Предмет социологической науки. Функции социологии. Цели теоретической и прикладной социологии.

Фундаментальное знание. Цель: построение теории (объяснение социальной реальности).

Прикладное знание. Цель: выработка практических рекомендаций (преобразование социальной реальности).

Эмпирическое исследование может проводиться как в рамках прикладной, так и фундаментальной социологии. (фунд. – 1-2%)

Прикладные исследования не образуют особого уровня знания, это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.

Теперь про теоретический и эмпирический уровень знания:

Проблема их соотношения включает в себя два аспекта: функциональный (соотношение развитого теоретического аппарата с эмпирическим базисом, способы проверки теорий на подлинность, проверка реальности) и генетический (формирование теоретического аппарата, в том числе научной теории, переход от эмпирической стадии к теоретической, влияние реальности на формирование теории)

Личность как совокупность социальных характеристик.

Человек становится личностью, вступая в общественные отношения, в связь с другими людьми. В этих связях и отношениях индивид приобретает разнообразные общественные свойства и таким образом сочетает в себе индивидуальные и общественные качества. Человек становится персонифицированным носителем социальных качеств, личностью.

Структура личности

Структура таких сложных явлений, как личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Может быть устойчива и изменяема (прогресс, регресс). Разрушающие явления в структуре личности приводят к разного рода отклонения, получившим название девиантного и делинквентного поведения.

Биологическое, психологическое, социальное.

Психологическая подструктура личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д.

Биологическая подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Социальная подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем взаимодействия с обществом.

Элементы структуры:

1) способ реализации в деятельности социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и общественной деятельности;

2) объективные социальные потребности личности

3) способности к творческой деятельности, знания, навыки;

4) степень овладения культурными ценностями общества, духовный мир личности;

5) нравственные нормы и принципы;

6) убеждения, связанные с осознанием личностью своих объективных потребностей, составляющих как бы ядро структуры личности.

Социализация личности

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Задачи социализации в обществе:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, воспроизводство культуры и поведения.

Типы социализации:

первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Агенты и институты социализации (первичные, вторичные)

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение.

Статус – это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Роль – это динамичная, поведенческая сторона статуса. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т. д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации и т. д.).

ОГЮСТ КОНТ

Создатель социологии Огюст Конт провозгласил главной задачей социологии поиск объективных, независящих от конкретного человека законов общественного развития. Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть понятны только в единстве.

По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что отказывается от «неразрешимых» вопросов, т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений. Такое ограничение задач науки объяснялось стремлением достигнуть точного, определенного знания, которое могло бы создать базу для предвидения будущего.

Конт опирался на методы анализа естественных наук. По аналогии с разделами физики Конт подразделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры) общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор утверждения «всеобщего согласия». Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального развития и политики изменений, которые должны реализовать принципы определяющие структуру общества.

Основные общественные институты — семью, государство, религию — Конт рассматривал с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции. Роль семьи — служить посредником между индивидом и родом, воспитывать молодое поколение в духе альтруизма, учить его преодолевать врожденный эгоизм

Каждому этапу развития человеческого разума (теологическую, метафизическую и позитивную), соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.

Теологическая, или физическая стадия, охватывающая древность и раннее средневековье. Метафизическая стадия казалась Конту переходной эпохой, для которой характерно разрушение старых верований — фундамента общественного порядка. Реформация, философия Просвещения, революция.

Свидетельством того, что общество постепенно вступает в последнюю, позитивную эру, служит распространение наук, рост их общественного значения и создание теории позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи.

Позитивизм как «религия человечества» проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание.

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР

С точки зрения органической аналогии Г. Спенсер рассматривал общество как социальный организм. Он указывал на следующие главные сходства социальных и общественных организмов:

1) точно так же, как и биологический организм, общество увеличивается в своих размерах, растет;

2) по мере роста и биологического, и социального организмов изменяется и усложняется их внутреннее строение;

3) и в биологическом, и в социальном организмах усложнение структуры влечет за собой все углубляющуюся дифференциацию функций их различных органов;

4) одновременно в ходе эволюции второго и третьего процессов развивается и усиливается взаимодействие и взаимное влияние всех составляющих структуру органов;

5) и в обществе, и в биологическом организме, когда жизнь целого расстраивается, отдельные части могут какое-то время продолжать собственное независимое существование.

