Потребности организма и организация поведения
Некоторые направления психологической теории усматривают основной источник организации поведения в особенностях строения организма. Обычно это формулируется в виде того или иного варианта теории «инстинктов ». Таким взглядам обычно противопоставляют факты, указывающие на существование определенного диапазона пластичности организма и соответственно на важность «обучения ». Это возражение еще более усиливается наличием культурной относительности, обнаруженной исследованиями в рамках социальной антропологии и социологии.
В настоящем анализе мы будем стремиться вводить как можно меньше допущений относительно зависимости тенденций поведения от строения организма, осуществляющего поведение. Несомненно, существует некоторая система внутренних потребностей, основывающихся на процессах взаимообмена организма как физиологической системы со средой. Некоторые из этих потребностей весьма специфичны, например, относительно специфичны потребности в еде, в сне или в дыхании. Однако объект, который конституционально наиболее подходит для полного удовлетворения той или иной органической потребности, редко бывает совершенно специфичным. Но, с другой стороны, диапазон, в котором может варьироваться действие, и обусловленность действия культурой всегда имеют некоторые пределы. Однако, что касается потребностей, наиболее важных для действия, степень их специфичности обычно незначительна, в особенности если речь идет не столько о самом факте, сколько о форме удовлетворения. Вообще говоря, существует широкий предел изменчивости и объектов, и форм удовлетворения любой конституционально заданной потребности. Кроме органических потребностей могут существовать определенные потребности в «социальных отношениях». Они могут быть заданы конституционально или, будучи косвенно необходимыми для удовлетворения органических потребностей, быть производными по своему происхождению и впоследствии приобрести автономию.
Мы предполагаем в таком случае, что существует некоторый набор потребностей, хотя первоначально и организуемый вокруг физиологических процессов, но обладающий такими свойствами, которые делают невозможной исключительно физиологическую детерминированность организации действия. Другими словами, направление и форма, в которых эти потребности способны детерминировать действие, могут модифицироваться под влиянием ситуации действия. Больше того, могут видоизменяться сами потребности или по крайней мере их влияние на действие в процессе их превращения в потребности-предрасположенности.
Однако, хотя набор органических потребностей первоначально определяется физиологической организацией, ему присуще некоторое постоянное свойство, играющее главную роль в развертывании этого набора в систему. Такой набор с самого начала организуется ориентацией на различение позитивного и негативного; т.е. в данной ситуативной системе объектов различают аспекты удовлетворения и задержки или отсутствия удовлетворения потребностей10. Это различение является начальным моментом сложного процесса последующей дифференциации исходного набора с образованием потребностей-предрасположений11, которые могут иметь более или менее специфический характер. Помимо конкретных органических потребностей и более широкой способности проводить различие между удовлетворением или его отсутствием, человеческий организм обладает конститутивной способностью реагировать на объекты, в особенности на другие человеческие существа, причем конкретное содержание и форма реакции никоим образом не заданы физиологически.
10 Отсутствие удовлетворения понимается в следующих четырех смыслах: 1) изъятие удовлетворяющих объектов, прежде принадлежавших актору; 2) лишение доступа к удовлетворяющим объектам, которыми актор еще не обладает, но которых он добивается; 3) навязанные отношения с такими объектами, которые не удовлетворяют актора, например случаи физического или психологического страдания от боли или ранения (эта категория включает и активно встречаемую, и пассивно воспринимаемую боль и т.д.); 4) потенциальная возможность любого из уже перечисленных видов отсутствия удовлетворения. Реакции акторов в каждом из этих случаев могут быть весьма разнообразными.
11 Термин потребности—предрасположениявыбран с целью подчеркнуть, что единица мотивации представлена в действии двумя способами. С одной стороны, с ее помощью обеспечивается равновесие актора как личности (и организма), а с другой — это предрасположенность к действию в отношении одного или более объектов. Существенны оба значения. Потребности-предрасположения отличаются от потребностей более высокой степенью организации и тем, что включают в себя мотивационные и оценочные элементы, которые не задаются органическими потребностями.
Эту реактивную способность или потенциальную возможность можно уподобить способности к языкам, которая, конечно, не зависит от свойств конкретного языка, причем если индивид не слышит речи других человеческих существ, то эта способность может вообще не проявиться. Человеческий организм обладает «чувствительностью» к другим объектам, возможностью разными способами получать удовлетворение от них как объектов в зависимости от контекста ориентации и ситуации.
Эта чувствительность распространяется на несоциальные объекты, но особенно важной она является при взаимодействии. Более того, такая чувствительность, подобно упоминавшейся ранее тенденции к различению, по самой своей природе восприимчива к опыту отношений взаимодействия. С одной стороны, сам опыт благоприятных отношений с объектами порождает тенденцию к поиску и формированию положительных привязанностей. С другой стороны, отсутствие удовлетворения от объекта располагает актора к реакциям типа бегства, эскапизма или агрессивности, актор стремится избегать объект или наносить ему вред с тем, чтобы контролировать или предвосхитить неприятные последствия действий объекта.