Тема 2.14 Развитие социологии в России.
Зарождение социологии в России: важнейшие условия и предпосылки.
Периодизация истории социологии в России. Основное содержание отдельных периодов.
Органицизм в России: Н.Д. Ножин, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд. Географическое направление в социологии в России (Л.И. Мечников, А.П. Щапов). Субъективная школа в российской социологии: характеристика и представители. Генетическая социология в России: сущность и основные представители. Марксистская социология на российской почве: основные этапы развития и представители(Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленина). Психологизм в российской социологии: истоки и представитли. Неокантианство в России: основные идеи и представители (Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев). Неопозитивизм в Российской социологии: характеристика и представители.
3.4. Тематический план учебной дисциплины
«История социологии»
а) аудиторные занятия:
Разделы / темы учебной дисциплины | Вид учебной работы | Часов | Технология обучения | Форма текущего контроля | |
очная | заочная | ||||
Раздел 1. Начальный, классический этап возникновения и развития социологии | |||||
Тема 1.1. Предмет истории социологии. | Лекция | Информационная лекция | Устный опрос, схемы докладов | ||
Тема 1.2 Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии. | Лекция | Информационная лекция | Составление схемы лекции | ||
Тема 1.3. Социологическое учение О.Конта - родоначальника позитивистской социологии. | Лекция Семинар | Информационная лекция, работа в микрогруппах | Составление схемы/плана лекции | ||
Тема 1.4. Герберт Спенсер и эволюционистская социология в Европе. | Лекция Семинар | Информационная лекция, работа в микрогруппах | Составление схемы/плана лекции, составление сводной таблицы | ||
Тема 1.5 Психологизм в социологии. Т.Тард, В.Вундт, Г.Лебон. | Лекция Семинар | Лекция − визуализация | Устный опрос, отчет по наблюдению | ||
Тема 1.6 Социология Эмиля Дюркгейма | Лекция Семинар | Информационная лекция | Составление схемы лекции, устный опрос | ||
Тема 1.7 Марксистская социология: К.Маркс, Ф.Энгельс – создатели социологической и экономической теории капитализма. | Лекция Семинар | Информационная лекция, работа в микрогруппах | Составление схемы лекции, обзор научных работ по теме | ||
Тема 1.8 Социология макса Вебера | Лекция Семинар | Лекция − визуализация | Составление схемы лекции, проверка докладов | ||
Тема 1.9. Формальная социология. Георг Зиммель, Фердинанд Теннис. | Лекция Семинар | Информационная лекция | Составление схемы лекции, устный опрос | ||
Тема 1.10 Социологическая теория Вилъфредо Парето. | Лекция Семинар | Информационная лекция, работа в микрогруппах | Составление схемы лекции, схема доклада | ||
Тема 1.11 Начальный этап развития социологии в США | Лекция | Информационная лекция | Составление схемы лекции, устный опрос | ||
Раздел 2. Современная западная и отечественная социология | |||||
Тема 2.1 Основные тенденции развития социологии в Европе и США | Лекция | Информационная лекция | Составление схемы лекции, устный опрос | ||
Тема 2.2 Чикагская школа социологии | Лекция Семинар | Информационная лекция, выступление с докладами | Составление схемы лекции, проверка докладов, составление списка публикаций по теме | ||
Тема 2.3 Интегральная социология П. Сорокина. | Лекция | Информационная лекция | Составление схемы лекции, устный опрос | ||
Тема 2.4 Феноменологическая социология | Лекция Семинар | Информационная лекция, работа в микрогруппах | Составление схемы лекции, схема доклада | ||
Тема 2.5 Структурно-функциональный анализ и теория действия Т.Парсонса. | Лекция | Проблемная лекция, работа в микрогруппах | Составление схемы лекции, устный опрос | ||
Тема 2.6 Структурно- функциональная социология Р.Мертона. | Лекция Семинар | Проблемная лекция | Схема лекции, подготовка докладов и проблемных заданий, сводная таблица | ||
Тема 2.7 Символический интеракционизм. | Лекция Семинар | Выступление с докладами, освоение социально-психологических методик | Подготовка докладов | ||
Тема 2.8 Теория социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау. | Лекция Семинар | Информационная лекция, работа в микрогруппах | Составление схемы лекции, устный опрос, сводная таблица | ||
Тема 2.9 Теории социального конфликта. | Лекция | Интерактивная лекция | Схема лекции | ||
Тема 2.10 Психоаналитическое направление в социологии. | Лекция Семинар | Информационная лекция, работа в микрогруппах | Подготовка докладов и проблемных заданий | ||
Тема 2.11 Неомарксизм в социологии 20 века. | Лекция | Информационная лекция | Составление схемы лекции, устный опрос | ||
Тема 2.12 Генетический структурализм Пьера Бурдьё. | Семинар | Работа в микрогруппах с текстами | Подготовка схем текстов, опрос по содержанию текстов | ||
Тема 2.13 Концепция постмодернизма Лиотара и Бодрийяра. | Семинар | Выступления с докладами | Подготовка докладов | ||
Тема 2.14 Развитие социологии в России | Семинар | Работа в микрогруппах | Составление сводной таблицы | ||
