Теоретические основания изучения «политическая идеология»
Первый, кто ввел термин «идеология» в научный оборот был философ французского происхождения Дестюн де Траси, в своей работе «Элементы идеологии». В своих дискуссиях он разрабатывал мысль, что «любое решение принимается под воздействием скрытых факторов, весомей, чем то, что мы сами преследовали». Современные историки напоминают об «идеологах» не только как об основателях теории идеологии, но и как о предшественников классического психоанализа»[20].
Стюарт Холл отмечал: что «термин идеология» совершенно не случайно появился во временна Великой французской революции. Группа революционеров, позднее названных «идеологами» объединилась вокруг созданного в 1795 году Французского института «новой революционной Франции». Перед собой они ставила задачу осуществления революции в «мышлении»[21]. Задача, поставленная перед термином «идеология» закрепила за собой негативное отношение. Вопреки этому, первую масштабную теорию идеологии разработали в марксизме. Важный вклад в формирование идеологической теории в рамках социальных наук принадлежит Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу.
Маркс и Энгельс свою позицию определяли так, что «…для нас исходной точкой являются действительные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков того жизненного процесса. Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми предрассудками, своего рода испарениями их материального жизненного процесса, который может быть установлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками»[22].
В рукописи «Немецкая идеология», идеология определяется как совокупность взглядов о том, «что над миром господствует идея, понятия и идеи, считают определяющими принципами, эти мысли есть таинство доступно философам»[23]. То есть, Маркс придавал идеологии значение того, что это «система идей господствующего класса». Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.
Создание такой идейной системы, занимаются специалисты. Господствующий класс делится на части, одна из которых, выступает мыслителями этого класса (главной задачей является разработка иллюзий этого класса о себе) …»[24]. В «Капитале» Маркс, развил более объективистскую идеологическую концепцию. Но, не смотря на их совместную работу, именно Энгельс дал развернутое определение идеологии, он говорил: «что идеология – это процесс, который сознательно совершает мыслитель, его сознание ложное. Истинные силы, побуждающие к действиям, остаются ему неизвестными, а иначе это был бы не идеологический процесс».[25]
Несмотря на то, что марксизм как научное направление потерпел кризис, это не дает нам помешать по достоинству оценить исторические заслуги в тех областях знаний, где его влияние оказалось творчески продуктивным.
Далеко не все поддерживали марксистскую идеологию, Карл Мангейм в работе «Идеология и утопия» не разделял марксистской доктрины, считал, что общественное бытие не сводится к экономическим отношениям, как говорили об этом марксисты. Что на поведение социума влияют интересы не только материальные, а духовное определяло «социальное бытие» в Средние века. Поэтому идеология, не всегда осознанное. Это обоснование и сохранение существующего строя. Классовое деление общества, считал, не оправданным, так как общество существует разнообразно социальных отношений, не имеющей привязки к классам.
В конечном виде, концепция идеологии была сформулирована Карлом Мангеймом в работе «Идеология и утопия». Мангейм пишет: идеологиями - мы называем те превосходящие бытию представления, которые по факту не реализуют своего содержания».[26] В изложение Мангейма, история общественной мысли, представляет собой «перманентные» столкновения «частичных идеологий», то есть заведомо искаженных представлений о социальной действительности. Согласно Мангейму, идеология представляет собой восхваление существующего строя, заинтересованного в сохранение текущего положения дел, которым противостоит односторонняя оппозиционная утопия. В случае прихода оппозиции к власти, утопия, по Мангейму превращается в идеологию.
У Мангейма, идеология предстала врагом истины. Марксистские взгляды, он относил не к идеологии, а к утопии, но сама утопия у Мангейма является «неистовым сознанием», и отличается от идеологии только тем, что находится в руках эксплуатируемого класса, в то время как идеология находится в распоряжении у правящего класса.
«Социология знания» охарактеризовала себя, как новый поворот в развитии теории идеологии. Основоположниками считаются М. Шелер и К. Мангейм.
