Итоговый государственный экзамен

Основные положения

Государственный экзамен – обязательная составляющая итоговой государственной аттестации студентов по специальности и направлениям подготовки.

К государственному экзамену допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные мероприятия, предусмотренные учебным планом (экзамены, зачеты, защита курсовых работ, практики и др.).

Содержание государственного экзамена определяется требованиями к профессиональной подготовленности специалиста, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности и направлениям подготовки.

Экзамен проводится в устной форме перед Государственной экзаменационной комиссией, которая формируется в основном из ведущих преподавателей выпускающей кафедры и приглашенных специалистов-практиков в соответствующих областях.

Состав экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний утверждается ректором университета.

Основными функциями ГАК являются:

· Определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта ВПО и уровня его подготовки;

· Принятие решений о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдачи выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;

· Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.

Порядок проведения Государственного экзамена.

Экзамен проводится в традиционной устной форме, по билетам.

Каждый билет содержит 2 вопроса и практическую задачу. Все вопросы взяты в произвольном порядке из курсов: «Теория и практика связей с общественностью», «Теория и практика массовой коммуникации», «Основы теории коммуникации» и «Коммуникационный менеджмент».

Студентам предлагаются проблемные теоретические вопросы, требующие полного, развернутого ответа в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью».

На подготовку студентам отводится 0,5 академического часа.

Оценки проставляются членами ГЭК за ответ студента по каждому из 4 вопросов билета по 5-балльной системе. В ходе экзамена ведется протокол государственного итогового экзамена.

Итоговая оценка выставляется в ведомость после «закрытого» совещания членов ГЭК по 5-балльной системе не позднее, чем через 1 час после окончания экзамена.

Критерии оценок.

5 баллов: студент демонстрирует глубокое знание программного материала, излагает его четко и последовательно; понимает и правильно использует понятия и термины; обладает способностью выявлять межпредметные связи; владеет профессиональными навыками и умениями характеризовать предметную и источниковую базу; отличается способностью делать и обосновывать собственные выводы; соблюдает логику изложения и нормы литературной речи. Студент отвечает на все вопросы билета, а также на дополнительные и уточняющие вопросы комиссии.

4 балла: студент демонстрирует знание программного материала, понимает проблему и раскрывает ее содержание, однако допускает фактические неточности; понимает и правильно использует понятия и термины; не выявляет межпредметных связей при ответе; не в полной мере владеет профессиональными навыками и умениями; схематично излагает и обосновывает выводы; соблюдает логику изложения и нормы литературной речи. Студент отвечает на все вопросы билета.

3 балла: студент отвечает в основном правильно, но схематично, с существенными недостатками (общего и частного характера); не понимает или неправильно использует понятия и термины; не может выявить межпредметные связи при ответе; не соблюдает логику и последовательность изложения или нормы литературной речи. Студент отвечает на все вопросы билета.

2 балла: студент имеет частичное представление о проблеме и передает менее 25% информации; не может логически последовательно обосновать свои мысли; грубо нарушает нормы литературной и профессиональной речи. Студент не может ответить хотя бы на один вопрос билета.




Примерный список вопросов к государственному экзамену.

1. Становление связей с общественностью в США.

2. Становление связей с общественностью в странах Западной Европы.

3.Становление связей с общественностью в России.

4. Значение связей с общественностью в современном обществе.

5.Обязанности специалистов по связям с общественностью.

6. Правовая основа связей с общественностью.

7. Нормативные документы в работе специалистов по связям с общественностью.

8. Направления профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью.

9. Рабочие мероприятия специалиста по связям с общественностью.

10. Деловые документы специалиста по связям с общественностью.

11. Целевые группы общественности.

12. Умение находить общий язык с целевой аудиторией.

13. Каналы выхода на целевые группы общественности.

14.Этика и связи с общественностью.

15.Творческое мышление специалиста по связям с общественностью.

16. Связи с общественностью и жанры журналистики.

17. Медиапланирование в сфере связей с общественностью.

18. Бриф как инструмент рекламы и связей с общественностью.

