Индивидуализм в теории действия
Следует сказать еще несколько слов об одном из аспектов понятия «индивидуализм». Мы уже указывали, что в той мере, в какой это понятие вообще имело влияние на теорию действия, это влияние осуществлялось в основном в этическом контексте. Но в одном весьма важном смысле главное направление позитивистской социальной мысли является индивидуалистическим и в научном контексте. Эти два аспекта понятия «индивидуализм» тесно связаны, но ни в коем случае не идентичны.
Вопрос состоит в том, все ли факты, необходимые для понимания конкретных социальных систем, могут быть получены путем рассмотрения аналитически изолированных «индивидов» и получения прямых обобщений обнаруженных таким образом фактов, т.е. фактов, которые требуются самой общей системой координат для выражения идеи конкретной системы. Такая система атомистична, однако атомом в ней является скорее «индивид», нежели единичный акт. Любая теоретическая система, которая атомистична относительно составляющих ее элементов, обязательно является таковой и в отношении индивида. Следовательно, утилитарная точка, которая отмечена такого рода атомизмом, по природе своей индивидуалистична. До тех пор, пока в процессе перехода к радикальному позитивизму этот атомизм сохраняется (а он сохраняется в достаточно сильной степени), рассматриваемые нами разновидности радикального позитивизма также остаются индивидуалистическими.
В этом смысле все ранее выделенные элементы укладываются в индивидуалистическую модель. Совершенно очевидно, что не являются исключением и утилитаристские цели, поскольку они мыслятся как случайные по отношению к другим элементам. Знание, в той мере, в которой оно рационально, не случайно, а определяется объективной реальностью и является ее «отражением». На общем аналитическом уровне, факты, касающиеся целей единиц системы, не рассматриваются. В итоге остаются только те элементы, которые поддаются формулированию в несубъективных категориях, т.е. цели и знания, поскольку это единственные элементы утилитарной теории, которые возможно выразить в таких категориях21.
21 Элементами утилитаристского объяснения действия мы назвали случайные цели и знание ситуации актором. Следовательно, они сами включаются в последние категории, поскольку являются детерминантами этого знания. Читатель может возразить, что среди детерминант знания имеются не только внутренние свойства познаваемых явлений, но также и «способности» познающего. Каково место «разума», который представляется обязательным условием рациональности? Наличие такой способности, разумеется, необходимая предпосылка утилитаристской теории, но не более. Утилитаристская мысль не эксплицирует эту посылку и не рассматривает ее как проблематичную. Наличие ее — просто необходимое логическое основание для использования «рационалистической» схемы методологии науки при объяснении действия. Как человек обретает эту способность и может ли анализ действия в обществе пролить свет на то, разумно ли вообще или в какой степени разумно поведение людей, — эти вопросы не возникают, пока мысль не покидает границ данной схемы. То, что вопрос этот вырос в наиглавнейшие на более поздней ступени развития теории действия, — в «Социологической эпистемологии» Дюркгейма и в так называемой социологии знания в Германии, — факт весьма примечательный. Это один из основных симптомов процесса изменения социальной мысли. К подобному обсуждению данного вопроса мы вернемся позднее.
Но способ рассмотрения этих элементов связан с атомизмом единичного акта. Они включают в себя явления несубъективного окружения и природу самого актора лишь в той мере, в какой эти последние имеют отношение к достижению определенной, изолированно взятой цели. Наследственность в таком контексте обязательно индивидуальна, так как она по определению детерминирована еще до того, как индивид становится участником социальных отношений. Единственная логическая возможность найти неиндивидуалистический элемент связана с социальной средой, но эта возможность исключается из-за атомистичности подхода. До тех пор, пока единственными отличиями радикального позитивизма являются отказ от концепции независимости целей и отход от нормы рациональности, радикально позитивистская разновидность теории действия также остается индивидуалистической. Группа теорий, размещающихся между утилитарной точкой зрения и двумя крайними разновидностями радикально-индивидуалистического позитивизма,составит главный предмет рассмотрения следующей главы.
Логически можно избежать этого индивидуализма, оставаясь на позитивистской основе. Одна из возможностей «социологического позитивизма» — «радикально-рационалистический» подход, которого придерживался Дюркгейм на раннем этапе развития его теорий, будет рассмотрен нами далее22. Этот подход имеет фактическую основу, поскольку нет причин для отрицания того, что факт объединения индивидов в коллективы приводит к последствиям, которые можно анализировать в несубъективных терминах, например, в терминах биологической теории. Но чрезвычайно важные факты, которые Дюркгейм рассматривал как образующие «социальную среду», хотя они и являются частью конкретного окружения конкретного индивида, выглядят совершенно по-другому, если их выразить в терминах теории действия. В структуре этой теории они занимают такое место, которое исключает возможность их субъективной интерпретации как элементов научно обоснованного знания, имеющегося у актора.
22 См., в частности, главу IX.
За исключением Дюркгейма и его предшественников, позитивистская традиция была в основном индивидуалистической. Она стремилась автоматически отбросить все органические и другие антииндивидуалистические теории в противоположный, «идеалистический» лагерь, что сразу ставило и их и факты, в них содержащиеся, вне закона для всех, разделяющих позитивистский взгляд на вещи. Неудивительно, что Дюркгейм в период кризиса своего социологического позитивизма склонился к определенного рода идеализму. Его колебания между этими двумя способами мышления объясняют поразительное непонимание, которое встретили его работы. «Идеализм» Дюркгейма отталкивал позитивистов, а «позитивизм» точно так же отталкивал идеалистов. Мы надеемся путем преодоления дилеммы «идеализм — позитивизм» показать путь к снятию старой оппозиции «индивид — социальное целое», или, как часто говорят, дилеммы «социальный номинализм — реализм», с которой так долго и с такой малой для себя пользой носилась социальная теория.