Религия как объект социологии
Социология религии изучает взаимовлияние религии и общества, т.е. религиозные институты в их взаимодействии с обществом.
Н. Смелзер и Р. Джонстоун (США) определяют религию как систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным[323].
В социологической литературе наиболее популярны два подхода к определению религии. Первый подход, начиная с работы Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), определяет религию с точки зрения ее социальных функций: религия есть система убеждений и ритуалов, соотнесенных с сакральным (священным), объединяющая людей в социальные группы[324]. Второй подход, вслед за М. Вебером и теологом П. Тиллихом, определяет религию как совокупность последовательных ответов на экзистенциальные дилеммы человека (рождение, болезнь или смерть), наполняющие мир смыслом («Все люди религиозны, так как все они пытаются разрешить названные проблемы»)[325].
В индустриальных обществах, где произошла известная секуляризация традиционных религий, их место и функции в обществе, в укреплении его единства заняли национальные (т.е. государственные) символы и ритуалы. Гражданская религия (термин впервые употреблен Ж.-Ж.Руссо в "Общественном договоре", 1762 г.; разработан Э. Дюркгеймом в "Элементарных формах религиозной жизни", 1912 г.) обозначает убеждения, символы, ритуалы и институты, легитимирующие социальную систему и объединяющие людей во имя общих политических целей.
Р. Джонстоун и Н. Смелзер выделяют 5 основных элементов, презентующих религию как систему верований:
1) наличие группы (общности) верующих;
2) интерес к явлениям, считающимся священными и сверхъестественными, т.е. проведение различия между повседневными и необычными явлениями (среди последних, например, исцеление безнадежно больных);
3) вероисповедание;
4) ритуалы – образцы поведения в отношении сакральных и сверхъестественных сил, предписанная последовательность действий при выполнении церковных служб и обрядов (венчание, погребение), нарушение которой подрывает действенность данного обряда;
5) представление о праведном образе жизни[326].
Поясним суть этих элементов религии:
1) Группа верующих образует конфессию, религиозное единство. Хотя вера может быть глубоко личным переживанием, религией она становится в случае массовидности, охвата больших групп людей, и их объединения и взаимодействия (суеверия могут охватывать многих, но у суеверных нет религиозного единства, сплоченности).
2) Необычные явления становятся священнымипотому, что считаются связанными с чем-то сверхъестественным. Священное включает в себя явления, рассматриваемые как экстраординарные, отличающиеся от повседневных. Священное отделяется ритуалами от светского мира, представляющего собой мирскую повседневную жизнь, наполненную тяжелым трудом и семейными обязанностями. Верующие или отказываются от светских радостей, "уходят из мира", или путем молитвы, диеты и самоотречения, иного аскетического контроля над телом, осуществляют "господство над светским миром".
3) Вероисповедание – это совокупность верований, объясняющих природу человека, мира вне его и сверхъестественных сил, считающихся священными (например, буддисты верят в переселение душ). Две последних черты включают в себя и мифологию, объяснение мира посредством мифов.
4) Ритуал – это любые формальные действия, следующие установленному образцу, практический аспект религиозной системы, выражающий священные ценности, а не стремление достичь какой-то утилитарной цели. Ритуалы могут видоизменяться в рамках даже одной религии. (Важным ритуалом в современном христианстве является обособление, или такой образ действий, когда люди проводят свою жизнь не столько в обществе, сколько наедине и в семье, полагая, что религия требует не столько публичных культовых действий, сколько уединенной молитвы, сокровенной веры).
5) Представления о праведном образе жизни, или религиозная мораль, обычно изложены в заповедях, религиозных нормах, регулирующих поведение, определяющих, как вести себя в различных обстоятельствах. В сложных религиях (христианство, иудаизм, ислам) сформулированы четкие моральные принципы. Это или 10 заповедей Моисея, запрещающих убийство, воровство и другие грехи, а также развивающие их и отрицающие некоторые из них нормы Нагорной проповеди Иисуса; нормы Талмуда; исламские законы, включающие адат (обычное право, неписанные законы) и шариат (официальное право). При этом религиозные нормы могут требовать активной жизненной позиции.
