Управление конфликтом – это целенаправленное влияние на сознание и поведение конкурентов, их отношения с целью примирения, устранения разногласий между ними.
В качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например, ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, условием его урегулирования является решение ряда универсальных задач:
- воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию;
- вывести теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия взаимодействия сторон;
- минимизировать степень социального возбуждения.
Надо разграничивать урегулирование - предполагает снятие остроты противоборства сторон, но не устраняет причин конфликта, сохраняя определенную вероятность нового обострения отношений, и разрешение конфликта - означает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации, которое исключает повторение конфликта, т.е. устраняются его причины.
Для выработки технологий управления и контроля за конфликтами важно знание этапов возникновения, развития и окончания политических конфликтов.
На этапе возникновения конфликта главной задачей субъекта, управляющего течением этого конфликта, является раскрытие его подлинных причин и истинных целей, преследуемых его участниками. Субъект управления должен уметь отличать причины конфликта от повода (например, недовольство социально-экономическим курсом и начало проведения акций протеста). Субъект управления конфликтом может игнорировать возникновение конфликта, давать ему возможность тлеть; избегать четкой оценки его природы; активно участвовать в урегулировании или разрешении конфликта.
На этапе развития конфликта важнополучать достоверную информацию о том, расширяется или сужается область распространения спора, какова степень его интенсивности. Особое значение приобретает борьба с дезинформацией.
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза. Возможны два основных варианта окончания конфликта – достижение примирения сторон либо их непримиримость (неразрешимость конфликта). Неразрешимость конфликта требует пересмотра действий по его решению, совершенствования или поиска новой стратегии и тактики управления конфликтом. Иногда конфликт может разрешиться сам по себе, без попыток его сознательного урегулирования (например, из-за утраты предмета спора, истощения ресурсов, усталости политических субъектов и т.д.).
Можно выделить два наиболее общих пути примирения сторон:
1. Мирное урегулирование конфликта в результате достижения компромисса; соглашения, основанного на взаимных уступках; истощения ресурсов одной или нескольких сторон; обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
2. Примирение на основе принуждения. В основе этого навязываемого одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характера взаимодействия может лежать:
- явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит - с другой;
- изоляция одной стороны конфликта, ослабление ее позиций, поражение;
- уничтожение, «тотальное истребление противника», в результате чего мир устанавливается в отсутствии врага.
Выбираемые субъектом управления конфликтами средства должны соответствовать культурно-историческим, цивилизационным особенностям политического развития страны (региона, субъекта), учитывать временные обстоятельства ведения спора, психические черты действующих лиц.
Наиболее распространенным средством достижения примирения сторон являются переговоры, которые представляют собой прямое или косвенное общение сторон, направленное на такое согласование взаимных интересов и целей, которое может привести к снижению интенсивности или завершению конфликта. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний. Консенсус - означает согласие, принятие участниками переговоров солидарной позиции по тем или иным вопросам. Посредничество– это участие в переговорном процессе третьей, нейтральной стороны с целью выработки позитивного для обеих сторон решения. Принципами посредничества являются нейтральность, объективность, компетентность, авторитетность, нравственность. Арбитраж – это передача спора на рассмотрение третьей стороне, решение которой будет обязательным для обеих сторон. Это более жесткий способ, чем переговоры и посредничество.
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
У современного государства значительно увеличился объем функций.
Оно создает условия для развития образования, осуществляет мероприятия по защите окружающей среды, развивает общественный сектор экономики, где производятся «общественные блага», потребляемые членами общества совместно: транспорт, связь, уличное освещение, пожарная служба, служба спасения и т.д. Государство обеспечивает безопасность обще ства, создавая специальные органы охраны общественного порядка, предоставляя возможность защитить свои права и интересы в суде.
Все эти функции называют «социальными». Социальная политика является важнейшим направлением государственной политики.
В социальной политике очень большую роль играет морально-правовой аспект, в рамках которого социальная справедливостьвыглядит как понятие о должном. Справедливость содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов, а также социальных групп и их социальным положением, между правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п.
В зарубежной и отечественной науке существует большой спектр подходов и определений социальной политики.
