Государственный итоговый экзамен

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков, полученных во время обучения в магистратуре, является экзамен.

Государственный итоговый экзамен (ГИА) проходит в устной форме на заседании Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), состав которой формируется из преподавателей факультета высшей школы современных социальных наук имени М.В. Ломоносова и приглашенных специалистов.

Цель государственного итогового экзамена по направлению подготовки магистров 39.04.01 «Социология» магистерской программы «Социология управления» – проверкауровня общегуманитарной и специальной профессиональной подготовки студентов, степени овладения знаниями о закономерностях функционирования и развития общества, теоретико-методологических составляющих социологической науки, знания классических и современных социологических теорий и умений применять их при анализе проблем социальной действительности в практике управления социальными процессами в современном обществе в соответствии с Образовательным стандартом, самостоятельно устанавливаемым Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова для реализуемого высшего образования по направлению подготовки магистров 39.04.01 «Социология» и основной профессиональной образовательной программой по данному направлению подготовки. Государственный итоговый экзамен является комплексным и включает избранные разделы из учебных курсов, формирующих компетенции выпускника. На государственном итоговом экзамене проверяется умение студента рассуждать, соотносить главное и второстепенное, понимать задаваемые членами ГЭК дополнительные вопросы и участвовать в диалоге с экзаменаторами. Студент должен ориентироваться в научной проблематике избранного направления, знать содержание основной научной и учебной литературы.

Экзамен проводится в устной форме.

Билет состоит из трех частей. Первая часть – проверка теоретических знаний по дисциплинам блока профессиональной социологической подготовки (базовой части), вторая часть проверка теоретических знаний по дисциплинам блока профессиональной социологической подготовки (вариативной части), третья часть - выполнение практического задания на определение умения реализации выпускником компетенций по социологии управления.

Объем времени на подготовку к сдаче ГИЭ в соответствии с рабочим учебным планом составляет 108 часов.

Сроки проведения итогового экзамена в соответствии с графиком учебного процесса:

для очной формы обучения – в период с ______ по _________.

Необходимое документальное обеспечение ГИА:

· «Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденное приказом Министерством образования и науки России от 29 июня 2015 г. № 636;

· Положение о порядке прохождения итоговой государственной аттестации выпускника основных образовательных программ ВШССН

· «Положение о подготовке и защите выпускной квалификационной работы магистра (магистерской диссертации) по направлению: социология»;

· Приказ о закреплении тем выпускных квалификационных работ магистра;

· Протокол заседания кафедры о предзащите выпускных квалификационных работ магистра;

· Отзывы на выпускные квалификационные работы магистра;

· Рецензии на выпускные квалификационные работы магистра;

· Приказ о допуске студентов к ГИА;

· Приказ о закреплении председателя и членов государственной аттестационной комиссии.

Итоговые междисциплинарные испытания (экзамены) для получения степени (квалификации) магистра социологии по программе «Социология управления» включают вопросы и задания:


- вопросы по дисциплинам блока профессиональной социологической подготовки;

- вопросы по дисциплинам блока профессиональной социологической подготовки (вариативная часть);

- задания по социологии управления.

Содержание тем, включенных в итоговый государственный экзамен, рекомендуемая литература по темам:

Раздел I. Дисциплины Блока профессиональной социологической подготовки (базовая часть)

Методология и история науки

Проблемы нового знания в современных обществах. Особенности религиозного освоения действительности. Принцип «свободы науки от ценностных суждений». Специфика методов социальных наук. Понятие управления знанием. Управление научным знанием. Понятие передачи знания. Понятие «методология». Общенаучные методологические принципы. Методология социологического исследования. Методы, используемые в социологическом исследовании. Процедура как общая система действий и способов организации исследования. Профессиональный кодекс социолога.

Назначение программы социологического исследования. Содержание и структура программы социологического исследования. Методологическая и процедурная части программы. Проблемная ситуация и проблема в социологическом исследовании. Предметная и гносеологическая стороны проблемы. Формулировка проблемы. Объект и предмет социологического исследования. Основные предпосылки для выбора принципиального плана исследования. Варианты стратегии исследовательского поиска. Формулировка гипотез в социологическом исследовании. Генеральная и выборочная совокупность. Проверка репрезентативности и надёжности. Выбор инструментария исследования. Описание приёмов сбора, обработки и анализа информации в социологическом исследовании. Типичные проблемы и ошибки в организации прикладного социологического исследования. Опрос как основной метод сбора социальной информации. Интервью как разновидность опроса.

Понятие «методология». Общенаучные методологические принципы. Методология социологического исследования. Методы, используемые в социологическом исследовании. Процедура как общая система действий и способов организации исследования. Профессиональный кодекс социолога.

Назначение программы социологического исследования. Содержание и структура программы социологического исследования. Методологическая и процедурная части программы. Проблемная ситуация и проблема в социологическом исследовании. Предметная и гносеологическая стороны проблемы. Формулировка проблемы. Объект и предмет социологического исследования. Основные предпосылки для выбора принципиального плана исследования. Варианты стратегии исследовательского поиска. Формулировка гипотез в социологическом исследовании. Генеральная и выборочная совокупность. Проверка репрезентативности и надёжности. Выбор инструментария исследования. Описание приёмов сбора, обработки и анализа информации в социологическом исследовании. Типичные проблемы и ошибки в организации прикладного социологического исследования. Опрос как метод сбора социальной информации. Интервью как разновидность опроса. Метод анализа документов. Психологические тесты и их использование в социологии. Первичный анализ данных. Группировка и типологизация. Корреляционный анализ данных.Типологический анализ данных. Виды регрессионного анализа. Теоретико-информационный анализ данных. Особенности методологии качественного исследования. Познавательные возможности качественного подхода. Различие качественной и количественной методологии. Виды качественных исследований и общий порядок действий исследователя. Тактика качественного анализа. Подготовка и проведение полевого этапа качественного исследования. Анализ данных. Представление данных качественного исследования.

Наши рекомендации