Итого |
б) самостоятельная аудиторная работа
Разделы / темы учебной дисциплины | Вид учебной работы (форма самостоятельной работы) | Результат |
Раздел 1. Начальный, классический этап возникновения и развития социологии | ||
Тема 1.1. Предмет истории социологии. | Составление конспекта | Приобретение навыков анализа учебной информации, совершенствование навыков анализа текста |
Тема 1.2 Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии. | Составление конспекта | Совершенствование навыков анализа текста, совершенствование навыков анализа текста |
Тема 1.3. Социологическое учение О.Конта - родоначальника позитивистской социологии. | Составление сводной таблицы, подбор иллюстраций по теме | Совершенствование навыков анализа текста, обработки и представления информации |
Тема 1.4. Герберт Спенсер и эволюционистская социология в Европе. | Подбор иллюстраций по теме, освоение метода наблюдения за объектом (отчет) | Приобретение навыков анализа учебной информации, навыка написания отчета |
Тема 1.5 Психологизм в социологии. Т.Тард, В.Вундт, Г.Лебон. | Составление конспекта | Приобретение навыков анализа учебной информации, навыка визуализации информации |
Тема 1.6 Социология Эмиля Дюркгейма | Составление конспекта | Приобретение навыков анализа учебной информации |
Тема 1.7. Марксистская социология: К.Маркс, Ф.Энгельс – создатели социологической и экономической теории капитализма. | Составление конспекта | Приобретение навыков анализа учебной информации |
Тема 1.8. Социология макса Вебера | Участие в дискуссии, обсуждение ситуаций | Формирование навыка организации работы в группе, анализа и визуализации информации |
Тема 1.9. Формальная социология. Георг Зиммель, Фердинанд Теннис. | Составление конспекта | Совершенствование навыков анализа текста, совершенствование навыков анализа текста |
Тема 1.10. Социологическая теория Вильфредо Парето. | Составление конспекта | Приобретение навыков анализа учебной информации, владение навыками профессионального и межличностного общения |
Тема 1.11. Начальный этап развития социологии в США | Подготовка доклада, составление схемы доклада, составление списка публикаций по теме | Приобретение навыков анализа учебной информации, развитие навыка публичного выступления, приобретение умения осуществлять обзор научных публикаций по теме |
Раздел 2. Современная западная и отечественная социология | ||
Тема 2.1. Основные тенденции развития социологии в Европе и США | Составление конспекта | Приобретение навыков анализа учебной информации |
Тема 2.2. Чикагская школа социологии | Презентация докладов | Приобретение навыков представления учебной информации развитие навыка публичного выступления, приобретение умения осуществлять обзор научных публикаций по теме |
Тема 2.3. Интегральная социология П. Сорокина. | Составление схемы лекции, подготовка проблемных заданий | Развитие навыков анализа учебной информации, проблемного мышления |
Тема 2.4. Феноменологическая социология | Подготовка конспекта лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.5. Структурно-функциональный анализ и теория действия Т.Парсонса. | Подготовка докладов | Приобретение навыков представления учебной информации, развитие навыка публичного выступления |
Тема 2.6. Структурно- функциональная социология Р.Мертона. | Составление конспекта лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.7. Символический интеракционизм. | Составление конспекта лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.8. Теория социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау. | Подготовка докладов | Развитие навыка группового взаимодействия, организации и принятия решения в группе, совершенствование проблемного мышления. |
Тема 2.9. Теории социального конфликта. | Составление конспекта лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.10. Психоаналитическое направление в социологии. | Подготовка доклада, составление схемы доклада, составление списка публикаций по теме | Приобретение навыков анализа учебной информации, развитие навыка публичного выступления, приобретение умения осуществлять обзор научных публикаций по теме |
Тема 2.11. Неомарксизм в социологии 20 века. | Подготовка докладов и схем докладов | Приобретение навыков представления учебной информации, развитие навыка публичного выступления |
Тема 2.12. Генетический структурализм Пьера Бурдьё. | Составление конспекта лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.13. Концепция постмодернизма Лиотара и Бодрийяра. | Составление конспекта лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.14. Развитие социологии в России | Составление сводной таблицы, подбор иллюстраций по теме | Совершенствование навыков анализа текста, обработки и представления информации |
в) занятия в интерактивных формах
№ п/п | Разделы / темы учебной дисциплины | Общий объем (по РУП) в часах | |
Очная | заочная | ||
Тема 2.1. Сущность и строение общества. | |||
Тема 2.2. Социальные институты современного общества. | |||
Тема 3.1. Социальное пространство и время | |||