Рассмотрим виды основных религий современности. По степени распространенности можно выделить:
Мировые религии:
1) Христианство – существует с 1 в. н.э., имеет в настоящее время свыше 1 млрд. приверженцев, а согласно Книге рекордов Гиннеса-2001 – почти 2 млрд., или 33% населения Земли; имеет три ветви:
- католицизм – окончательно выделился в XI в., распространен в Италии, Испании, Португалии, Франции, Ирландии, Бельгии, Австрии, Латинской Америке, Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, Словении, Литве, в западной Украине и Белоруссии; в мире имеется 628 млн. католиков (по Гиннесу – 1045 млн., т.е. 17,4% жителей мира)[327];
- православие – начало отделяться в IV-V вв., окончательно выделилось в XI в. в Греции, Грузии, Румынии, Болгарии, Сербии, Албании, Молдавии, России (на Руси – с 988 г.), Белоруссии, Украине, на Кипре; в мире свыше 100 млн. православных. Большие общины находятся на Аляске, в Сирии, Ливане, Японии; в России распространено среди русских, мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, якутов, татар-кряшенов, западных бурят; сочетается с шаманизмом у ряда народов Сибири;
- протестантизм – с 16 в., в США, Англии, ФРГ, Скандинавии (лютеранство), Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Эстонии и Латвии (лютеранство), среди российских немцев; Всего в мире 340 млн. баптистов, лютеран, кальвинистов, методистов и других протестантов.
2) Ислам, развивающийся с 7 в. на Ближнем и Среднем Востоке, в Азии (Пакистане, Бангладеш, Индонезии, Индии), Африке, Албании, Боснии, США (3 млн. новых иммигрантов, 1 млн. обращенных негров и 80 тыс. белых), Франции (алжирцы), ФРГ и Швейцарии (турки), Азербайджане, в Грузии (Аджарии), Средней Азии, Казахстане, России (в Поволжье, на Кавказе, Урале) – всего 1 млрд. мусульман в мире (по Гиннесу – 1,16 млрд.). В исламе – два основных направления:
- суннизм (до 85% мусульман мира[328]); преобладает во многих странах СНГ;
- шиизм (в Азербайджане, Иране, Ираке и др.).
3) Буддизм, берущий начало в 6-5 в. до н.э.; в ХХI в. развивается в основном в Азии (Шри Ланка, Таиланд, Китай, Монголия, Япония и др.) – всего 250 млн. буддистов; его разновидность – ламаизм, которыйраспространен в Тибете и Монголии; в России ламаизм исповедуют буряты, тувинцы, калмыки.
Локальные религии:
1) Иудаизм – с 7 в. до н.э. (Ветхий Завет написан в 13-2 вв. до н.э.; был религией евреев Израиля, Хазарии; сейчас распространен среди евреев США, Израиля, России, Европы, Эфиопии – всего более 17 млн. иудеев;
2) Индуизм – с 1 тысячелетия н.э.; сейчас – в Индии, Шри Ланке (среди тамилов) и Индонезии (на Бали) - всего 520 млн. приверженцев;
3) Синтоизм – в Японии; 90 млн. верующих;
4) Даосизм – с начала н.э.; 30 млн.верующих; конфуцианство (180 млн. - в Китае);
5) Сикхизм – с 16 в.; в Пенджабе (Индии и Пакистане) - 14 млн.сикхов.
Племенные религии(тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, культ предков и шаманизм народов Тропической Африки и Сибири, индейцев бассейна Амазонки, аборигенов Австралии).
По степени развитости культа (включая число богов и обожествляемых феноменов) выделяются:
- монотеистические (от греч.: единобожие): иудаизм, христианство и ислам;
- промежуточные (неявный монотеизм): даосизм, конфуцианство;
- дуалистические (двоебожие): зороастризм;
- политеистические (от греч.: многобожие): индуизм, синтоизм, древние мифологии (греческая, римская, германская, славянская);
- примитивные (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, культ предков и шаманизм). Среди христиан все религии, не относящиеся к мировым и иудаизму, называются языческими, важным признаком которых считается многобожие.
Р. Белла в статье «Религиозная эволюция»[329] (1964) выделяет 5 стадий эволюции религий: 1) примитивная (австралийцы; мифы без церкви); 2) архаичная (полинезийцы и африканцы; культ жертвоприношения могучим мифическим существам); 3) историческая (иудеи; наличие церкви); 4) раннемодерная (протестанты; добровольное членство в общине); 5) модерная (современная религия; главное – личная ответственность).
М. Вебер классифицировал религии по их подходу к спасению души, исходя из того:
1) требует ли оно: пассивного созерцания (мистицизм восточных религий) или активного управления своей волей (аскетизм западных религий и ислама);
2) происходит ли спасение души: в этом мире или ином мире[330].
Одним из первых попытался разграничить религиозные организации немецкий теолог Эрнст Трельч в начале XX в. Ныне можно выделить 4 формы религиозной организации: церковь, секта, деноминация, культ. Рассмотрим специфику этих форм.