19. Интернет в работеспециалиста по связям с общественностью.

20. Маркетинг сфере связей с общественностью.

21. Реклама и связи с общественностью.

22. Связи с общественностью и социальная реклама.

23. Связи с общественностью и ивент-менеджмент.

24. VIP-визит в системе мероприятий ивент-менеджмента.

25. Кейтеринг в системе мероприятий ивент-менеджмента.

26.Политический консалтинг.

27. Связи с общественностью и политическая реклама.

28. Мифотворчество и политический PR.

29.Политические коммуникации в России.

30. Демоскопия и проведение массовых опросов.

31. Связи с общественностью и лоббирование.

32.Организация связей с общественностью в регионах.

33.Штаб избирательной кампании.

34.Полевое направление избирательной кампании.

35. Распространение листовок во время избирательной кампании.

36.Проведение встречи кандидата с избирателями.

37.Организация повышения явки избирателей.

38. Действия агитаторов во время избирательной кампании.

39.Сбор подписей в ходе избирательной кампании.

40.Агитационная кампания «от двери до двери».

41.Некорректные и манипулятивные избирательные технологии.

42. Связи с общественностью и коммуникационный менеджмент.

43.Связи с общественностью и репутационный менеджмент.

44.Проведение деловых переговоров.

45.Деловые переговоры и откатные технологии.

46.Служебное совещание.

47.Корпоративная культура.

48. Урегулирование конфликтов в корпорациях.

49. Корпоративный имидж и роль PR-специалиста в его создании.

50. Создание корпоративного сайта.

51.Корпоративная социальная ответственность.

52.Связи с общественностью и работа с персоналом.

53.Заключение коллективного договора.

54.Кризисное регулирование.

55. Антикризисное управление.

56. Внезапная проверка в офисе организации.

57. Современная организация и ее информационная безопасность.

58. Информационные войны.

59. Слухи как орудие политической борьбы.

60. Массовая паника и ее предотвращение.

61.Предмет дисциплины «Теория и практика массовой информации».

62. Природа массовой информации.

63. Информационно-коммуникационное поле.

64. Массовая информация в традиционном и постиндустриальном обществе.

65. Человечество и информационные революции.

66. Многонациональная информационная среда.

67. Глобализация и информационные процессы.

68. Проблемы глобализации и информационных процессов.

69. Информационное общество.

70. Формирование общественного мнения с помощью СМИ.

71. Государственные маркетинговые кампании на рубеже XX – XXI вв.

72. Профессионализм современного журналиста.

73. Работа журналиста с источниками информации.

74.Проведение информационных кампаний.

75. Современная пресс-служба.

76.Работа корпоративного пресс-центра.

77. Работа журналистов в «горячих точках».

78.Компромат и СМИ.

79.Эффективность воздействия СМИ на целевую аудиторию.

80.Редактирование информационных сообщений.

81.Технические средства в журналистике.

82.Перспективы медиавоздействия в XXI в.

83.Радиовещание в системе СМИ.

84.Телевидение в системе СМИ.

85.Электронная журналистика.

86.Национальная система массовой коммуникации.

87. Зарубежная журналистика на рубеже XX – XXI вв.

88. Информационная структура в США.

89. Информационная структура в странах Западной Европы.

90. История радиовещания в России.

91. История тележурналистики в России.

92. Законодательное обеспечение свободы слова в России.

93. Экономика российских СМИ.

94. Качественная пресса в России.

95. Российские телевизионные каналы.

96. Подготовка журналистов в России.

97. Развитие печатных СМИ в России.

98. Развитие российского телевидения.

99. Развитие российского радиовещания.

100. Российская Интернет-журналистика.

101. Анализ печатных изданий.

102. Малые формы СМИ: листовки, плакаты, анонсы.

103. Литературный стиль информационных сообщений.

104. Анализ телевизионных программ.

105. Система жанров в СМИ.

106.Выбор жанра в журналистике.

107. Художественно-публицистические жанры в журналистике.

108. Аналитические жанры в журналистике.

109. Жанры журналистики: беседа.

110. Жанры журналистики: рецензия и комментарий.