Составные единицы социального организма – общества дискретны: органы, входящие в состав организма, тесно связаны между собою неразрывной связью, находясь в постоянном контакте друг с другом, посредством интеллектуальных и эмоциональных проводников взаимодействия; а живые единицы, составляющие общество, пространственно разделены, свободны, не соприкасаясь друг с другом, могут покинуть эту общность, объединившись с индивидами другой общности и войдя в ее состав.

Социальный организм по Г. Спенсеру состоит из трех основных органов (институтов): регулятивного (управленческого), производственного (поддерживающего) и распределительного (путей сообщения, транспорта, торговли и т. п.). Весь социальный контроль, по мнению Г. Спенсера, держится на страхе. Социальный контроль поведения людей в быту осуществляется «церемониальными институтами». Условием успешного развития общества он считал утверждение принципа равной свободы индивидов, которая ограничена лишь возможностями обеспечения свободы на принятие политических решений, а также свободной конкуренции.

Г. Спенсер выделяет первичные и вторичные факторы соц. процесса. В свою очередь первичные факторы подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся такие, как климат, характер рельефа поверхности Земли, ее флора и фауна. К внутренним – интеллектуальные и эмоциональные качества социальных единиц – индивидов, составляющих общество. Вторичные, или производные, – это те, что вызываются самим процессом социальной эволюции, однако в дальнейшем начинают оказывать на нее влияние – к примеру, последствия вырубания лесов, обильного орошения или, напротив, осушения почвы, которые вызываются целенаправленной деятельностью человека.

Одним из наиболее важных факторов социального развития Г. Спенсер называет рост общества, который выступает одновременно и причиной, и следствием социальной эволюции. По мере того, как человеческие общности увеличиваются в размерах, они начинают оказывать все более сильное влияние одна на другую либо путем военных столкновений, либо посредством усиления торговых и промышленных отношений. Постепенно все более влиятельными причинами дальнейших социальных изменений.

Одна из основных особенностей системы философско-этических взглядов Г. Спенсера состоит в том, что он был последовательным сторонником идеи свободы индивида как самостоятельной ценности. Он был твердо убежден, что общество существует для индивидов, а не наоборот.

ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ

Теоретико-методологической базой, на которой Э. Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый «социологизм». Социологический реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость и требование признавать в качестве особой реальности человеческое общество.

Э. Дюркгейм пытался показать, что общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Как он утверждал, общество – это «реальность, существующая сама по себе». Суть этой философско-социологической концепции состоит скорее в утверждении определенной исходной позиции: признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также в использовании социологических методов для объяснения этого бытия.

Онтологический (сущностный) аспект социологизма состоит в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности – физической, биологической, психологической.

Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

1) объективное существование, не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется наблюдению»;

2) возможность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида, детерминировать его действия.

Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные.

К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.

Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения. Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется тем, что выполнение норм становится желательным для самого индивида.

ПАРСОНС

В центре социологической теории Т. Парсонса находится идея социального порядка и нормативной регуляции поведения.

Понятие общества связывается им не с совокупностью индивидов, а с организованными формами взаимодействия между людьми, которые поддерживаются социальной системой, стремящейся к устойчивому равновесию.

Социальные системы – это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между субъектами. «Социального», поскольку отражают взаимодействие их статусов, ролей и норм.

«Культура» как система выполняет организационные функции и создает правила и нормы, обеспечивающие социализацию индивидуальных действий. В результате усвоения культурных образцов возникает система личности. Личность, по Т. Парсонсу, это индивидуальный актор, действия которого координированы с функциональными требованиями культуры.

РОБЕРТ МЕРТОН

В теории Р. Мертон делает уклон именно на понятии «функция». Им изучаются функциональные особенности подсистем. Также Р. Мертон исследует явление дисфункции. Большое внимание он уделяет конфликтным ситуациям в рамках социальных систем. (Например, если плохо налажена поставка продуктов непременно появится контрабанда)

Мертон критиковал Парсонса за то, что с помощью унифицированной жесткой схемы социального равновесия все многообразие социальной реальности подгоняется под идеализированное теоретическое представление. Согласно Мертону, следует не постулировать функциональность всех социальных структур, а выявлять значение каждой из них для людей, чья деятельность организуется и регулируется структурами, и тип влияния этих структур на систему.

