Потребности организма и организация поведения

Некоторые направления психологической теории ус­матривают основной источник организации поведения в особенностях строения организма. Обычно это формули­руется в виде того или иного варианта теории «инстинк­тов ». Таким взглядам обычно противопоставляют факты, указывающие на существование определенного диапазона пластичности организма и соответственно на важность «обучения ». Это возражение еще более усиливается наличием культурной относительности, обнаруженной иссле­дованиями в рамках социальной антропологии и социоло­гии.

В настоящем анализе мы будем стремиться вводить как можно меньше допущений относительно зависимости тен­денций поведения от строения организма, осуществляюще­го поведение. Несомненно, существует некоторая система внутренних потребностей, основывающихся на процессах взаимообмена организма как физиологической системы со средой. Некоторые из этих потребностей весьма специфич­ны, например, относительно специфичны потребности в еде, в сне или в дыхании. Однако объект, который конституцио­нально наиболее подходит для полного удовлетворения той или иной органической потребности, редко бывает совер­шенно специфичным. Но, с другой стороны, диапазон, в котором может варьироваться действие, и обусловленность действия культурой всегда имеют некоторые пределы. Од­нако, что касается потребностей, наиболее важных для дей­ствия, степень их специфичности обычно незначительна, в особенности если речь идет не столько о самом факте, сколь­ко о форме удовлетворения. Вообще говоря, существует широкий предел изменчивости и объектов, и форм удовлет­ворения любой конституционально заданной потребности. Кроме органических потребностей могут существовать оп­ределенные потребности в «социальных отношениях». Они могут быть заданы конституционально или, будучи косвен­но необходимыми для удовлетворения органических по­требностей, быть производными по своему происхождению и впоследствии приобрести автономию.

Мы предполагаем в таком случае, что существует не­который набор потребностей, хотя первоначально и орга­низуемый вокруг физиологических процессов, но облада­ющий такими свойствами, которые делают невозможной исключительно физиологическую детерминированность организации действия. Другими словами, направление и форма, в которых эти потребности способны детермини­ровать действие, могут модифицироваться под влиянием ситуации действия. Больше того, могут видоизменяться сами потребности или по крайней мере их влияние на действие в процессе их превращения в потребности-предрасположенности.

Однако, хотя набор органических потребностей пер­воначально определяется физиологической организаци­ей, ему присуще некоторое постоянное свойство, играю­щее главную роль в развертывании этого набора в систему. Такой набор с самого начала организуется ориентацией на различение позитивного и негативного; т.е. в данной си­туативной системе объектов различают аспекты удовлет­ворения и задержки или отсутствия удовлетворения по­требностей10. Это различение является начальным моментом сложного процесса последующей дифференци­ации исходного набора с образованием потребностей-предрасположений11, которые могут иметь более или ме­нее специфический характер. Помимо конкретных органических потребностей и более широкой способнос­ти проводить различие между удовлетворением или его от­сутствием, человеческий организм обладает конститутив­ной способностью реагировать на объекты, в особенности на другие человеческие существа, причем конкретное со­держание и форма реакции никоим образом не заданы фи­зиологически.

10 Отсутствие удовлетворения понимается в следующих четырех смыс­лах: 1) изъятие удовлетворяющих объектов, прежде принадлежавших ак­тору; 2) лишение доступа к удовлетворяющим объектам, которыми актор еще не обладает, но которых он добивается; 3) навязанные отношения с такими объектами, которые не удовлетворяют актора, например случаи физического или психологического страдания от боли или ранения (эта категория включает и активно встречаемую, и пассивно воспринимаемую боль и т.д.); 4) потенциальная возможность любого из уже перечисленных видов отсутствия удовлетворения. Реакции акторов в каждом из этих слу­чаев могут быть весьма разнообразными.

11 Термин потребности—предрасположениявыбран с целью подчеркнуть, что единица мотивации представлена в действии двумя способами. С од­ной стороны, с ее помощью обеспечивается равновесие актора как лично­сти (и организма), а с другой — это предрасположенность к действию в отношении одного или более объектов. Существенны оба значения. По­требности-предрасположения отличаются от потребностей более высокой степенью организации и тем, что включают в себя мотивационные и оце­ночные элементы, которые не задаются органическими потребностями.

Эту реактивную способность или потенци­альную возможность можно уподобить способности к языкам, которая, конечно, не зависит от свойств конкрет­ного языка, причем если индивид не слышит речи других человеческих существ, то эта способность может вообще не проявиться. Человеческий организм обладает «чувстви­тельностью» к другим объектам, возможностью разными способами получать удовлетворение от них как объектов в зависимости от контекста ориентации и ситуации.

Эта чувствительность распространяется на несоци­альные объекты, но особенно важной она является при взаимодействии. Более того, такая чувствительность, по­добно упоминавшейся ранее тенденции к различению, по самой своей природе восприимчива к опыту отношений взаимодействия. С одной стороны, сам опыт благопри­ятных отношений с объектами порождает тенденцию к поиску и формированию положительных привязаннос­тей. С другой стороны, отсутствие удовлетворения от объекта располагает актора к реакциям типа бегства, эс­капизма или агрессивности, актор стремится избегать объект или наносить ему вред с тем, чтобы контролиро­вать или предвосхитить неприятные последствия дей­ствий объекта.

Наши рекомендации