111. Жанры журналистики: информационный отчет и заметка.

112. Жанры журналистики: аналитический прогноз.

113. Жанры журналистики: житейская история.

114. Жанры журналистики: памфлет.

115. Жанры журналистики: информационное интервью и некролог.

116. Жанры журналистики: аналитическая корреспонденция.

117. Жанры журналистики: репортаж и аналитическое интервью.

118. Жанры журналистики: информационная корреспонденция и блиц-опрос.

119. Жанры журналистики: фельетон.

120. Журналистика и этика.

ЧАСТЬ II.

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

2. 1. Основные положения и требования

Защита выпускной квалификационной работы - один из обязательных видов итоговой государственной аттестации студентов-выпускников. Защита дипломной работы является завершающим этапом обучения студентов и служит основным показателем оценки уровня знаний, полученных и усвоенных студентом в процессе обучения.

К защите дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все аттестационные испытания (сдавшие государственные экзамены).

Работа выполняется студентом индивидуально. Общее руководство и контроль хода выполнения осуществляет заведующий выпускающей кафедрой.

Дипломная работа должна:

- иметь научный характер, основанный на использовании документов и материалов, собранных выпускником по теме исследования;

- отвечать принципам логичности, четкости, достоверности изложения фактического материала;

- отражать умения студента-выпускника пользоваться научными методами и приемами исследования по отбору, обработке и систематизации информации;

- иметь четкую структуру и правильное оформление.

Таким образом, дипломная работа показывает уровень знаний студента-выпускника, владение методами научного исследования, умения обобщать и делать выводы, обоснованные предложения и давать рекомендации в рамках предмета исследования.

Дипломная работа студента-выпускника может основываться на обобщении выполненных ранее курсовых работ и готовится к публичной защите в завершающий период обучения.

Дипломная работа оформляется в виде текста с приложениями, графиками, таблицами, чертежами, картами, схемами, списком литературы и источников.

Требования к выпускной квалификационной работе специалиста

Требования к дипломной работе специалиста определяются Государственными образовательным стандартом высшего профессионального образований по специальности 030602.65 «Связи с общественностью».

Дипломная работа специалиста должна представлять собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных проблем, решая которую, студент-выпускник демонстрирует уровень необходимых знаний, практических навыков, позволяющих ему в будущей профессиональной деятельности самостоятельно решать производственные задачи.

Дипломная работа должна включать в себя как теоретическую часть, в которой выпускник показывает знания основ теории по разрабатываемой проблеме, так и научно-методическую или экспериментальную части.

Оптимальный объем дипломной работы специалиста - 80-100 страниц без учета приложений, списка источников и литературы. Законченная работа сдается методисту выпускающей кафедры, в жестком переплете (в двух экземплярах), в электронном виде (диск или дискета), с обязательным отзывом научного руководителя и рецензией официального оппонента.

Выбор и утверждение темы.

Тематика дипломной работы, разработанная преподавателями выпускающих кафедр, отвечает профилю специальности, соответствует современному состоянию и перспективам развития науки и практики, а также учитывает практические потребности учреждений и организаций, в которые распределяются выпускники.

Основным критерием выбора выпускником темы должен служить исследовательский интерес студента, а также возможность научного руководителя консультировать эту работу.

Закрепление за студентами тем и научных руководителей оформляется приказом ректора в начале учебного года, который для студента является выпускным.

Научными руководителями могут быть преподаватели выпускающей кафедры, имеющие ученые степени и (или) являющиеся специалистами в определенной области знаний.

Основными функциями научного руководителя дипломной работы являются:

– детальное ознакомление студентов-выпускников с требованиями, предъявляемыми к содержанию дипломного сочинения;

– непосредственное руководство и контроль процесса исследования;

– консультирование выпускников по составлению текста выступления на защите дипломной работы.