Мертон разделил функции на явные и латентные. Явная функция – это распознанный и ожидаемый результат существования структурного элемента системы. Латентная функция – это нераспознанный и непредусмотренный результат существования структурного элемента. Например, явная, то есть очевидная для всех функция высшего образования – обеспечение молодежи знаниями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности. Латентными же функциями можно считать нахождение молодыми людьми брачных партнеров, близких по социальному положению, и формирование особого стиля жизни – предпочтений в одежде, в проведении свободного времени, манеры общаться и т. д.

Мертон также указал на то, что структурные элементы не всегда функциональны. Результатом существования структурного элемента может быть дисфункция – вредное воздействие на систему, нарушающее ее стабильность и нормальное воспроизводство. Люди часто расходятся во мнениях, когда речь идет о том, что полезно и что вредно. В этом смысле дисфункцией высшего образования следует считать нарушение интегрированности системы, создание конфликта между ее структурными элементами – функционированием военного ведомства, нуждающегося в солдатах, и функционированием гражданских предприятий и организаций, нуждающихся в квалифицированных специалистах. Введенное Мертоном представление о латентных функциях и дисфункциях позволило анализировать конфликты и изменения в системе.

Социология Макса Вебера.

Макс Вебер считал, что нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил методом «понимания». Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. Вебер считает, что социологи должны исследовать индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия.

Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия.

Идеальный тип -это теоретическая конструкция, предназначенная для выделения основных социальных характеристик, теоретическая схема, это исследовательские «утопии», не имеющие аналогов в действительности.

Идеальный тип должен соответствовать требованиям формальной логики. Задача социологии заключается в выработке таких идеальных типов: социальное действие, власть, государство, народ, справедливость и другие. Социальная действительность оценивается этими идеальными типами и тем самым познается. В частности, Вебер полагал, что «общественно-экономическая формация» Маркса представляет собой не конкретное общество, а идеальный тип.

Предметом социологии Вебер считал социальную деятельность (поведение). Тем самым он выступал против изучения общественных сфер, государства, общественного организма вне деятельности людей. Вебер выделил следующие идеальные типы идеальных социальных действий:

1) целе-рациональное (осуществляется под влиянием четко поставленной цели),

2) ценностно-рациональное (побуждается какой-либо ценностью),

3) традиционное (ориентировано на обычай),

4) аффективное (под влиянием чувств).

Важнейшей идеей Вебера является неуклонная рационализация всей общественной жизни, выступающая признаком ее развития. Это сопровождается усилением роли научного знания во всех сферах общественной жизни. Переход от аграрного (доиндустриального) к индустриальному обществу связан у Вебера с возрастанием рационализации общественных действий:

· в экономике (организация фабричного производства бюрократически-рациональными методами);

· в политике (упадок традиционных норм поведения и возрастание роли партийной бюрократии);

· в праве (замена произвольного судебного процесса юридическими процедурами на основе универсальных законов) и т. п.

Вебер занимался также проблемой управляемости людьми, власти и господства политической власти. Есливласть - это способность одного субъекта подчинять себе поведение другого субъекта, то господство - это способность одного должностного лица отдавать приказы другому человеку на основе властных полномочий (законов), делегированных ему государством.

Важнейшим условием господства как отношения между управляющим и подчиненным является легитимность распоряжения, т. е. его соответствие законности и вере подчиненного, что это распоряжение действительно соответствует законности.

Вебер выделяет три типа легитимности:

· легально легитимный, при котором люди подчиняются распоряжениям потому, что они, по видимости, соответствуют их интересам и существующим в обществе законам (в демократическом обществе);

· харизматический, при котором распоряжения выполняются, поскольку исходят от вождя — лидера, лучше знающего, что нужно делать

· традиционный, при котором, исполнение происходит вследствие традиций, освященных временем (например, смена монархов).