Тема 3.4. Социальная организация | |||
Тема 5.1. Личность как социальное существо | |||
Тема 5.2. Социальное действие и поведение | |||
Тема 5.5. Социальный контроль | |||
Тема 5.6. Социальное взаимодействие и его формы | |||
Тема 6.1. Глобализация социальных процессов | |||
Итого |
г) самостоятельная внеаудиторная работа
Разделы / темы учебной дисциплины | Вид учебной работы (форма самостоятельной работы) | Результат |
Раздел 1. Введение в социологию | ||
Тема 1.1. Предмет истории социологии. | Составление схемы лекции и доклада | Приобретение навыков анализа учебной информации, совершенствование навыков анализа текста |
Тема 1.2 Социально-исторические и идейно-теоретические предпосылки возникновения социологии. | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации, владение навыками профессионального и межличностного общения |
Тема 1.3. Социологическое учение О.Конта - родоначальника позитивистской социологии. | Составление схемы лекции и доклада, работа с текстами (первоисточниками), написание реферата | Совершенствование навыков анализа текста, совершенствование навыков анализа текста |
Тема 1.4. Герберт Спенсер и эволюционистская социология в Европе. | Составление сводной таблицы, подбор иллюстраций по теме | Совершенствование навыков анализа текста, обработки и представления информации |
Тема 1.5. Психологизм в социологии. Т.Тард, В.Вундт, Г.Лебон. | Подбор иллюстраций по теме, освоение метода наблюдения за объектом (отчет) | Приобретение навыков анализа учебной информации, навыка написания отчета |
Тема 1.6. Социология Эмиля Дюркгейма | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации, владение навыками профессионального и межличностного общения |
Тема 1.7. Марксистская социология: К.Маркс, Ф.Энгельс – создатели социологической и экономической теории капитализма. | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации, навыка визуализации информации |
Тема 1.8. Социология макса Вебера | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации |
Тема 1.9. Формальная социология. Георг Зиммель, Фердинанд Теннис. | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации |
Тема 1.10. Социологическая теория Вильфредо Парето. | Участие в дискуссии, обсуждение ситуаций | Формирование навыка организации работы в группе, анализа и визуализации информации |
Тема 1.11. Начальный этап развития социологии в США | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации, владение навыками профессионального и межличностного общения |
Раздел 2. Современная западная и отечественная социология | ||
Тема 2.1. Основные тенденции развития социологии в Европе и США | Подготовка доклада, составление схемы доклада, составление списка публикаций по теме | Приобретение навыков анализа учебной информации, развитие навыка публичного выступления, приобретение умения осуществлять обзор научных публикаций по теме |
Тема 2.2. Чикагская школа социологии | Подготовка докладов | Приобретение навыков представления учебной информации развитие навыка публичного выступления, приобретение умения осуществлять обзор научных публикаций по теме |
Тема 2.3. Интегральная социология П. Сорокина. | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации |
Тема 2.4. Феноменологическая социология | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации, владение навыками профессионального и межличностного общения |
Тема 2.5. Структурно-функциональный анализ и теория действия Т.Парсонса. | Составление схемы лекции, подготовка докладов | Развитие навыков анализа учебной информации, проблемного мышления |
Тема 2.6. Структурно- функциональная социология Р.Мертона. | Подготовка схемы лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.7. Символический интеракционизм. | Подготовка докладов | Приобретение навыков представления учебной информации, развитие навыка публичного выступления |
Тема 2.8. Теория социального обмена Дж.Хоманса и П.Блау. | Составление схемы лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.9. Теории социального конфликта. | Составление схемы лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.10. Психоаналитическое направление в социологии. | Подготовка докладов | Развитие навыка группового взаимодействия, организации и принятия решения в группе, совершенствование проблемного мышления. |
Тема 2.11. Неомарксизм в социологии 20 века. | Составление конспекта и схемы лекции | Развитие навыков анализа и визуализации учебной информации |
Тема 2.12. Генетический структурализм Пьера Бурдье. | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации, владение навыками профессионального и межличностного общения |
Тема 2.13. Концепция постмодернизма Лиотара и Бодрийяра. | Подготовка докладов и схем докладов | Приобретение навыков представления учебной информации, развитие навыка публичного выступления |
Тема 2.14. Развитие социологии в России | Составление схемы лекции | Приобретение навыков анализа учебной информации, владение навыками профессионального и межличностного общения |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