. Предмет постмодерной социологии – сложная непредсказуемая система – потребительское общество.4. Как обрести избранную идентичность, и заставить оппонентов сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряла ценность.

5. Она изучает то, как люди относятся к своему телу, имея в виду не воздействие внешних институтов, так и внутреннее выражение свободы.

6. Связь и распады связей агентов. Выборы, объединения, о чем свидетельствуют символические признаки, которые и могут быть предметом изучения.

7. Исследуются символические признаки в условиях неопределенности и определенности.

8. Значимость знания, обеспечивающего доступ к жизненным ресурсам.

9. Соотношение между свободой и безопасностью, террор полной свободы, жизнь в условиях риска. Человек сам должен платить за риски, на которые он идет.

Наши рекомендации