Социология знания, зафиксировала негативное отношение за идеологией и закрепила тверды, научный фундамент. Отто Лемберг, говорил: «…социология знания…выработала в общественном сознание такое отношение к идеологии, которое подобно отношению медицины к болезни».[27]
Г. Альберг считал, что идеологические формы мышления есть попытки догматической рационализации, то есть следуют «классической методологии», характерным принципом которой является оправдание каждого утверждения применения достаточных позитивных оснований. Осуществление этого принципа ведет к бесконечному регрессу или догматическому признанию незыблемых посылок.
Позитивистам, определении идеологии вписывался как в классический марксизм, так и в социологию, с той разницей, что между идеологией и «объективными научным знаниями» очевидная граница. Например, Э. Топич: «…под идеологией следует понимать мысленные образы, которые узаконивают стремление к власти и высоком уровню жизни, определенных общественных групп неистинность или полу истинность которых объясняется тем, что их представители связаны социально и общностью интересов со своей группой».[28]
Анатомия идеологии – наука, спроектирована «социологами знания» и послужила для более пристрастной критики феномена идеологии. Выразил суть, тонко и иронично, «негативистской» концепции идеологии известный культуролог Клиффорд Гирд: «Никто, и в том числе за пределами коммунизма, где узаконено другое представление о мышлении в жизни общества, - не назвал бы себя идеологам сам или без спора согласия, назови его так другие. Сейчас почти универсально применила пародийная формула: У меня – социальная философия; у вас – политические взгляды; у него – идеология».[29]
Основоположник структурного – функционализма Г. Парсонс, придерживался главного критерия идеологии «отклонение от научной объективности».[30] Парсонс, говорил, о стабильной защите институциональных ценностей; о формировании особого слоя профессионалов, которые создадут механизм между научными стандартами и интересующихся непрофессиональных групп, в разных областях науки; и об усиление ролевых обязательств индивида.
Такие как, Г. Моска, Р. Михельс и В. Парето связывают возникновение политической идеологии с потребностью легитимировать власть, с помощью идеологии обосновывают законность и справедливость, существование своей власти, закрепление в обществе и передачу по наследству. Несмотря на это, Моска говорил, что нужен проток новых людей в элиту для существования здорового общества, так как власть всегда в руках меньшинства. Благодаря идеологии возникает идея элиты.
Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет в XX в. требовали отказаться от «идеологии», так как она не содержит реальных знаний. Такими знаниями может обладать наука, а идеология может выражать только предвзятый социально-классовый интересы. Они хотели отказаться от идеологии, потому что считали, что современное общество способно решать свои проблемы за её пределами. Липсет и Белл провозгласили крах идеологии из-за утраты ею идейной значимости и состоятельности. Впоследствии Липсет признал эту концепцию ошибочной. А Арон же отметил, что историческая перспектива выражается в идеологии, к чему стремится будущее. Идеология – это проект нашего будущего, которое постоянно корректируется, поэтому она не может быть истиной или ложью.
Л. Альтюссер говорил, что идеология – это система представлений, где практика преобладает над теорией, то есть она направлена на совершенствование уже имеющийся общественной жизни, чем на теоретическое обоснование существующего. «Выражение пережитого отношения человека к условиям его существования», Альтюссер обращался к поздним работам Маркса, так как первые были «пропитаны» гуманизмом, он видит радикальный разрыв между гегелевской антропологией Маркса и анализом социальной реальности в поздних произведениях.
В своей работе «Идеология и общество», О. Лемберг выдвигает теорию «идеологии», как системы идей, ценностей и норм. Она должна сплотить людей для совместной жизни и действий в обществе. Политические партии, движения, общество не могут существовать без идеологии. Идеология формирует понятие мира.
Немецкий политолог В. Матц, понимал идеологию, как систему ценностей, который актуальными становятся во время глубоких общественных кризисов, тогда идеология, превращаются в общественную мнение с потенциалом веры, ориентации и смыслов. Это как своего рода «рай на земле», который вы сами создадите в будущем.
Существует достаточное количество разных взглядов на идеологию, от положительных до отрицательных. Негативы стороны идеологи связывают с ее субъективностью, она не столько отражает и несет истину, сколько «искаженной сознанием» К. Маркс, «кристаллизацией ложной сознания» В. Парето, «добровольной мистификацией» К. Мангейм. Плюсы идеологии в ее способности, объединять людей общей идеей, общими ценностями, идеалами, нормами, приучать людей верить в развитие общества.