Научный руководитель дает письменный отзыв о дипломной работе студента-выпускника, в котором характеризует отношение студента к проведенной исследовательской работе, отмечает актуальность темы, глубину ее рассмотрения, практическую значимость работы, соответствие ее содержания теме, цели и задачам работы, содержит рекомендации о допуске к предзащите и защите. В отзыве рекомендуется отразить проявленные способности выпускника, достаточность использования и проработки источников и литературы, качество оформления, правильность выводов и степень их обоснованности. Отзыв научного руководителя не должен содержать балльной оценки.

Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы. В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывая на недостатки аргументации, композиции, стиля, ошибочных решений и выводов и т.п., и советует, как лучше устранить их, рекомендуя пути и сроки исправления.

2.4 Структура и содержание работы.

Любая дипломная работа имеет свои отличительные особенности, вытекающие из своеобразия темы, объекта исследования, структуры работы, требований научного руководителя, наличия и полноты источников информации, глубины знания дипломником основного и специальных курсов, навыков и умений отражать теоретические и практические вопросы. Вместе с тем каждая работа строится по общей схеме на основе единых методических рекомендаций. Настоящие требования относятся к форме построения основных частей, но не к их содержанию, поэтому в разделе даются лишь общие методические указания по написанию отдельных глав.

Дипломная работа, как правило, состоит из следующих частей:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основной текст, разделенный на главы;

- заключение;

- приложения;

- список источников;

- список литературы.

Работа должна начинаться с титульного листа.

После титульного листа приводится содержаниеработы с указанием названий глав (разделов) и параграфов, а также страниц, с которых они начинаются.

Во введении должно быть четко и кратко изложено следующее:

- обоснование актуальности выбранной темы, цели, задач, методов и направлений работы;

- подробный анализ степени изученности темы;

- комплексный источниковый анализ, при чем группы источников выстраиваются дипломником в работе по принципу их репрезентабильности;

- во введении допустимо раскрытие терминов и понятий, которыми студент оперирует в работе;

- основные положения, выносимые на защиту (4-5 положений).

- Объем введения не должен превышать четверти объема основного текста глав дипломного сочинения.

Основной текст работы рекомендуется изложить в двух - трех главах., в каждой из которых может быть не более трех параграфов.

В тексте глав не рекомендуется пересказывать содержания учебников, специальной литературы, инструкций или использовать материалы Интернета без ссылки на автора или источник информации. Объем глав зависит от равномерного распределения всего текста по их количеству.

Каждая глава и каждый параграф должны заканчиваться промежуточными выводами.

В заключенииописываются полученные результаты исследования, и делаются выводы. Объем заключения должен быть не более 2-3 страниц.

После основного текста приводится список источников, которые расположены по группам в алфавитном порядке.

Список литературы помещается после списка источников. В нем так же могут быть выделены группы исследований, в каждой из которых соблюдается алфавитный порядок.

Далее приводятся приложения. Их может быть несколько, каждое отдельное приложение может содержать несколько документов. Приложение - это часть текста, имеющая дополнительное (справочное или второстепенное) значение, но необходимая для полного освещения темы и подтверждения проведенной работы. В приложение могут быть помещены копии документов, графики, таблицы, статистические данные, фотографии, схемы, карты, диаграммы и т.д.

Формируя приложения, нужно исходить из принципа – показывать только необходимое.

Оформление работы.

Общие требования

Дипломная работа печатается на одной стороне белой бумаги формата А4.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 25 мм.

Шрифт всей работы – Times New Roman. Размер шрифта основного текста -14 (обычный), для заголовков глав - 16 (полужирный), для заголовков параграфов - 14 (полужирный курсив), для сносок - 12 (обычный). Текст работы печатается через полтора интервала (заголовки и сноски оформляются через один интервал). Каждый абзац основного текста должен начинаться с красной строки (отступ - I см). Текст выравнивается по ширине.

Заголовки глав необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 18 пт. Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Заголовки параграфов необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 12 пт.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, начиная с третьей страницы, в правом верхнем углу, без черточек и точек. Нумерация страниц текста должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй - содержание. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится. Рисунки, иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах включают в общую нумерацию страниц.

Главы работы нумеруются арабскими цифрами начиная со слова «ГЛАВА». Параграфы нумеруются в пределах каждой главы, например «2.1....» (первый параграф второй главы). «Введение», «Заключение», «Список источников и литературы» и «Приложения» не нумеруются.