Анализ фреймов у Гофмана

«Фрейм» - служит одновременно для указания на контекстуальность некоторого действия и для определения структурных особенностей повседневной коммуникации. Фрейм — структура ситуации, это — жесткий каркас человеческого взаимодействия. Грегори Бейтсон вводит термин «фрейм» для исследования поведения животных. Знаменитая работа: он приходит в зоопарк Флейшхакера и наблюдает за тем, как выдры играют друг с другом. Это исследование выдр положило начало изучению людей. Бейтсон приходит туда, будучи глубоко убежденным, что структура ситуаций в мире животных, как он говорит, «однослойная». То есть в них нет некоторых скрытых уровней абстракции, нет иронии, нет метафоры, нет возможности того, что позднее Ирвинг Гоффман назовет «транспонированием» — переигрыванием какого-то взаимодействия в соседней октаве. Бейтсон приходит к выводу о том, что ошибается фактически сразу, потому что видит, что выдры играют. Игра — это фрагмент взаимодействия, который перенесен в смежную октаву, который переигран в иной системе координат. Потому что изначально это — драка, и выдры хорошо понимают, что такое драка, у них есть довольно сложная система коммуникаций, которая позволяет одной выдре сообщить другой выдре, что сейчас она ее укусит. Но когда выдры начинают играть в драку, они посылают друг другу сообщения, которые Бейтсон детально описывает. Это сообщение производит перенастройку фрейма, как раз это и называется транспонированием.

ЭРЛИХ

Евгений Эрлих (1862-1922), австрийский ученый-правовед, получил мировую известность как один из основателей социологии права и так называемого свободно-правового движения.

Е. Эрлих строит свою правовую концепцию исходя из принципа: "право определяется социальными отношениями, обществом". Под обществом он понимал совокупность "союзов", которые подразделил на самобытные и новые. Самобытные союзы - это род, семья, семейная общность, которые зарождаются внутри общества и являются как бы "естественными" образованиями. В примитивных обществах эти союзы были единственными организованными группами, из объединения которых возникло государство. Они выполняли все общественные функции, были одновременно "хозяйственными, религиозными, военными и правовыми союзами, с общностью в языке и обычаях".

Теперь эти задачи, по мнению Е. Эрлиха, принимают и исполняют другие союзы, которые уже созданы целенаправленной деятельностью человека. К ним относятся государство, магистраты, религиозные общины, политические партии, общественные группы, объединения, производственные, профессиональные союзы.

По утверждению Е. Эрлиха, право нужно искать в нормах, определяющих внутренний строй союзов, в их уставах, договорах.

Под правом Эрлих понимает нормы "самодействующего порядка общества, вытекающие из непосредственного наблюдения жизни, торговли, обычаев, привычек, из организационных и уставных положений различных союзов.

Право у Е. Эрлиха проявляется – во-первых, при решении споров в суде (нормы-решений), во-вторых – через нормы, по которым осуществляется повседневно человеческая деятельность (нормы организационные).

"Живое право", которое "господствует" в реальной общественной жизни. "Живым правом" является лишь то, что входит в жизнь, становится "живой" нормой, все остальное лишь голое учение, норма решения, догма или теория. То право, которое выкристаллизовывается в общественной жизни, есть настоящий правовой регулятор общественных отношений.

Общественное право выражается через порядок, сложившийся в обществе, союзах. Общественное право возникает прежде всего из фактов права, а не из юридически зафиксированных положений. Факты, с которыми человеческий ум связывает правовые идеи, считает Е. Эрлих, делятся на четыре типа: обычай, господство, владение, волеизъявление. К обычаю относятся старейшие и первоначальные факты, которые организовывали и скрепляли самобытные союзы. Господство выступает как юридически упорядоченное отношение, когда объем правомочий личности связывается с ее социальным положением в обществе. Владение рассматривается им как фактическая возможность распоряжаться экономически ценными благами. Правовое волеизъявление - это различные виды договоров (завещания, дарения).

Эрлих прослеживает несколько ступеней формирования правовых норм. Первая ступень - укрепление существующего порядка, что характерно для самобытных союзов, вторая - образование "новых" союзов, когда ослабевает первоначальный порядок, деятельность судьи уже не может ограничиться имеющимися нормами, решениями и он должен прибегать к их творческому нахождению. Третья ступень - развитие основ правовых положений через юриспруденцию.

Право первого порядка - самодействующий порядок общества, возникающий стихийно-естественно в процессе общественной жизни. Право второго порядка появляется и функционирует тогда, когда нарушен порядок союза, оно предназначено для урегулирования возникших проблем в обществе, союзах и реализуется судами и другими организациями.