Не существует единого определения понятия «идеология», количество её приближается к двумстам[31]. В Советском Союзе идеология определялась как «множество общественных идей, взглядов и теорий, которые в совокупности отражают социально-политическую действительность, которые разрабатываются идейными представителями определенных классов и направлены на преобразование или утверждение существующих общественных отношений»[32].
Согласно аксиологическому подходу, в основе каждой идеологии лежит составляющая ее система ценностей. С этой точки зрения, русский философ, политолог и профессор МГУ им. Ломоносова В.В.Ильин утверждает, что «идеология стоит на субъективной оценке действительности, на ценности, которая дает руководство к жизни и к самому ее смыслу…идеология - особенный вид духовности, который требует к себе благоговейного отношения и одновременно осмотрительного, и взвешенного … без правды, без идеологии невозможно жить»[33].
По мнению О. И. Каринцева, политическая идеология представляет собой то, что является основной политической власти и политической конкуренции, так как власть – это ценности, а политика имеет дело с тем, что есть добро, а есть зло. Многие авторы отмечают, что идеология – это не что-то такое отжившее, которое должно быть заменено в корне на нейтральный или узко-прагматический подход, или отброшено при наступлении новой эры. Идеология – это то, что формирует ценности, и это то, что действует и формулирует приоритеты развития общества и формирования политики. Политическая идеология задает стратегический вектор развития, поэтому основа ее понимания – это моральный выбор и приоритеты, которые политические элиты реализуют на практике. Политическая идеология – это то, что основано на понимании добра и зла, а не того, чтобы просто удовлетворить чьи-то интересы или ценности. Есть ли у меня какая-либо политическая идеология? Мой ответ – нет. Моя идеология – это ценности, которые я разделяю и которые признаю. Потому что идеология – нечто более широкое, чем быть просто консерватором или реформистом, левым или правым, традиционалистом или сторонником прогресса; идеология – это формула, которая формирует вектор развития и без которой невозможно создать новые требующиеся обществом ценности, чтобы заставить хозяйство функционировать; идеология – это то, что еще необходимо создать, как совокупность различных конструкций, которые вместе создают то, что мы определяем в качестве морального выбора и приоритета.[34]
Необходимо также уточнить отличие понятий «идеология» и «мировоззрение». Мировоззрение есть форма, отражающая действительность, но опирающаяся преимущественно на обыденную интерпретацию действительности, и оттого оно слабо систематизировано. Идеология же – это специализированное общественное сознание и с достаточно систематизированной совокупностью взглядов.
Сделав выводы из вышесказанного, таким образом, можно полагать, что идеология – это относительно систематизированная совокупность взглядов на действительность, которая основана на определенной системе ценностей и является инструментом интеграции общественного сознания. Важным свойством идеологии является партикуляризм, согласно которому представляются интересы самых разных социальных групп. Ввиду этого появляется объективная необходимость реализации идеологии в политических доктринах, законодательствах, научно-теоретических концепциях, системах пропаганды и т.д.
Политическую идеологию в политической науке выделяют как самостоятельную категорию, как одну из форм политического сознания. В более общем смысле политическую идеологию определяют, как общий комплекс идей о сфере политики в целом.
Идеология коррелирует с проблемами, которые касаются властных отношений, авторитета самой власти. Независимо от направленности, каждая идеология основывается на признании определенной политической системы, определенной концепции общества и путей ее практической реализации. Политическая идеология выполняет сразу несколько функций: разграничительную и интегративную, решая задачи группового самоопределения; она ориентируется на существующие политические реалии и действия политического процесса и руководствуется соображениями привлечения возможно большей поддержки.
В эпоху современности происходит все большее взаимовлияние и взаимопроникновение различных идеологий. Но несмотря на это, лидирующие идеологические парадигмы остаются устойчивыми. Большинство исследователей сходятся на том, что в мире существуют такие лидирующие идеологий, как либерализм, консерватизм, социализм.