Этапы развития социологии семьи в России
1этап –дореволюционный. Семья рассматривается как одна из общих проблем наряду с личностью, социальными взаимодействиями и отношениями. Специфического подхода к семьи не было. Кухаржевский – анализировал разнообразные концепции правовой регламентации брака в древности. Коптерев – дал психологически-исторический анализ структуры происхождения и направления эволюции внутрисемейных отношений – патриархальные, матриархальные, межпоколенческие взаимоотношения. Рубинштейн –изучал положительные, отрицательные стороны общественного и семейного воспитания.
2 этап. 2 половина 19 века. Началось изучение русской крестьянской семьи. Сорокин. Изучал эволюцию семьи в браке, статику, диамику, функции, типологию, внутренние и внешние связи семьи. Семья – это союз супругов, родителей и детей, родственников и свойственников, а также некоторое хозяйственное целое, сцементированный кооперацией, взаимной ответственностью и сотрудничеством. Заговорил о кризисе института семьи. Государство начинает играть все большую роль в процессе социализации детей. Кризис семьи как ослабляющий союз родителей и детей, супругов и распад семейного хозяйства. Основные дисфункции в семье, которые имеют ряд эмпирических проявления – рост числа разводов, сокращение браков, рост внебрачных детей, абортов, проституции, уменьшение числа детей, секуляризация брака. Выход из кризиса – возврат к традиционным нормам. Семья – это малая церковь, должна придерживаться каких-то моральных ценностей и традиций. «Социальная и культурная динамика». Есть 3 стадии: -идеалистическое-культурное божество
-идеационное (эпоха возрождения)
-чувственная – эго
Ковалевский. Отрицал идею беспорядочных сексуальных связей в древности. Принцип родства по матери. Принцип экзогамии – выбор партнера из другой группы. Семья – это община, члены которой живут по одной кровлей. В нее входят все свободные члены и все попавшие несвободные.
3 этап. Начало 20-х до конца 50 –х гг. 1 исследование – исследование северного кавказа, изучение проблемы большой детской смертности. Рабочие семьи – в центре внимания. Социология семьи – отельная отрасль, появляется много эмпирических исследований.
70-е гг.- формируется первая теоретическая концепция, согласно которой семья понималась в двух аспектах: как социальный институт и как малая группа. Харчев. Семью признавал первичной ячейкой общества. Важнейшим элементом социальной структуры, особого типа социальной общности. В обществе было 2 базовые общности: семья и трудовой коллектив.
В 1966 году – создана советская социологическая секция исследования семьи.
4 этап. С начала 90-х гг. меняется тематика исследований.
1. Сформировалась наука фамилистика- комплексное исследование семьи.
2.появляется гендерная социология.
3.в социологии семьи сформировались 2 парадигмы: -либеральная – которая защищает людей прогресса и ценности свободного выбора. – алармисткая – утрата семейных ценностей.
13. Основные парадигмы объяснения семейных изменений: фамилистическая (кризисная), "прогрессистская" и феминистическая
С точки зрения фамилистической парадигмы, семья перестает выполнять свои функции и соответственно подвержена исчезновению. Ценности семьи замещаются ценностями внесемейного характера.Последствие отмеченных ранее тенденций в первую очередь связаны с исчезновением реализации этих функций семьи. Многие из которых переходят на другие институты. Так, например, в результате индустриализации и урбанизации складываются такие явления в обществе, благодаря которым П. Сорокин утверждает, что функция воспитания становится прежде всего учительской и опекунской, а роль семьи в этом должна исчезнуть. С такой точки зрения понимается то, что появляется не только кризис семьи, но и кризис ценностей в обществе вообще. А общество переходит от ценностей многодетности к внесемейному образу жизни, что приводит к бракоразводной, контрацептивной «революциям» . Происходит ориентация не на общество, а на потребности самого себя. Поэтому семья в таком понимании перестает нести какую-либо значимость, ее функции могут выполнять другие институты, потребность в ней для человека перестает быть значимой, а значит она стоит под угрозой исчезновения. Ее будущее и дальнейшее устойчивое положение как социального института становится маловероятным, скорее она постепенно исчезает.
Феминистическая социология пропагандирует идею равноправия полов. Примерно с конца 20 века, феминистки все в более широких масштабах стали проводить агитацию за семью с одним родителем, в этом случае можно отгородиться от «вредоносного» влияния мужчин. Сьюзан Фалуди с восторгом заявила, что общественное одобрение материнства вне брака ведет к тому, что «биологический отец все более оказывается ни при чем в вопросах воспитания детей». Феминистки считают, что женщина вполне может воспитать ребенка и без помощи мужчины – отсутствие традиционной роли отцов семейства, преподносятся как забота о совершенствовании семьи. В условиях кризиса ценностей семьи и детей, тендерные феминистки получили статус политически корректного движения. Любая критика этого феминизма сразу же объявляется сексизмом или завистью со стороны мужчин к успеху женщин. Потребовалось всего несколько десятилетий, чтобы на фоне медленно происходящего кризиса института семьи феминистические разговоры о справедливом распределении семейных обязанностей, равной занятости в домашнем труде и воспитании детей сменились компанией за освобождение женщин от семьи, включая свободу не вступать в брак вообще и без ущерба для респектабельности иметь ребенка вне брака или не иметь детей в легальном браке. Феминистки пытаются свести понятие семьи до двух индивидов, находящихся в одном из отношений супружества, родительства или родства. Тенденция свойственная феминизму – делать акцент на правах, забывая об обязанностях. Подобная забывчивость объясняется просто – сосредоточенностью на индивиде, а не на семье.