Е. Эрлих провозглашает принцип свободного нахождения права как единственно правильный метод его применения, подчеркивая при этом, что правовые уложения лишь по видимости содержат норму решения вопроса, фактически же они указывают судье на самостоятельный поиск соответствующей правовой нормы. Он также обращал внимание на то, что никакая теория, никакие кодексы не могут воспрепятствовать изменению общественных явлений, а поэтому должны появляться новые правовые факты и нормы решения.

В концепции "свободного права" Е. Эрлих уделил особое внимание личности и профессиональной подготовке судьи. Настоящим судьей, полагал он, будет лишь тот, кто не только обладает острым взглядом "на сущность общественных явлений и в достаточной степени воспринимает потребности настоящего, но и понимает сущность исторического развития права. Только тот, "кто как хозяин владеет преданною мудростью столетий, призван идти путем справедливости"1. Кроме того, "нельзя устранить тот факт, что лица, призванные к применению права, как дети своего народа и своего времени будут применять право в интересах их народа и их времени, которое есть и их интересы…".

ШЮТЦ

Понимает мир как реальный интерсубъективный процесс, как первоначальный мир, непосредственно переживаемый социальности. Он заявил о том, что всякий субъект переживает определенный поток явлений, и именно это является «жизненным миром» в общественном смысле.

Общество – это жизненный мир, законы которого являются сконструированной людьми системой смыслов.

Он выделил в жизненном мире 2 типа отношений:

Ø Мы-отношения, интимный характер

Ø Они-отношения, сдержанно-безличный.

Социолог полагал, что мир состоит из множества реальностей – реальностей науки, религии, снов, искусства и т.д. Но главной реальностью является наша повседневная жизнь. (мир здравого смысла)

Естественно, люди из разных социальных групп конструируют свою социальную реальность исходя из разного распределения знания. Шютц выделял три типа по возрастанию распределения знания: человек с улицы, хорошо информированный гражданин и эксперт.

Однако простое наличие чувств недостаточно для осмысления мира. Вещей много – мозг один, для этого люди типизируют мир: не надо запоминать всех зайцев, вы их группируете в общий файл «зайцы», для жизни этого достаточно. Конструировать реальность помогает язык как вместилище готовых типов и характеристик.

Постепенно член общества создает запас того, что Шютц назвал знанием здравого смысла, которое разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить и общаться. Знание здравого смысла, по Шютцу, состоит из конструктов первого порядка (идеальных типов) – обыденных интерпретаций социальных реалий.

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ— работа П. Бергера и Т. Лукмана.

В центре реальности стоит реальность повседневной жизни. Она определена потребностями человека, в процессе удовлетворения которых все иные реальности отходят на периферию его сознания и в это время несущественны.

Представлены четыре способа, и одновременно уровня, социального конструирования реальности.

Первый — хабитуализация, превращение в повседневность. Термин, близкий к тому, что М. Вебер называл рутинизацией. Среди множества реальностей существует одна, представляющая собой, по их мнению, реальность наиболее существенную. Это —реальность повседневной жизни. Социальное конструирование такой реальности состоит в ее почти автоматическом воспроизводстве через традицию, память, через передаваемые из поколения в поколения знания и представления.

Второй - типизация. Она разделяет объекты на классы (мужчина, покупатель, европеец и т.д.). Повседневность содержит самовоспроизводимые непроблематизируемые типизации, воспринятие др. как тип и взаимодействие с ним в ситуации, которая типична. Социальная реальность повседневности представлена совокупностью типизации, которые в своей сумме создают повторяющиеся образцы взаимодействия и составляют социальную структуру.

Третий — институционализация, которая закрепляет типизацию. Любая типизация уже есть институт. Однако не все институты являются типизациями. Помимо типизированных коллективных представлений, институты включают в себя роли и статусы, систему санкций и социального контроля для поддержания норм, порядок, общие цели, установки и образцы поведения(нормы), учреждения, кодексы, законы и т.д., осуществляющие деятельность по удовлетворению различных потребностей.

Четвертый - легитимация. Это процесс, который необходим для передачи только что сложившихся институтов новым поколениям, для их обоснованности в глазах тех, кто не устанавливал эти институты.

