Методологические подходы исследования политической идеологии
Методология в изучении политической идеологии очень важна, особенно в современном мире, там, где теория сталкивается с практикой, с социумом. Методологические зачатки можно найти уже в мифологическом и религиозном подходах к изучению идеологии. Важный вклад в изучение методологии принесли такие мыслители, как Аристотель, Платон, Августин Блаженный.
Августин, был одним первых, кто начал изучать историю философии и ценностей в своей работе «О граде Божьем». В ней он говорил, о том: «что новая идеология града Божьего, заменит идеологию, которая отрицает моральные и духовные общепринятые ценности разрушившейся Римской империи.
Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли внес внушительный вклад в исследование идеологии. Он был не религиозным политическим философом. Макиавелли, автор, идеи политики без идеологии, к тому что нужно разделить политику от идеологии. К этой мысли, он пришел, когда он изучил методы эффективного государственного управления. Он изучал государственное управление, его законы и по каким правилам функционирует и развивается. Благодаря этому, он открыл социальную роль идей и их место в государственной жизни.
В своих работах Аристотель, Платон, Августин Блаженный, Никколо Макиавелли и другие философы развивали ценные методологические представления особенностей познания идеологии. Впоследствии они сформулировали методологические подходы к изучению идеологии. Макиавелли, развил социологический подход в изучении идеологии. Французские просветители обратили свое внимание на гносеологический подход в изучении идеологии. Этот метод позволяет собрать фактический материал и с помощью этого изучить настроения, пожелания людей в обществе, проследить изменения, сделать политический прогноз и разработать политическую программу. Он включает в себя: опросы, анкетирование, статистический анализ и другое. На основе социологического подхода сложила прикладная политология.
Э. Берк и Ж. де Местр, считали, что источник идеологии является психология человека, во всей своей не совершенности и греховности. Именно она, как они считали, определяет ложный характер идеологии. Человек не способен познать истину, Бога из-за не совершенности своих идей, а откровение, в тот момент, являлось средством познания. Поэтому, в середине XIX века элементы психологического подхода складывались под эгидой борьбы с религией. На этом настаивал и Л.Фейербах, который подчеркивал антропологический характер религиозных идей. О. Конт, изначально различал религию и науку, как несовместимые понятия. Так же, К. Маркс, видел религию, как «опиум народа». Антропологический метод основан свойстве человека как биологического существа. В разные временны народы по-разному основывали свою жизнь. Этот метод провел связь между национальным характером народа и политики, и политического развития на определенную нацию.
Психология из религиозно-философского учения превратилась в экспериментальную науку, то есть из учения о человеческой душе, она превращается науку изучающую внутренний мир отдельно взятого индивида и народа. Эту мысль развивал в своих работах немецкий ученый В. Вундт. Он выходил за пределы философии в сферу экспериментального, научного изучения идеологии в психологическом подходе. Это позволило акцентировать внимание на психологических аспектах, таких как мотивы, цели деятельности и влияние внешней среды.
В XX веке после возникновения теории коммуникации, появился коммуникативный подход в изучении идеологии.
Исторически метод издавна применяется в политологии. Он помогает описывать историю стран и государств, исторический ценности. С помощью него выявляться, как эволюционировала идеология. Исторический метод показывает, как зародившаяся идея могла изменить ход исторический событий. Этот метод необходим для анализа политической идеологии в различные исторические периоды. На определенных этапах развития требуется определенная этому времени идеологии, но, если она подходила обществу в одно временя, это не значит, что она может подойти этому же социуму через 10, 20 и 30 лет.
Ценностно – нормативный метод появился еще в древние времена, согласно этому методу, политическая идеология рассматривается исходя их соответствии общего блага, нормам морали и ценностей. Первый, кто затронул проблему отношения этики и политики был Аристотель. Первыми кто представил систему, как совокупность элементов, находящихся в структурной взаимосвязи друг друга, образующих определенною целостность, были Платон и Аристотель. То, что сегодня представляется системным методом, было сформулировано американскими политологами в середине ХХ века Д. Истоном и Т. Парсонсом. «Специфика системного анализа определяется тем, что ориентирует на рассмотрение целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину».[35] Суть данного метода в том, чтобы рассмотреть политическую идеологии, как сочетаний функционирующих элементов и постоянно развивающуюся систему.
Структурно – функциональный метод предлагает разделить сложные объекты на составные части и выявление связи между субъектами. Основоположник данного метода является Г. Алмонд. Этот метод определяет функции и каким образом они должны выполнятся в политической идеологии, он позволят рассмотреть общество, как взаимосвязь социальных ролей.
Основоположниками институционального метода были Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, Э. Берк и многие другие. Этот подход уделяет внимание правительству и политическим институтам, он необходим для выявления принципов общества и легитимировать политическую власть. Это своего рода регулятор политических отношений, политических и социальных групп и движений. Идеология, в этом подходе рассматривается, как определенная система, наделенная функциями.
На сегодняшний день в методологии исследования идеологии используется такие подходы, как гносеологический, социологический, психологический, коммуникативный, исторический, антропологический, структурно – функциональный, институциональный, ценностно – нормативный и многие другие. Эти подходы отвечают на вопросы о том, в идеях познается мир и в каком смысле об идеи говорят, как об истинной или ложной через познавательный или гносеологический аспект, кто носитель идей и какую она играет роль в государстве и в самом социуме через социологический аспект, как идеи связаны с повседневной жизнью человека, это психологический аспект и, наконец, каким образом идеология распространяется в обществе, и как теоретические идеи, проходят через средства массовой информации коммуникативный аспект.
Делая вывод по главе, мы определили ведущее понятие идеологии, как относительно систематизированной совокупности взглядов на действительность, основывающихся на определенной системе ценностей и являющихся инструментом интеграции общественного сознания. Важным свойством идеологии был отмечен партикуляризм, согласно которому представляются интересы самых разных социальных групп. Ввиду чего появляется объективная необходимость реализации идеологии в политических доктринах, законодательствах, научно-теоретических концепциях и т.д. Идеология связана с проблемами, которые касаются властных отношений, авторитета самой власти. Независимо от направленности, каждая идеология основывается на признании определенной политической системы, определенной концепции общества и путей ее практической реализации. Политическую идеологию в политической науке выделяют как самостоятельную категорию, как одну из форм политического сознания. В более общем смысле политическую идеологию определяют, как общий комплекс идей о сфере политики в целом.
Такое рассмотрение теоретических и методологических основ идеологии позволило нам выделить исследовательское поле дальнейшей работы над проблемами генезиса, современного состояния и перспектив развития российского политической идеологии.