Логический анализ и операционализация основных понятий
Исходя из того, что рассмотрению подлежат два понятия, по поводу которых в науке не сложилось общепринятой трактовки, целесообразно стало выделение нескольких толкований их.
Таблица 1
Определение термина «гражданская позиция» в исследованиях российских ученых[1]
Автор | Определение |
Лисовский В.Т. | «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на репутацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов» |
Березутский Ю.В. | «совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: 1. самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; 2. нести личную и социальную ответственность за эти принятие решения. Основными ценностными ориентациями в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности» |
Абрамян Т.В. | «важнейшая составная структура личности, по сути она представляет собой совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личной ответственности» |
Баранов А.А. | «доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом» |
Гладченкова С.В., Гороховцева О.В. | «совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству» |
Волобоева Н. Н. | Стоит на стыке двух понятий: «гражданственность» и «социальная активность». Совокупность познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий. |
Балобанова Т.Н. | Интегративное понятие, включающее нравственные качества личности, ее профессиональную компетентность, уровень культуры, способность к саморазвитию, общественную активность |
Рязанова М.П. | Интегративная система отношений личности к закону, обществу, государству, самому себе как гражданину, событиям действительности и собственной деятельности, определяющая смысл и направленность поступков индивида, позволяющая осознавать и принимать на себя ответственность, участвовать в общественной жизни, а также сохранять духовные ценности своего Отечества. |
Таблица 2
Существующие подходы к определению понятия «социальный капитал»
Автор | Определение |
П. Бурдьё [7, C. 293-315] | Социальные связи, которые могут выступать ресурсом получения выгод. |
Дж. Коулман [2, C. 95-120] | Различные сущности, которые похожи в двух аспектах: они все состоят из нескольких элементов социальной структуры, и их содействие определенным действиям акторов, как индивидуальных, так и корпоративных, осуществляется в пределах структуры. |
Р. Патнэм [1] | Характеристики социальной организации, включающие сети, нормы и социальное доверие, которые способствуют координации и кооперации в интересах общественной цели. |
С. Бюссе [8, C. 97] | Социальный капитал, в отличие от других форм его форм, не является исключительной характеристикой индивида, он скорее описывает отношения между людьми, в которые включен каждый индивид. |
Р. Берт [13, C. 209] | Дружеские, рабочие и более общие контакты, через которые вы получаете возможность использовать ваш финансовый и человеческий капитал. |
Ф. Фукуяма [27, С. 74] | Свод неформальных правил и норм, разделяемых членами группы и позволяющих им взаимодействовать друг с другом. |
Стебаков А.А. [33, C. 8] | Совокупность социально-экономических отношений, которые образуются на основе доверия, репутации, позитивных ожиданий и направлены на получение полезного результата. |
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 и более годами.