Идея здесь состоит в том, что мы живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

КОНЦЕПЦИЯ ЛИОТАРА

Главная работа – «Состояние постмодерна». Утверждает, что постмодернистское общество и культура стали развиваться в конце 1950-ых, хотя темпы развития и достигнутые уровень разнятся в разных странах. Различия связаны с техникой, наукой и некоторыми социальными сдвигами, но больше всего – с языком. Ключевое понятие – «языковые игры». Социальная жизнь организована вокруг этих языковых игр. Игры – это допущения о правильном или истинном, где каждое утверждение является ходом, который может помочь участнику выиграть игру, то есть заставить принять именно его версию того, что является правильным/истинным.

В доиндустриальных обществах – устная передача (нарратив) историй, мифов, легенд – является главной языковой игрой. Рассказчик устанавливает свое право говорить и легитимность того, что он говорит, в соответствии с тем, кем он является в обществе (это пример самолегитимизации). Нарративы помогают закрепить правила, на которых основан социальный порядок, они играют ключевую роль в социализации. С приходом эпохи Просвещения нарратив был заменен на научные игры. В них не имеет значение, кто говорит, суждения оцениваются в соответствии с тем, истинны они или ложны. Доказательство и рациональный довод используются для принятия или отвержения суждений. За наукой признается способность помочь человеку покорить природу и стать более сознательным, глубже понимающим самого себя.

Постмодерн характеризуется двумя чертами:

1) Отказывается от поиска истины, так как научные языковые игры теряют уважение, респектабельность, люди теряют веру в поиск великой истины.

2) Научные языковые игры заменяются техническими языковыми играми. В них суждения оцениваются не по тому, истинны ли они, а по тому, полезны ли они и эффективны. Акцент переносится на технические средства, с помощью которых может решаться большинство разнообразных задач.

Компьютерная технология – главная производительная сила. Постмодерновое общество основано на производстве и обмене полезной информацией. Знание, которое не может быть транслировано в форму, используемую компьютером, скорее всего потеряется или не будет оценено. Знание становится средством купли-продажи, даже борьбы. Предполагает, что будущие войны будут не за территории, а за контроль над знаниями.

КОНЦЕПЦИЯ БОДРИЙЯРА

Симулякры и симуляция (1981 г.).

Общество отходит от состояния, основанного на производстве и определяемого экономическими силами, вовлеченными в обмен материальными благами. Материальные услуги заменяются на продажу и покупку знаков и имиджей, которые не имеют отношения к материальному миру.

Знаки человеческой культуры прошли 4 этапа:

1) знаки (слова, имиджи) являющиеся отражением базовой реальности

2) знаки, маскирующие и извращающие базовую реальность, имиджи, которые становятся искажением истины, но они еще не потеряли связь с материальными объектами

3) знаки, маскирующие отсутствие базовой реальности

4) знаки, не имеющие никакого отношения к реальности, являющиеся чистыми симулякрами.

Симулякры – это имидж того, что не существует и никогда не существовало. Описывает Диснейленд как совершенную модель симулякров – он является копией вымышленных миров, таких как пираты, новые земли, будущий мир.

Бодрийяр настроен пессимистично по поводу последствий таких изменений. Власть просто исчезла – с концом реального и заменой его симулякрами мы все утратили способность изменять вещи, мы можем только обмениваться знаками.

Он рассматривает людей как попавших в ловушку безвластной униформности. Он уделял внимание СМИ и телевидению, которое манипулирует и следит за нами.

КОНЦЕПЦИЯ БАУМАНА:

Зигмунт Бауман - для него постмодерн сводится к различию ментальности модерна и постмодерна. Некоторые признаки постмодерна:

− плюрализм культур: распросраняющихся на традиции, идеологии, формы жизни.

− постоянно происходящие изменения;

− отсутствие каких-либо властных универсалий;

− доминирование средств массовой информации и их продуктов;

− отсутствие основной реальности, ибо все, в конечном счете, представляет собой символы.

Особенно «размывается» нормативность в сфере морали, которая становится амбивалентной и крайне противоречивой. По Бауману, мораль постмодернистского общества выглядит так:

1) Люди морально амбивалентны;

2) Моральные явления не отличаются моральностью и устойчивостью.

3) Моральные конфликты не могут быть разрешены в силу отсутствия устойчивых моральных п

Наши рекомендации