1) Социальная политика рассматривается как общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество. Цель социальной политики при таком подходе — способствовать достижению целей общества.
2) Социальная политика ориентирована на стабилизацию социально-трудовых отношений, регламентирование отношений труда и капитала.
3) Социальная политика - вид общественной деятельности, нацеленная в первую очередь на потенциально опасные слои — нетрудоспособных, маргиналов, деклассированных элементов, — чтобы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей.
4) Социальная политика - технология управления обществом. Социальная политика в таком контексте - это инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему редистрибутивных (перераспределительных) мероприятий.Главным инструментом ее реализации выступает налоговая политика.
Социальная политика - это деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющих согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества.
Главным объектом социальной политики является социальная сфера общества.
В социальную сферу обществавходят отношения между обществом и личностью, отношения между существующими в обществе социальными группами: социально-классовыми группами, этническими, профессиональными, религиозными, демографическими и др.
Социальная защита предусматривает систему законодательных, экономических, социально-психологических гарантий населению и обеспечивает социальную справедливость различным его категориям. «Социальные гарантии» — те обязательства, которые берет на себя общество в лице государства. Эти обязательства реализуются в определенных мероприятиях и действиях, которые осуществляет государство, а также некоторые негосударственные институты и организации, что позволяет человеку опереться на силу и возможности общества в тех или иных областях жизни.
При таком подходе главная задача социальной политики ~ это защита человека, обеспечение его безопасности. В данном направлении деятельности государства проявляется «защитная» функция социальной политики.
Итак, в границы социальной политики включаются такие специфические направления:
• политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние);
• политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.);
• социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.);
• основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт);
• социоэкологическая политика;
• политика в области современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание);
• политика в отношении отдельных категорий населения (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов, а также миграционная политика.
Существует специальная система учета, которая отражает состояние социальной сферы общества - социальная статистика. Она включает огромное число показателей: среднюю продолжительность жизни, уровень детской смертности, соотношение минимальных и максимальных доходов в обществе, размер средней заработной платы, соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, уровень потребления определенных продуктов питания, обеспеченность жильем, телефонами, предметами длительного пользования и т.д. На основе этих показателей государство осуществляет контроль за развитием социальной сферы, принимаются решения о необходимости внесения изменений в те или иные направления социальной политики
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Предпосылки социального государства начали складываться в конце 19 века. Именно тогда в ряде европейских стран появились институты страхования. Первой страной, которая ввела элементы социального страхования, стала Германия в годы правления Бисмарка. Был принят ряд законов, закрепивших систему обязательного страхования на случай болезни (1883), от несчастных случаев на предприятиях (1884), а также по инвалидности и по старости (1889). Затем подобные законы были приняты в других странах.
Само понятие «социальное государство» ввел в научный оборот в конце 19 века известный немецкий ученый Людвиг фон Штайн. Широкое распространение термин «социальное государство» получил после того, как был юридически закреплен в Конституции ФРГ 1949 года.
Социально-правовое государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека Т.е. главная роль социального государства заключается в создании условий для максимального обеспечения социальных гарантий.
Сегодня основными параметрами социального государства любого типа считаются:
• развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу;
• развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения;
• развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив.
Механизм реализации целей социального государства зависит от господствующей идеологии и воплощается в социальной политике. Социальное государство немыслимо без политической доктрины, экономической модели и ее финансового обеспечения. Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий каждой страны.
Характер социальной политики, которую проводит государство, зависит от многих факторов.
Во-первых от характера самого государства, его природы, системы базовых ценностей, которые воплощаются в его государственной идеологии.
Во-вторых, от особенностей социальной структуры общества, тех процессов, которые происходят в социальной сфере.
В-третьих, от ресурсов национальной экономики, то есть от тех возможностей, которые обеспечиваются результатами экономического развития той или иной страны.
Социальная политика в современном мире осуществляется различными субъектами, прежде всего государством, а такженегосударственные субъекты, выражающие интересы тех или иных групп общества, общественные движения и объединения, а также сами граждане (гражданские инициативы). Среди субъектов социальной политики выделяются политические партии. Так, после второй мировой войны укрепили свою власть «левые» силы, особенно социал-демократические партии. За время своего правления они сделали очень много для того, чтобы жизнь трудящихся была социально, политически и экономически защищена от стихии рыночных отношений.