Оформление таблиц

Цифровой и (или) текстовой материал, сгруппированный в определенном порядке в горизонтальные строки и вертикальные столбцы, оформляется в таблицу.

Таблица должна быть наглядной, компактной и легко обозримой. Лучше несколько небольших таблиц, чем одна большая.

Само слово «Таблица» и ее порядковый номер выравниваются по правому краю; после них никакие знаки препинания не ставятся.

– Таблица обязательно имеет заголовок, который следует печатать с прописной буквы и помещать над таблицей посередине.

– Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы.

– Заголовок таблицы пишется полностью, без сокращений.

– Точка в конце заголовка не ставится.

– Заголовок в кавычки не заключается.

– Заголовки столбцов таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

– Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставятся. Заголовки указывают в единственном числе.

– В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или графы.

– Графа «№ п/п» в таблицу не включают.

– Если повторяющийся в столбце таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же» и далее кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических формул. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

– При переносе таблицы на другой лист ее слово «Таблица», ее порядковый номер и заголовок помещают только один раз над первой частью таблицы. Над последующими пишут «Продолжение табл. 1» или «Окончание табл. 1». Первой строкой продолжения или окончания таблицы служит строка с номерами столбцов.

– Под таблицей, указывается источник данных и, в случае необходимости методика расчета отдельных показателей.

– В пределах одного столбца все цифры приводятся с одной степенью точности.

– Для лучшей обозримости цифры, приводимые в таблицах, по возможности, следует округлять до целых чисел или 1-2 знаков после запятой (если нет специальной необходимости в приведении более дробных цифр).

– Для удобства чтения таблиц разряды располагаются под разрядами. Дробная часть, как правило, отделяется запятой. В клетке таблицы помещают одно число.

– В таблице не должно быть пустых клеток. Если данные отсутствуют, то в клетке ставится многоточие («...») либо пишется «нет свед.» или «н.св.». Если явления в какой-то период не было, в клетке ставится прочерк («-»). Если позиция не имеет смысла, то в соответствующей клетке ставится «х». Если необходимо указать, что число имеет значение, меньшее заданной точности, то в клетке ставится «0.0» или «0.00», показывающее наличие малого числа.

– Таблицу размещают в тексте после первого упоминания о ней таким образом, чтобы можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке на 90° (если таблица размещена на отдельном листе).

– Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Допускается нумерация таблиц в пределах всей работы, если этих таблиц в главах имеется не более двух - трех или в некоторых главах имеется по одной таблице.

– На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если она имеет номер, например: « ... в табл. 1.2».

Оформление цитат и сносок

При написании письменных работ следует избегать перегрузки текста цитатами. В то же время не допускается простое изложение содержания источников и литературы без ссылки на их авторов или выходные данные.

Целесообразно цитирование только логически законченного фрагмента текста, т.е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, знак в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое цитирование имеет многоточие на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания; изменяется первая буква цитаты, начинающейся со строчной буквы, если она стоит в начале предложения, и некоторые другие.

При включении в письменную работу цитат, использовании заимствованных из источников цифр и фактов, изложении точек зрения ученых и т.д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы.

Как правило, это подстрочные сноски,помещаемые под соответствующим порядковым номером внизу страницы (оформление текста сносок будет рассмотрено ниже).

При оформлении сноски в конце ее проставляется страница (страницы), с которой взят тот или иной материал.

Если студент дословно цитирует источник, то цитируемый текст заключается в кавычки и сразу после кавычек ставится номер сноски.

Если студент приводит в работе какие-либо цифровые примеры, статистические данные, то сразу после приведенных данных ставится знак сноски и указывается источник этих фактических данных.

Если же текст цитируется не дословно, а с комментариями студента, то кавычки не ставятся, а знак сноски ставится после фрагмента с заимствованными мыслями. В этом случае перед текстом сноски пишется «См.: ...».

Если на одной странице студент дает подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках приводятся слова «Там же» и указываются страница.


Наши рекомендации