Часть 2 Ценности, мотивы и системы действия
(Талкотт Парсонс и Эдвард Шилз, при участии Джемса Олдса) *
I. Категории ориентации- и организации действия
Действие и его ориентации
Теория действия1 — это концептуальная схема для анализа поведения живых организмов. Она рассматривает это поведение как ориентированное на достижение целей в ситуации с нормативно регулируемой затратой энергии. Существует четыре момента, которые необходимо отметить в концептуализации такого поведения: 1) поведение ориентировано на достижение целей или задач или какого-либо предвидимого положения дел; 2) оно имеет место в ситуациях; 3) оно нормативно регулируется; 4) оно включает затрату энергии или усилий, т.е. "мотивацию" (которая может быть более или менее организованной независимо от ее включенности в действие).
* Values, motives and systems of action {Talcott Parsons, Edward A. Shils with the assistance of James Olds)// Toward a General Theory of Action, p. 47-109.
1 Представленное здесь изложение теории действия в каком-то важном аспекте является пересмотром и расширением положений, предложенных Парсонсом в «Структуре социального действия », в частности в свете психоаналитической теории, развития бихевиористской психологии и антропологического анализа культуры. Это дало возможность инкорпорировать разбираемые здесь элементы в концепцию системы действия как в социальном, так и в психологическом плане и интегрировать их с системами культурных эталонов. Благодаря этому она была значительно расширена и уточнена.
Так, например, человек, управляющий автомобилем, едущий к озеру, чтобы ловить там рыбу, может быть в своем поведении проанализирован следующим образом. В этом случае: 1) «чтобы ловить рыбу» — цель, на которую поведение нашего человека ориентировано; 2) его ситуация — данная дорога и данный автомобиль, а также то место, в котором они находятся; 3) затраты его энергии нормативно регулируются — например, его направленное движение имеет рациональное2 значение: достигнуть озера; 4) и он затрачивает энергию, чтобы прибыть туда: он держит руль, нажимает акселератор, сосредоточивает внимание и адаптирует свои действия к изменяющимся условиям дороги и транспорта на ней. Если поведение может быть так проанализировано, и когда такой анализ произведен, его можно называть «действием». Это значит, что любое поведение живого организма может быть названо действием; но для того, чтобы его можно было так назвать, оно должно быть проанализировано в терминах предвидимого положения дел, к которому оно направлено, ситуации, в которой оно имеет место, нормативной регуляции (т.е. рассудка), поведения и затраты энергии или «мотивации», включенных в него. Поведение, которое можно подвести под эти термины, следовательно, и является действием.
Каждое действие есть действие актора, и оно имеет место в ситуации, состоящей из объектов. У каждого актора есть система его отношений к объектам; это мы называем «системой его ориентации». Объектами могут быть целевые объекты, запасы, средства, условия, препятствия или символы. Они могут становиться катекти-ческими3, и они могут обладать различной значимостью, которая им придается (т.е. они могут означать различное для разных людей). Благодаря значимости и катек сису, которые им придаются, объекты ориганизуют систему ориентации актора.
2 Нормы рассудка (интеллекта) — это один из нескольких возможных рядов норм, которые функционируют в процессах регулирования затрат энергии.
3 Т.е. желаемыми или нежелаемыми. — Прим. пер.
Система ориентации актора создается из большого числа отдельных ориентации. Каждая такая «ориентация действия» есть «представление» (эксплицитное или имплицитное, сознательное или бессознательное), которое есть у актора по отношению к ситуации, с точки зрения того, что он хочет (его цели), что он в ней видит (как ситуация ему представляется) и как он намеревается поступать с объектами, которые видятся ему как предметы его желаний (его эксплицитный или имплицитный нормативно регулируемый «план» действия).
Далее, позволим себе кратко остановиться на источниках энергии или мотивации. Они по преимуществу заключаются в энергии изначально потенциальной, присущей физиологическому организму. Но способ, которым эта энергия расходуется, — это вопрос, требующий эксплицитного анализа ориентации действия, т.е. анализа нормативно регулируемых отношений актора к ситуации. Поскольку эта система ориентации именно и устанавливает те способы, которыми энергия направляется и распределяется между отдельными целями и объектами, именно система ориентации регулирует ее поток и интегрирует множество каналов ее проявления в единое целое, в систему.
Мы ввели термины «действие» и «актор». Мы сказали нечто о целях действия, ситуации действия, ориентации действия и мотивации действия. Теперь поговорим об организации действия в систему.
