Понимающая социология” Макса Вебера
Социологический метод
Вебер считал, что позитивизм неприемлем для изучения общественных явлений. Причина: в социальных дисциплинах способы познания должны с необходимостью отличаться от тех, что сложились в естественнонаучных. Дело в том, что общество состоит из индивидов, наделенных сознанием, и само оно, это сознание – человеческое порождение. Если естественные науки имеют дело с внешним опытом и прибегают главным образом к объяснению наблюдаемых явлений, то науки, изучающие общество, состоящее из людей, должны учитывать, помимо этого, еще и понимание внутреннего мира – чувств, мотивов, интересов этих людей.
Центральное понятие “понимающей социологии” – социальное действие.
Вебер: “Социальным” мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Действие может быть названо “социальным” в том случае, если оно:
• ориентировано на других людей (с целью вызвать их ответную реакцию)
• имеет смысл (соотносит цель действия со средствами ее достижения)
Идеальный тип – это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя – в качестве теоретической схемы изучаемого явления – и выступает как своеобразный “эталон”, сравнивая с которым интересующий нас объект, мы можем судить о мере удаления или, наоборот, приближения к нему исследуемой эмпирической реальности. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.
Идеальные типы социальных действий
Учитывая, что социология изучает обобщенное поведение людей – как если бы оно протекало в неких идеальных условиях, – Вебер создает систему идеальных типов социальных действий.
Идеальные типы социальных действий
Идеальный тип | Цель | Средства | Общая характеристика |
Целерациональное | Осознается ясно и отчетливо. Предвидятся и оцениваются последствия | Адекватные (целесообразные) | Полностью рациональное. Предполагает рациональный расчет на реакцию окружения |
Ценностно- рациональное | Само действие (как самостоятельная ценность) | Адекватные заданной цели | Рациональность может оказаться ограниченной – иррациональностью заданной ценности (ритуал; этикет; дуэльный кодекс) |
Традиционное | Минимальное целеполагание (осознание цели) | Привычные | Автоматическая реакция на привычные раздражители |
Аффективное | Не осознается | Подручные | Стремление к немедленному (или максимально быстрому) удовлетворению страсти, снятию нервно-эмоционального напряжения |
Одна из стержневых идей веберовской социологии – идея о последовательной рационализации социальной жизни. Суть этой идеи: калькулируемость всего, что поддается количественному учету и расчету.
Рационализация как процесс, как историческая тенденция, по Веберу, включает в себя:
1) в экономической сфере – организацию фабричного производства бюрократическими средствами и расчеты выгод с помощью систематических оценивающих процедур;
2) в религии – развитие теологических концепций интеллектуалами, постепенное исчезновение волшебного и вытеснение таинств личной ответственностью; (3) в праве – эрозию специально устроенного законотворчества и произвольного судебного прецедента дедуктивными юридическими рассуждениями на основе универсальных законов;
4) в политике – упадок традиционных норм узаконения и замещения харизматического лидерства регулярной партийной машиной;
5) в моральном поведении – больший акцент на дисциплину и воспитание;
6) в науке – последовательное снижение роли индивидуального инноватора и развитие исследовательских команд, скоординированных экспериментов и направляемой государством научной политики;
7) в обществе в целом – распространение бюрократических методов управления, государственного контроля и администрирования.
Социология господства
Отношения господства-подчинения основаны на взаимных экспектациях:
- со стороны управляющего – того, кто отдает распоряжения, – ожидание того, что отдаваемое распоряжение будет непременно исполнено;
- со стороны управляемых – ожидание, что управляющий имеет право на отдание таких распоряжений.
Главное – легитимность!
В зависимости от характера легитимности, Вебер выделяет три идеальных типа социального господства:
Легально-рациональное господство:люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, которые этими другими людьми выражаются и от имени которых они выступают.
Традиционное господство: основано на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими; приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику.
Харизматическое господство:приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику; харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин.
Важнейшая форма управления при легально-рациональном господстве – бюрократия. Вебер уделяет исследованию этого феномена настолько серьезное внимание, что его иногда считают основоположником социологической теории бюрократии.
Важные черты бюрократической организации:
• Эффективность, достигаемая благодаря четкому разделению обязанностей между работниками аппарата, что дает возможность использовать на каждой из позиций узкоспециализированных и высококвалифицированных специалистов. • Иерархизация власти, которая позволяет вышестоящему должностному чиновнику осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих сотрудников.
• Формально установленная и четко зафиксированная система правил, обеспечивающая единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям и не допускающая неопределенности и двусмысленности толкования распоряжений.
• Безличностность (формализованность) административной деятельности.
• Эмоциональная нейтральность отношений: каждый функционер выступает не как особая неповторимая личность, а как формальный носитель социальной власти определенного уровня, представитель занимаемой им должности.
• Администрирование, основанное на письменных документах.
• Рекрутирование персонала на основе способностей и технических знаний, полученных с помощью специального образования.
• Долгосрочная служба.
• Продвижение на основе старшинства или заслуг.
• Фиксированное жалование с разделением приватного и официального дохода.
