Фундаментальное знание. Цель: построение теории (объяснение социальной реальности).
Прикладное знание. Цель: выработка практических рекомендаций (преобразование социальной реальности).
Эмпирическое исследование может проводиться как в рамках прикладной, так и фундаментальной социологии. (фунд. – 1-2%)
Прикладные исследования не образуют особого уровня знания, это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.
Теперь про теоретический и эмпирический уровень знания:
Проблема их соотношения включает в себя два аспекта: функциональный (соотношение развитого теоретического аппарата с эмпирическим базисом, способы проверки теорий на подлинность, проверка реальности) и генетический (формирование теоретического аппарата, в том числе научной теории, переход от эмпирической стадии к теоретической, влияние реальности на формирование теории)
Личность как совокупность социальных характеристик.
Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью.
Структура личности
Структура таких сложных явлений, как личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Может быть устойчива и изменяема (прогресс, регресс). Разрушающие явления в структуре личности приводят к разного рода отклонения, получившим название девиантного и делинквентного поведения.
Биологическое, психологическое, социальное.
Психологическая подструктура личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д.
Биологическая подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.
Социальная подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем взаимодействия с обществом.
Элементы структуры:
1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и общественной деятельности;
2) объективные социальные потребности личности
3) способности к творческой деятельности, знания, навыки;
4) степень овладения культурными ценностями общества, духовный мир личности;
5) нравственные нормы и принципы;
6) убеждения, связанные с осознанием личностью своих объективных потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.
Социализация личности
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Задачи социализации в обществе:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, воспроизводство культуры и поведения.
Типы социализации:
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Агенты и институты социализации (первичные, вторичные)
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение.
Статус – это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Роль – это динамичная, поведенческая сторона статуса. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации и т. д.).