Церковь – религиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Почти все члены общества проявляют преданность церкви, и она обычно связана с государством - либо отделена от государства, но не устранена полностью от участия в политической жизни (имеются религиозные партии, участвующие в выборах в парламент, например, в Германии), либо возведена в ранг государственной религии (в ряде арабских стран). Трельч обнаружил парадокс: христианство в Европе может или оставаться церковью, т.е. пытаться влиять на все общество и быть открытой для всех людей, или стать сектой, т.е. влиять на общество через преданных последователей. Преобразование в секту приводит к изоляции и потере влияния. Трельч считал, что секуляризация значит конец религии как универсальной церкви.
Церковью в настоящее время называют любую крупную религиозную организацию, признающую государство и иные светские институты, строящуюся на иерархии духовенства и рекрутирующую приверженцев путем передачи веры "по наследству" в семье, а не путем обращения неофитов-прозелитов. Более конкретно структуру самой религиозной организации можно раскрыть на примере Русской православной церкви (табл. 11):
Таблица 11
Структура организации Русской православной церкви
Поместный Собор | Архиерейский Собор |
Священный Синод и Патриарх Московский и Всея Руси; институты, которыми они заведуют: | |
1. Епархии (г.о. по субъектам РФ); Благочиния в крупных городах; Приходы: община, храм, церковно-приходской совет 2. Учебный комитет: Духовные академии, Семинарии и училища, Регентские и иконописные школы 3. Канцелярия | 4. Отдел внешних церковных сношений, Зарубежные епархии; Духовная миссия в Иерусалиме; Подворья и представительства 5. Отдел катехизации и просвещения 6. Издательский отдел 7. Хозяйственное управление 8. Отдел благотворительности и милосердия |
Постоянно действующий Священный Синод во главе с Патриархом созывает Соборы. Поместный Собор избирает Патриарха. Синод заведует вышеназванными отделами, комитетами и епархиями. Епархии курируют благочиния и приходы.
Секта – организация, отвергающая ценности общества и требующая обращения в свою веру и преданности вере и ритуалам. Обычно образуется в результате отделения небольшой группы, недовольной ритуалами старой церкви и создающей новую религию. Поскольку секта противопоставляет себя господствующей в обществе церкви, то члены секты обычно не участвуют в его жизни, будучи замкнутой и отстраненной от общества группой (например, от учебы в школах, лечения, армии).
Деноминация, или вероисповедание – промежуточная между церковью и сектой организация. Она поддерживает нормальные отношения с обществом, но ей приходится конкурировать с иными деноминациями для прозелитизма, т.е. привлечения неофитов, в отличие от церкви, не требуя преданности от большинства членов общества (баптисты, методисты и др.). Деноминация часто рождается из разросшейся секты. Усложнение структуры и рост числа верующих снижают религиозную дисциплину из-за "проблемы второго поколения", когда членами секты становятся все больше по рождению, а не из-за обращения. Впоследствии по мере складывания ритуалов и правил деноминация способна стать церковью (например, лютеранство сейчас – официальная религия в ряде стран Скандинавии).
Культ – секта, придерживающаяся крайних взглядов и призывающая к радикальному изменению личности и общества. Как правило, он отрывается от основной церкви в силу несогласия с ритуалами. Культом называется и начальная фаза развития «новой религии», требующей полного разрыва с существующими религиозными традициями. Враждебное отношение со стороны окружения может вызвать превращение секты в культ; считалось, что секты акцентируют солидарность членов, а культы – индивидуализм[331]. Быстрое распространение восточных культов в России и на Западе ставит под сомнение степень секуляризации современного общества. В настоящее время это может быть малая группа без определенной структуры, возглавляемая харизматическим лидером, часто использующая эзотерические и оккультные идеи.
Имеются в науке и различия в понимании указанных форм организации религии. Р.Нибур в 1920-х гг. в книге «Социальные истоки деноминационализма» рассматривал эти формы как этапы в ее развитии: секта может развиться в церковь, а церковь – стать сектой, хотя четких границ между ними нет. Введенное же им понятие деноминация трактовалось Нибуром как промежуточное религиозное объединение, находящееся в стадии становления и утратившее свою оппозиционность обществу и государству. Г.Беккер под «вероисповеданием» понимал «застывшую», существующую долгое время секту, утратившую критический дух (например, методизм). Он же предложил использовать понятие культ для сходного с сектой объединения людей, не приемлющих ценности общества и государства, аморфного объединения с лидером-харизматиком (спиритуализм, вера в астрологию и др.)[332].