СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Э.Дюркгейма
Основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм(1859-1917) – первым обосновал концепцию объяснения социального «социальным» – социальными нормами и ценностями. Выделил и обосновал специфический предмет социологии – социальную реальность. Основу социальной реальности составляют социальные факты, которые должны рассматриваться как вещи, т.е. как внешние по отношению к индивидам. Социальные факты составляют объективную реальность, независимую от индивидуального сознания, но зависят от коллективного сознания. Социальные факты, нормы, ценности, обычаи, традиции общества не только объективны, независимы от индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания, могут стать рычагами социальной регуляции. В то же время социальные факты имеют собственное существование, независимое от индивида. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования, обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Общество для Дюркгейма – это прежде всего совокупность идей, убеждений и чувств, среди которых мораль занимает первое место. В труде 1895 г. – «Метод социологии» ученый объявил, что социальные факты следует рассматривать как вещи.
Связующим звеном между обществом и ценностными представлениями Дюркгейм называет понятие «солидарность» - взаимодействие индивидуальных сознаний, сплоченность коллектива. Она бывает механическая и органическая. Первая характерна для архаического общества, где индивиды неразвиты, выполняют сходные функции, похожи друг на друга, испытывают одинаковые чувства, привержены одним ценностям. Вторая – характерна для современного общества, основана на разделении труда. Все индивиды различны, со своими правами и обязанностями, но этим и зависят друг от друга.
Дюркгейм исследует феномен самоубийства и вводит понятие аномии. Аномия - массовое нарушение наиболее значимых для общества и индивида норм в результате экономического кризиса, плохого приспособления к условиям существования, необузданности требований индивидов к обществу и коллективу и наоборот. Аномия – это социальная патология и преступление, отсутствие норм и права. «Прежние боги стареют и умирают, а новые не родились». Выход из аномии Дюркгейм видел в развитии экономики, в ее нормативной регуляции, учитывающей право.
На основании аномии Дюркгейм объяснил причину самоубийств. В работе «Самоубийство. Социологический этюд» в 1897 г. самоубийством ученый называет каждый смертный случай, который является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавшим его результатах. Т.е. Дюркгейм не рассматривает психопатологичесике причины самоубийств.
Ученый выделял 3 типа самоубийств – эгоистическое (из-за утраты индивидом смысла жизни вследствие отсутствия убедительных для него социальных норм), альтруистическое (пожертвование жизнью ради общественных идеалов) и аномическое (вследствие полного отсутствия регламентирующих социальных норм, растерянности индивида). Первый тип – когда мужчины или женщины думают только о самих себе, не интегрированы в общественную группу. Чаще лишают себя жизни замужние женщины, не имеющие детей, т.е. от самоубийства защищает не столько сам брак, сколько семья и дети. Второй тип -вдова у индейцев восходит на костер, где горит тело ее мужа. В современности – командир судна покидает борт последним. Третий тип – кризисы экономики, проблемы безработицы, разорение, нарушение слова. Т.О., причины самоубийств по Дюркгейму социальны.
«ПОНИМАЮЩАЯ» СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА
М. Вебер (1864—1920) — немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологиии теории социального действия. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».
Как считал М.Вебер,социология – это наука о социальных действиях, понимающая социальное действие через объяснение.Изучать надо не целое (общество, государство, нация), а отдельного осмысленно действующего индивида. А для этого социология должна стать понимающей, т.е. 1) постигать смысл действия отдельного индивида через прямое наблюдение, 2) понимание должно быть объяснительным (объяснять действия другого человека); 3) Объяснение должно быть причинным (объяснять, что привело к социальному действию).
Не всякий поведенческий акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: 1) субъективная мотивация индивида (охотник, который прицеливается, рука, поднятая во гневе); 2) ориентация на другого, понимание мотивации, смысла действия, отнесение его к поведению других людей (+дуэль, ревность, покушение на честь, сражение с врагом, + рука, останавливающая авто, 2х2=4 – калькуляция, научный опыт). Неотъемлемым моментом социального действия Вебер считает ориентацию действующего лица на другого индивида или социальные институты общества. Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием: непреднамеренное падение человека, непроизвольный крик от боли «Черт побери!» из к/ф «Бриллиантовая рука». Наиболее понятным по своей смысловой структуре является рационально осмысленное действие, ориентированное на достижение однозначных и явно осознаваемых целей в соответствии с адекватными средствами.
Вебер перечислил возможные виды социального действия:
1. Целерациональное – характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цели.
2. Ценностно-рациональное. Подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную ценность определенного поведения, независимо от успеха.
3. Традиционное.Диктуется привычками, это стандартное, шаблонное поведение. Индивид не задумывается о рациональных основаниях своих действий (так делают все).
4. Аффективное. Вызывается текущим эмоциональным состоянием индивида, осуществляется в состоянии аффекта.
Как отмечал Вебер, описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения.
Наибольшую известность получила книга М.Вебера «Протестантская этика и дух протестантизма». В этом труде Вебер проанализировал влияние протестантизма, в первую очередь протестантской этики, на возникновение капиталистического духа и становление капитализма как специфического типа рациональной экономики. Современный Веберу капиталист видит в развитии своего предприятия не только средство обогащения, но и моральный долг. Капиталистическое накопление, развитие бизнеса – это в то же время служение Господу. Впротестантизме высший долг религиозного человека – его деловая активность.Протестанту нет необходимости особенно отвлекаться на молитвы, поскольку он служит Богу своими повседневными делами в конторе. Предприниматель общается с Богом без помощи церковных посредников, а накопление богатства, исполнение профессионального долга служат не только способом удовлетворения потребностей, но и свидетельством избранности человека. Т.О., самой рациональной религией Вебер считал протестантизм.