Социология религии
Основная идея: экономическое поведение людей существенно зависит не только от характера производственных отношений (как утверждает марксизм), но и от мировоззрения, общих взглядов людей на окружающий мир. А религиозные догмы, укоренившиеся в головах людей и их истолкование – это и есть важнейшая составная часть их общего видения мира. Поэтому, например, на рынке христианин будет вести себя совсем не так, как мусульманин или буддист.
Вебер задумывается о том, что капитализм как экономическая, политическая и культурная система добился наибольших успехов в тех странах, где господствующим было протестантское вероисповедание.
Центральная мысль этики протестантизма: делай свое земное дело как можно лучше – только этим ты можешь быть угоден Богу.
Одна из идей, выражающих, по Веберу, “дух капитализма”: “Честность полезна, ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, умеренностью – все эти качества именно поэтому и являются добродетелями”. Кроме того, более быстрому развитию капитализма существенно содействовала норма протестантской этики, выражающая самоограничение в потреблении материальных благ с целями капиталистического накопления: “Произвести как можно больше и потребить как можно меньше”.
Вебер указывает, что и в других цивилизациях (например, в китайской) можно было найти немало рациональных предпосылок к развитию капиталистического хозяйственного строя, однако в них отсутствовал религиозный (а следовательно, нравственно-этический) фактор.
Протестантизм много дал для культурного содержания раннего капитализма – индивидуализм, мотивацию к достижениям, враждебность к унаследованному богатству и роскоши, законность предпринимательского призвания, сопротивление магии и суеверию, стремление к организации и расчету в общественной и личной жизни.
ГЛОССАРИЙ
вновь введенных терминов и понятий
Аномия(Э. Дюркгейм) – социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием, или такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.
Закон интеллектуальной эволюции (О. Конт) – установление необходимой, устойчивой, повторяющейся связи между умственным развитием человека в филогенезе и онтогенезе.
Исторический материализм (К. Маркс) – научный метод, основанный на том, что среди множества отношений, в которые вступают между собою члены общества, главное предпочтение отдается отношениям по поводу производства, распределения и потребления материальных благ.
Механическая солидарность (Э. Дюркгейм) – тип социальной связи, присущий архаическим обществом, складывающийся на основе сходства членов общества.
Надстройка(К. Маркс) – совокупность всех общественных отношений “за вычетом” производственных отношений.
Органическая аналогия(Г. Спенсер) – научный метод, основанный на том, что целый ряд свойств, присущих живому (биологическому) организму, приписывается обществу (социальному организму).
Органическая солидарность (Э. Дюркгейм) – тип социальной связи, присущий продвинутым обществам, возникающий на основе углубления разделения общественного труда.
Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) – ведущее направление в социологии 19 века; в основе его лежит научный метод, основанный на отказе от умозрительных представлений и спекулятивного социально-философского теоретизирования. Базовые принципы: признание универсализма всех законов природы и общества; признание необходимости и целесообразности использования естественнонаучных методов для изучения общества.
Производительные силы (К. Маркс) – соединение работников (личностные элементы или представители живого труда), обладающих определенными знаниями, умениями и навыками, со средствами производства (вещественные элементы), которые включают в себя как материалы, подлежащие дальнейшей обработке, так и средства, с помощью которых эта работа выполняется.
Производственные отношения (К. Маркс) – отношения, возникающие между людьми (и большими и малыми группами людей), по поводу производства, распределения и потребления материальных благ.
Секуляризация –процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают прежнее социальное значение.
Социальное действие (М. Вебер) – действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него.
Социальный факт (Э. Дюркгейм) – факт, являющийся результатом взаимодействия множества людей.
Способ производства(К. Маркс) – единство производительных сил и производственных отношений в совокупности с присущей им надстройкой, характерных для определенного исторического этапа развития данного общества.
Эволюция (Г. Спенсер) – интеграция материи, сопровождаемая связыванием движения, в течение которой вещество переходит из состояния неопределённой, бессвязной разнородности в состояние определённой связной разнородности, а сохранённое материей движение претерпевает аналогичное превращение.
[1] Арон Р. Огюст Конт // Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.89.
[2] Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1897. С.235. Мы позволили себе заменить приведенное в оригинале перевода слово “разсеяние” (по тогдашней, дореволюционной орфографии) более точным по смыслу “связывание”, а понятие “вещества” на более широкое – “материя”.
[3] Spenser H. Autobiography. L., 1926. Vol.1. Р.277.
[4] Обращаем внимание студентов на то, что различные аспекты этого вопроса данной темы будут “разбросаны” по всему курсу общей социологии. В частности, это такие вопросы темы, как: 1) марксистской интерпретации классовой структуры общества; 2) марксистской концепции социальной революции; 3) теории общественно-экономических формаций. Этот момент следует учесть при подготовке к экзаменам ()
[5] Если вспомнить, что, например, в английском языке слово solid означает твердый (т.е. не жидкий и не газообразный, а также имеет смысл сплошного, единого целого), то станет ясно, что термином “солидарность” следует обозначать стремление отдельных частиц, составляющих некое твердое тело, к вхождению в единый монолит. Наиболее близкое по значению русское слово – сплоченность.
[6] Дюркгейм проделал этот анализ первым из социологов, благодаря чему его называют “пионером социальной статистики в социологии”
[7] Профан (от лат. profan) – непосвященный.