Раздел 1. Введение в социологию

Тема 1.1. Предмет социологии и уровни научного знания.

Аудиторные занятия

Лекция 1. Предмет социологии и уровни научного знания

План лекции:

1. Понятие и признаки социологии как науки

2. Причины возникновение социологической науки

3. Структура социологии, элементы социологического знания

4. Основные социологические концепции

Самостоятельная аудиторная работа по теме:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Форма отчетности
Общая (единое задание для каждого студента группы) Составление конспекта, схемы Конспект и схема лекции

Форма текущего контроля по теме: анализ конспектов и схем.

Семинар 1. Основные социологические концепции

План:

1.Понятие об обществе в донаучный период

2. Классические теории общества:

а) О. Конта (понятие позитивизма, классификация наук, место социологии среди остальных наук; предмет и методы социологии)

б) Э.Дюркгейма (предмет социологии; правила социологического метода; натурализм и социологизм в понимании общества; проблема социальной солидарности);

в) Г.Спенсера (предмет социологии; сравнение общества с живым организмом; структура и эволюция общества);

г) М.Вебера (учение об идеальном типе; предмет социологии; понятие и классификация социальных действий; метод «отнесения к ценности»);

д) К.Маркса (понятие и структура общества; движущие силы развития общества; эволюция общества);

е) П.Сорокина (предмет социологии, ее структура; понятие и развитие общества; учение о социальной мобильности и социальной стратификации).

3. Современные тенденции развития социологического знания

Задание по аудиторной самостоятельной работе: презентация докладов.

Литература: 1, 28, 31, 32, 33.

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме:

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
Индивидуальная (студент выбирает тему доклада и реферата из перечня) Работа над докладом и рефератом К семинару 1, 5 (реферат) Реферат, доклад, схема доклада

Методические рекомендации:

Работа над рефератом

Общие положения: Главная задача реферата − познакомить студентов с содержанием социологических учений прошлого и современности с привлечением первоисточников.

Требования к реферату: Объем − не более 5 страниц, грамотное структурирование материла по плану и оформление ссылок и источников.

План реферата: вводная часть (историко-культурные обстоятельства формирования той или иной теории, сведения об авторе), основная часть (положения теории, подтвержденные цитатами из первоисточников), вывод (в чем новаторство теории и ее ценность для формирования современной науки)

Критерии оценки: соответствие заданию

Примерная тематика рефератов:

1. Социологическая теория О.Конта.

2. Теория общества Э.Дюркгейма.

3. Теория социального действия М. Вебера

4. Социология М. Вебера

5. Социологическая теория Г. Спенсера.

6. Учение о социальной мобильности П. Сорокина.

7. Стратификационная теория П. Сорокина.

8. Социологическая теория К. Маркса.

9. Теория социальных систем Т. Парсонса

10. Теория личности Дж. Мида

11. Теория личности Ч. Кули

12. Теория личности З.Фрейда

13. Драматургическая социология И. Гофмана

14. Социология А. Щюца

Критерии оценки: соответствие заданию

Составление доклада

Общие положения: Доклад предполагает небольшое (на 1-2 стр.) сообщение по сути заявленного вопроса с выделением (смысловым и графическим) основных пунктов, идей и пр. Подготовка доклада: до семинара, представить в тетради (объем − 1-2 страницы). Критерии оценки отчета: самостоятельность, визуализация материала, соответствие заданию.

Подготовка схемы лекции, доклада

Общие положения: По результатам лекционного занятия или при подготовке к семинарскому занятию студент визуально (графически)составляет схему лекции, доклада (в виде рисунка, таблицы, карты и пр.). Схема оформляется от руки либо в электронном виде на 1 странице. Требования к оформлению: 1 страница. Критерии оценки: самостоятельность, оригинальность, соответствие заданию.

Перечень вопросов для самостоятельного изучения: см. вопросы к семинару 1.

Литература: 1, 28, 31, 32, 33.

Вопросы для самопроверки:

1. На какие периоды делится история мировой социологии? Назовите основных представителей каждого этапа развития социологии.

2. Почему нельзя говорить об институционализации социологии в первой половине XIX века?

Форма текущего контроля по теме: анализ докладов и рефератов

Наши рекомендации