В 80-е годы XX века в Западной Европе и Северной Америке пришли к власти неоконсервативныепартии с иными критериями социальной справедливости. М.Тэтчер и Р.Рейган стали первыми политиками, которые поменяли ориентиры социальной политики в своих странах. Неоконсерваторы, придя к власти, пересмотрели место и роль социального государства в обществе. По их мнению, конкуренция за рабочие места полезнее для общества, чем полная занятость. Они утверждали, что безработица стимулирует повышение производительности труда, повышает заинтересованность в его результатах, пробуждает новые стимулы к труду и способствует искоренению иждивенчества. Поэтому неоконсерваторы значительно урезали социальные программы и расходы бюджета на социальные нужды: пенсии, пособия безработным, многодетным семьям и т.п. В образование, медицину, социальное страхование и другие сферы жизнедеятельности был допущен частный бизнес. Широко проводилась приватизация квартир, расширились льготы для строительства нового жилья (коттеджей, домов). Поощрялся мелкий и средний бизнес через льготные кредиты и налоги, через его освобождение от давления «верхов» (государства) и «низов» (профсоюзов, трудящихся). Проводилась политика превращения максимального числа лиц в собственников. Так складывалась ситуация для мобилизации новых стимулов к труду.
Существует также и либеральныйвариант социальной политики. Для либерализма важнейшими из политических ценностей являются индивидуальная свобода и права человека. Либералы, проводя социальную политику, стремятся избегать в ней крайностей, например, допускаемого социал-демократией усиления государства, которое может привести к «умалению» прав человека. В то же время они поддерживают практику обеспечения высокого уровня жизни, когда исключаются нищета, безработица, без домность, что, по их мнению, исключает нарушение человеческих прав. Они не приемлют «бездушность» государства по отношению к социально незащищенным слоям населения, так как это ущемляет права человека, но высоко ценят стремление использовать инициативу масс для достижения гражданами личного успеха в экономической сфере и за ее пределами.
В странах мировой системы социализма и Советском Союзе реализовывалась особая модель социальной политики, социалистическая социальная политика,которую часто называют советской моделью. Для нее характерна ликвидация тех социальных групп и классов, которые были носителями частнособственнических отношений (капиталистов, землевладельцев, банкиров, торговцев и т.п.). В качестве главной цели развития стала рассматриваться непротиворечиво-однородная социальная структура общества, в которой нет места различным социальным и экономическим интересам общества. Происходило идеологическое приукрашивание действительности, не показывалась реальная социально-экономическая дифференциация общества. Происходила унификация форм собственности в сфере экономики. Все стало государственным, «общенародным». Распределительная политика была частью командно-административного управления экономикой. Стимулы к труду и творчеству масс терялись. Власть превращала человека в «винтик» государственной машины. Общественные организации теряли функцию представительства интересов во властно-государственных структурах. Укоренился принцип остаточного финансирования социальной и духовной сферы. Сформировалось устойчивое отставание в производстве товаров, ориентированных на запросы человека. В результате сложилась ситуация, когда всеобщий труд советского народа при наличии колоссальных природных богатств и высокого интеллектуального и научного потенциала населения не мог обеспечить высокий уровень жизни и ее качество.
Показателем роли и значения социальной политики в современном мире является то, что многие из ее компонентов получили закрепление в важнейших международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских, политических правах, а также во многих других документах ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ.
Применительно к государственной социальной политике используется понятие «сильная» или «слабая» социальная политика. О сильнойсоциальной политике говорят тогда, когда социальная политика является приоритетным направлением государственной деятельности, и государство расходует на социальные нужды существенную часть своего бюджета.
Социальная политика реализуется в системе специальных социальных (общественных) программ и проектов.Программы разрабатываются и реализуются во всех сферах социальной жизни. Это программы повышения доходов, развития здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения, жилищного строительства, развития социального предпринимательства, социальной защиты различных групп населения, планирования семьи, комплексные государственные программы, касающиеся серьезных общественных проблем и т. д.