Этапы развития социологии семьи на западе
1 этап.Досоциологический (до сер 19 в)- в рамках социальной философии. Семья рассматривалась как общество в целом (прообраз общества).
2 этап. С середины 19 века до начала 20. Период изучения семьи. Баховин – материнское право 1861 год – изучал древние мифы народов и анализировал как там изменяются отношения между матерью и отцом. Макленан: «первобытный брак» 1865 г. Изучал ранние ступени брака. В изучении использовал этнографический метод. Подтвердил вывод Баховина о первоначальном материнском праве. Морган: «древнее общество» - 1877 год. Детально изучил семью, современную семью американских индейцев. Создал отдельную науку о семье. Идеи моногенезиса – единство происхождения человечества. «Система родства и сватовства в человеческой среде». Морган отвергал догматы теологической антропологии о божественном происхождении семьи, единобрачии как единственно возможной форме семейных отношений.
Дюркгейм. Институт семьи – это часть социальной реальности, включенный в социальный порядок. Это устойчивое явление, подчиненное объективным законам бытия. Это форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. А социальная реальность всегда главнее индивида. Семьи держатся на общественной солидарности. Если она нарушается, то происходит кризис социальной системы. Аномия опасна для семьи.
Вебер. Рационализация современной жизни позволяет оптимизировать социальные отношения и культуру семейных отношений. Развитие целерационального действия позволит изменить характер отношений семьи, выявить мотивы действий семьи, их ожидания.
Энгельс и Маркс. «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Они впервые отнесли семью к историческим категориям, выделив несколько последовательно сменивших друг друга форм семейно-брачных отношений. От группового брака до моногамии.
Конт. Семья- универсальное человеческое явление (социологическая категория). Общество базируется на множестве семей. С точки зрения социальной динамики, формы общественного сотрудничества менялись (вначале семья была источником формирования племени, нации, государства). Семья – это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Это школа, в которой индивиды учатся повиноваться, управлять и жить в гармонии с другими. Функции семьи – передача традиций, благодаря которым происходит преемственность поколений. В основе социального организма лежит разделение труда, которое обеспечивает социальную солидарность и формирует коллективный инстинкт (позволяет каждой семье чувствовать зависимость от другой семьи и участвовать в кооперации). Семья подчиняется законам социальной иерархии.
Ле-Пле. Он основывался на идеях Конта. Семья – прототип общества. Семья склонна к солидарности, к смене поколений. Экономическая жизнь семьи, изучал бюджеты времени, изучал какие бывают формы и как меняется бюджет семьи в зависимости от структурных изменений в семье (увеличение\уменьшение членов в семье). Предшественник теории жизненного цикла семьи. Изучал внутреннюю организацию семьи.
3 этап. Первая половина 20 века. Период спонтанной науки. Большое количество спекулятивных работ о роли семьи. Накапливаются исторические данные о стадиях, формах, типах брачных отношений. Но полученные данные не получили эмпирического осмысления. Американская наука этого периода больше занималась социальной инженерией и практической помощи в решении социальных конфликтов.
4 этап. Вторая половина 20 века.
Развитие социологии семьи на Западе в конце ХIХ – начале ХХ веков.
Повышенный интерес к семье в ХХ веке со стороны общества и ученых периодически появляется во многих странах. В 1970-еон отмечался в США, потом в Англии, Франции, а с начала 1980-хв ФРГ. На усиление интереса к семье в европейских странах повлияли следующие факторы.
1.Стабилизация экономики и возросший уровень жизни после второй мировой войны привели к значительному уменьшению экономических проблем. Для одних людей на первый план вышли этические и нравственные проблемы; для других – гедонистические ценности. В послевоенных обществах происходила переоценка ценностей. В этой связи семья важна потому, что в ней могут консервироваться с помощью каких-то семейных ритуалов и обычае вморально-этические нормы; и тогда семья воспринимается как оплот стабильности, хранилище традиций. Но в семье могут зарождаться и черты чего-тонового, В том числе и в этической сфере. А это может настораживать, пугать и одновременно вызывать интерес у простых людей.
2.Взаимосвязь семьи и общества проявляется в том, что в семейных отношениях конкретизируется социокультурная специфика общества (от типа жилища, где проживает семья, ее материальных условий, образа жизни до мелких, элементарных поведенческих актов, например, укладывание ребенка спать, празднование семейных праздников).
3.В семейных отношениях осуществляется трансформация того нового, что происходит в обществе.
Возникший общественный интерес, который можно назвать социальным заказом, европейские социологи встретили с готовностью отвечать на появившиеся вопросы, опираясь на огромный опыт теоретических наработок и богатство эмпирических исследований. Появляется много высокопрофессиональных работ с анализом состояния и развития брака и семьи, сексуальности. Многие из этих трудов представляли или сочетали данные разных наук: демографии, психологии, социальной истории, психиатрии, социальной антропологии и др. Семья находилась как в центре исследований, так и рассматривалась наряду с другими социальными институтами.