Представители либерально-прогрессистской парадигмы (Э.Берджесс, А. Г. Вишневский, С. И. Голод, У. Джемс и др.) рассматривают изменения, происходящие с семьей, как процесс ее прогрессивного развития (ее модернизации), на фоне которого все кризисные явления считаются временными и незначительными. Теория модернизации семьи продолжает традицию изучения семьи как специфической социально-психологической группы, первоэлементом которой выступает свободный индивид. Согласно этой теории, разрабатываемой в рамках данной парадигмы, однолинейный исторический прогресс предполагает последовательную смену одного типа семьи другим –более развитым. Традиционная (расширенная, многодетная, авторитарная) семья под влиянием социально-экономических и социокультурных трансформаций в обществе заменяется новой формой семьи –нуклеарной, малодетной, конъюгальной и эгалитарной семьей. Следующим этапом «прогрессивного» развития семьи должно стать, по мнению «модернистов», распространение различных «альтернативных форм» семьи и брака. Следствием этих процессов явится утрата семьей своей институциональной сущности. Она перестает существовать как социальный институт.
14. Проблема разводов в семье: историческая динамика и законодательные нормы, факторы и причины разводов.
Одним из важных факторов, определяющих уровень разводимости, является брачно-семейное законодательство.
Так, до 1917 г. в России разводы были, как известно, чрезвычайно редким явлением. И дело не только в том, что развод противоречил тогдашней морали и социальным нормам. Действовавшее в то время законодательство резко ограничивало саму возможность развода, допуская его по просьбе одного из супругов только при наличии одной из трех исключительных причин: доказанного прелюбодеяния мужа или жены или его (ее) неспособности к «брачному сожитию»; осуждения другого супруга к уголовному наказанию с лишением всех прав состояния или ссылке в Сибирь; безвестного отсутствия другого супруга. Никакие разводы по взаимному согласию не допускались. Как результат, например, в 1897 г. среди православных в России (70% всех лиц в возрасте 20 лет и старше) было зарегистрировано всего 1132 развода42.
С другой стороны, известно, что во второй половине 60-х гг. в СССР наблюдался резкий скачок числа разводов и разводимости. причина столь резкого скачка заключается в изменении законодательства о разводе, существенно упростившем процедуру развода.
По данным ВЦИОМа
1. Алкоголизм/наркомания (41%) 2. Отсутствие собственного жилья (26%) 3. Вмешательство родственников в семейную жизнь (14%) 4. Невозможность заведения ребёнка (8%) 5. Длительное раздельное проживание (6%)
По данным опроса.
1. Непонимание между супругами 2. Материальные сложности (30%) : отсутствие денег или жилья 3. Супружеская неверность (26%) 4. Алкоголизм (23%) 5. Вмешательство родственников в дела семьи (19%) 6. Насилие 7. Невозможность иметь детей 8. Наркозависимость
Молодежь чаще видит причины в несовместимости, новой любви, изменах и однообразии, старшие же возрастные группы – в ослаблении ценности семейной жизни для поколения нынешнего, а также в пьянстве
В 20г 20в произошло упрощение процедуры развода что привело к росту числа разводов. Но тогда развод считалась общественным проступком. В 60г стало проще, брак можно было расторгнуть по заявлению одного из проступков. Если в традиционном обществе развод рассматривается как кара или исцеление, то в современном обществе развод это крушение (расторжение супружеских отношений) или подтверждение (даже если вы идёте в суд, нет санкций, не ищет виновных).
Статистика разводов. Социальные последствия разводов.
Наиболее высокий процент разводов: Хабаровск, Мурманск, ленинградская область. Меньше всего разводов: Северный Кавказ. В Татарстане каждая вторая семья разводится.
По данным ВЦИОМа
1. Алкоголизм/наркомания (41%) 2. Отсутствие собственного жилья (26%) 3. Вмешательство родственников в семейную жизнь (14%) 4. Невозможность заведения ребёнка (8%) 5. Длительное раздельное проживание (6%)
По данным опроса.
1. Непонимание между супругами 2. Материальные сложности (30%) : отсутствие денег или жилья 3. Супружеская неверность (26%) 4. Алкоголизм (23%) 5. Вмешательство родственников в дела семьи (19%) 6. Насилие
7. Невозможность иметь детей 8. Наркозависимость
Молодежь чаще видит причины в несовместимости, новой любви, изменах и однообразии, старшие же возрастные группы – в ослаблении ценности семейной жизни для поколения нынешнего, а также в пьянстве
В 20г 20в произошло упрощение процедуры развода что привело к росту числа разводов. Но тогда развод считалась общественным проступком. В 60г стало проще, брак можно было расторгнуть по заявлению одного из проступков. Если в традиционном обществе развод рассматривается как кара или исцеление, то в современном обществе развод это крушение (расторжение супружеских отношений) или подтверждение (даже если вы идёте в суд, нет санкций, не ищет виновных).
Распад семьи является также серьезной социальной проблемой. Поэтому последствия развода можно условно разделить на три группы:
1) последствия для общества;
2) последствия для самих разводящихся;
3) последствия для детей.
Большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности или желания вступить в повторный брак. К тому же значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступают в брак. Исходя из этого, возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы воспроизводства населения.
Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей.
Увеличение количества детей, воспитывающихся в семье без отца (при живом отце), увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, отрицательно влияет на их успеваемость.
Развод способствует росту заболеваемости в обществе; он создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства (нарушения) как у родителей, так и у детей. Одиночество как последствие распавшегося брака становится сложнейшей социально-психологической проблемой для многих людей. На этом фоне увеличение доли детей, выросших в неполных семьях, можно рассматривать как фактор, способствующий дестабилизации будущей семьи.