Действия эмпирически не разрозненны, но совершаются как бы плеядами, которые мы называем системами. Мы имеем дело с тремя системами, тремя видами организации элементов действия; элементы организуются в социальные системы, в системы личности и культурные системы. Все три вида концептуально абстрагированы от конкретного социального поведения, эмпирические референты этих трех абстракций существуют не в одном и том же плане. Социальные системы и личности рассматриваются как способы организации мотивированного действия (социальные системы — это системы мотиви-
рованного действия, организованные вокруг отношений акторов друг к другу; личности — это системы мотивированного действия, организованные вокруг живого организма). Культурные же системы — это системы символических эталонов (эти эталоны создаются или демонстрируются индивидуальными акторами и передаются социальными системами в процессе диффузии, а также от личности к личности посредством обучения).
Социальная система -— это система действия, обладающая следующими характеристиками. 1) Она включа-ет^процесс взаимодействия между двумя или более акторами; этот процесс взаимодействия сам по себе и есть главный центр внимания для наблюдателя. 2) Ситуация, на которую ориентирован актор, включает других акторов. Эти другие акторы — «другие» — объекты катекси-са (удовлетворения). Действия «других» принимаются во внимание когнитивно4 как данные. Различные ориентации «других» могут быть либо целями, которые нужно достигнуть, либо средствами для осуществления целей. Ориентации других могут, следовательно, быть объектами оценочных суждений. 3) )В социальной системе может осуществляться как независимое, так отчасти и согласованное действие, в котором согласие зависит от коллективной целевой ориентации или общих ценностей5 и от консенсуса нормативных и когнитивных ожиданий.
4 Т.е. познавательно. — Прим. пер.
5 О человеке можно сказать, что он имеет «общие ценности» с другими, если он 1) либо желает, чтобы группа, к которой он и эти «другие» принадлежат, осуществила какие-то групповые цели, которые желательны также и для других, 2) либо он ценит конформность по отношению к тем требованиям, которые предъявляются «другими».
Система личности — это система действия, которая обладает следующими характеристиками. 1) Это система, обеспечивающая взаимосвязанность действий отдельного актора. 2) Действия актора организованы в структуру с помощью диспозиции потребностей 3) Поскольку действия некоторого множества акторов не могут оцениваться как случайные, но должны быть организованы на основании совместимости и интеграции, постольку и действия отдельного актора определяются совместимостью и интеграцией с действиями других акторов. Точно так же, как цели или нормы, которые актор внутри социальной системы должен осуществлять или соблюдать, получают содействие или ограничение со стороны целей и норм, осуществляемых или соблюдаемых другими акторами, цели или нормы, включенные в отдельное действие отдельного актора, получают поддержку или сопротивление других акторов, а также других целей и норм того же самого актора.
Культурная система — это система, которая обладает следующими характеристиками. 1)Юна формируется не с помощью взаимодействия инее помощью организации действий отдельного актора (как такового), а с помощью организации ценностей, норм и символов, которые руководят выбором актора, и которые ограничивают виды взаимодействия, возможные для данного актора. 2) Таким образом, культурная система — это не эмпирическая система, в том смысле как социальная система или личность, поскольку она представляет собою особый тип абстрагирования элементов указанных систем. Эти элементы, однако, могут существовать отдельно как физические символы и передаваться от одной эмпирической системы действия к другой. 3) В культурной системе эталоны регулирующих норм (и других культурных элементов, которые управляют выбором конкретных акторов) не могут быть случайными или несвязанными друг с другом элементами. Если, следовательно, система культуры участвует в организации системы эмпирического действия, она должна обладать определенной степенью консистентности. 4) Таким образом, культурная система — это модель культуры, отдельные части которой взаимосвязаны так, что они формируют системы ценностей, системы убеждений и системы экспрессивных символов.
Социальные системы, системы личности и культурные системы являются главным предметом рассмотрения в теории действия. В первых двух случаях эти системы сами рассматриваются как актегры, действие которых ориентировано на цели и удовлетворение диспозиции потребностей, имеющих место в ситуациях,
требующих затрат энергии и нормативно регулируемых. Анализ систем третьего типа существенен для теории действия, потому что системы ценностных эталонов (критериев выбора) и других моделей культуры, если они институционализированы в социальных системах и интернализованы в системах личности, руководят актором как в ориентации на цели и нормативные регуляторы значений, так и в экспрессивных действиях, везде где диспозиция потребностей актора требует выбора в обстановке действия.