Тема 5. социальные группы и общности

1. Социальная группа: понятие и виды.

2. Социальные общности: понятие, черты, виды.

3. Социальные организации: понятие, виды, существенные признаки организации.

4. Социальные институты: типология, функции и дисфункции.

Терминологический минимум:социальная группа, социальный институт, социальная общность, социальная организация, функции и дисфункции.

Темы докладов:

1. Неформальные организации в обществе.

2. Социальный институт «образование».

3. Практика формирования и функционирования социального государства в Западной Европе и России.

Литература:

1. Алешин, В.И. Научно-интеллектуальный потенциал в управлении современной организацией / В.И. Алешин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 6.

2. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.

3. Елютина, М.Э. Геронтологическая составляющая кадровой работы современного руководителя / М.Э. Елютина, Т.В. Смирнова // СОЦИС. – 2006. – № 3.

4. Калякин, О.А. О совершенствовании управления предприятием / О.А. Калякин // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 6.

5. Комаровский, В.С. Бюрократия и современные проблемы реформирования государственной службы / В.С. Комаровский, О.В. Гаман-Голутвина // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 2.

6. Михайленок, О.М. Российская армия: социальное неравенство и социальная динамика / О.М. Михайленок // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 4.

7. Мосина, Н.В. Подходы к формированию компетентности будущего специалиста / Н.В. Мосина // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 1.

8. Овчаренко, А.Н. Социальное управление в информационном обществе: новые подходы / А.Н. Овчаренко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 6.

9. Смольников, В.Г. Бюрократия и бюрократизм / В.Г. Смольников // Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 3.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Чем отличаются неформальные организации от формальных?

2. Приведите примеры формальных и неформальных социальных организаций.

3. Назовите и объясните стили управления организациями.

4. Назовите отличие нации от народности, приведите примеры.

5. Приведите примеры других общностей (кроме этнических).

6. Назовите самую малую и самую большую социальные группы.

7. Приведите примеры разных социальных групп.

8. Дайте характеристику вашей студенческой группе, исходя из видов социальных групп.

9. Приведите примеры функций нескольких социальных институтов.

10. Приведите примеры дисфункций нескольких социальных институтов.

11. Чем отличается социальный институт от социальной организации?

12. Выделите социальные группы среди населения Удмуртии.

ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ

ПРЕОДОЛЕНИЯ

1. Конфликт: понятие, формы, классификация.

2. Конфликт как социальный институт: дисфункция и функциональность, институциализация и регулирование.

3. Стадии конфликта, состав и основные стратегии поведения участников.

4. Конфликты в современном мире: культурные, экономические, трудовые, политические, этнические, конфессиональные и их специфика.

Терминологический минимум:конфликт, конкуренция, экстремизм, сепаратизм, терроризм, конфронтация, соперничество, институциализация, консенсус, компромисс, инцидент, эскалация: медиаторство, арбитраж, латентность, избегание, сглаживание, итальянская забастовка, протестное поведение.

Темы докладов:

1. Концепция социально-классового конфликта К. Маркса.

2. Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа.

3. Функционалистское объяснение конфликта в концепции Г. Зиммеля.

4. Концепция альтернативных стратегий в конфликте.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2015. – 528 с.

2. Берн, Эрик. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) / Эрик Берн. – М.: Центр, 2000. – 240 с.

3. Борисов, О.С. Конфликтология. Конфликтное взаимодействие / О.С. Борисов. – СПБ.: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, 2015. – 178 с.

4. Глухова, А.В. Российская политическая конфликтология: состояние и проблемы / А.В. Глухова, Л.Н. Тимофеева // Политическая наука. – 2016. – № 2. – С. 13-37.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / Здравомыслов А.Г. – М.: Аспект-пресс, 2007. – 320 с.

6. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М.: Стрингер, 1992. – 212 с.

7. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский.– М.: ИТК Дашков и К., 2015. – 240 с.

8. Яхонтова, Е.С. Доверие в управлении персоналом. Зарубежные подходы и отечественный опыт оценки / Е.С. Яхонтова // СОЦИС. – 2004. – №9.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Что такое социальный конфликт?

2. Какие виды конфликтов Вы знаете?

3. Дайте характеристику структуры конфликта.

4. Назовите стадии конфликта.

5. Укажите способы разрешения конфликта.

ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Социологические теории личности.

2. Социальная типология личности.

3. Понятие и виды социальных норм, контроля, санкций.

4. Дискуссия на тему: «Возможности адаптации в условиях рыночного и советского обществ».

Терминологический минимум:аномия, девиантность, делинквентность, индивид, личность, ролевой конфликт, санкции, социализация, социализация вторичная, первичная, социальный контроль, социальные нормы, социальная роль, социальный статус, человек.

Темы докладов:

1. Личности советского периода и личности в условиях рыночных отношений (сравнительный анализ).

2. Причины девиантного поведения.

3. Соотношение генетического и социального начала в процессе становления личности.

Литература:

1. Лелеков, В.А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева / // СОЦИС. – 2007. – № 12.

2. Ханипов, Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.М. Ханипов // СОЦИС. – 2007. – № 12.

3. Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение / Т.В. Шипунова // СОЦИС. – 2007. – № 1.

4. Янчуновская, Т.М. Социальная характеристика женской наркопреступности / Т.М. Янчуновская, И.Б. Степанов // СОЦИС. – 2008. – № 2.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Определите свой социальный тип.

2. Отличие вторичной социализации от первичной.

3. Какой вид социализации у Вас в настоящее время?

4. Приведите примеры социальных норм, социального контроля и социальных санкций, социальной девиации.

5. Приведите примеры девиантного, делинквентного и криминального поведения.

ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Понятие и сущность культуры. Культура и ее компоненты.

2. Формы существования культуры.

3. Динамика социокультурных изменений.

4. Массовая культура исубкультура.

5. Проблемы российской культуры в условиях рынка.

Терминологический минимум:китч; контркультура; культура: духовная, массовая, материальная, народная, обыденная; обычай; ритуал; субкультура; специализированная культура; традиции; физическая культура; художественная; элитарная; язык.

Темы докладов:

1. Культура и цивилизация (сравнительный анализ).

2. Этикет как часть культуры.

3. Характеристика некоторых современных субкультур (контркультур) (сравнительный анализ).

Литература:

1. Мальковская, И.А. Эволюция зрелищ в человеческом измерении / И.А. Мальковская // СОЦИС. – 2008. – № 2.

2. Рассадина, Т.А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т.А. Рассадина // СОЦИС. – 2006. – № 9.

3. Седов, Л.А. Россия: культурно-генетическая специфика / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. – 2007. – № 7.

4. Хагуров, Т.А. Постмодернизм в плане массовой культуры / Т.А. Хагуров // СОЦИС. – 2007. – № 9.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Назовите знаково-символический элемент культуры.

2. Приведите примеры статики и динамики в культуре.

3. Назовите виды этикета и их отличия друг от друга.

4. Приведите примеры форм культур.

5. Покажите отличие молодежной субкультуры от других субкультур.

6. Приведите примеры контркультуры.

7. Покажите влияние рыночных отношений на социокультурные процессы.

ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

1. Брак: понятие и исторические формы.

2. Семья: понятие и типы.

3. Функции семьи.

4. Тенденции развития семейно-брачных отношений.

Терминологический минимум:брак, брак: групповой, моногамный, парный, экзогамный, эндогамный; стереотипы воспитания: детоцентризм, прагматизм, профессионализм; семья, семья нуклеарная, расширенная, неотрадиционная, эгалитарная, рекреационная функция, репродуктивная функция семьи.

Темы докладов:

1. Добрачное поведение (в том числе исторический обзор).

2. Распределение ролей и проблема лидерства в современной семье (в том числе исторический обзор).

3. Неполная семья: понятие, виды, проблемы.

4. Развод: понятие, причины, последствия (в том числе исторический обзор).

Литература:

1. Балабанова, Е.С. Экономическая зависимость женщины: сущность, причины и последствия / Е.С. Балабанова // СОЦИС. – 2006. – № 4.

2. Браун, Дж. Гендерные различия в здоровье / Дж. Браун, Л.В. Панова, Н.Л. Русинова // СОЦИС. – 2007. – № 6.

3. Варламова, С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян / С.Н. Варламова, А.В. Носкова, Н.Н. Седова // СОЦИС. – 2006. – № 11.

4. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи / С.И. Голод // СОЦИС. – 2008. – № 1.

5. Гурко, Т.А. Алименты: фактор качественного и количественного воспроизводства населения / Т.А. Гурко // СОЦИС. – 2008. – № 9.

6. Лысова, А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях / А.В. Лысова // СОЦИС. – 2008. – № 9.

7. Ярская-Смирнова, Е.Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова // СОЦИС. – 2008. – № 1.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. Разграничьте понятия: церковный брак, гражданский брак, пробный брак (сожительство).

2. Объясните стереотипы семейного воспитания: детоцентризм, профессионализм, прагматизм.

3. Приведите примеры стереотипов воспитания и проанализируйте.

4. Почему на первое место среди функций семьи ставится репродуктивная?

5. В чем особая значимость воспитательной функции?

6. Роль рекреационной (охранительной) функции семьи в процессе формирования личности.

7. Как изменились функции семьи в последнее время?

8. Назовите тенденции развития семейно-брачных отношений в современном мире и российском обществе.

ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

1. Религия: понятие и исторические формы.

2. Религия и магия. Функции религии.

3. Религия как культурная система.

4. Религия и секуляризация в современном мире

Терминологический минимум:Авраамические религии, деноминация, вера, секта, секуляризация, агностицизм, язычество: харизма, сакральность, мировые религии, церковь, шаманизм, тотемизм, анимизм, фетишизм, политеизм, монотеизм, двоеверие, атеизм.

Темы докладов:

1. М. Вебер: дискуссия о протестантской этике.

2. Э. Дюркгейм: религия и солидарность.

3. Современные деструктивные секты.

Литература:

1. Афанасьев, В.В. Православная социология. Учебное пособие / В.В. Афанасьев. – М.: ИНФРА-М, 2015.

2. Гараджа, В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. – М.: Инфра-М, 2005. – 348 с.

3. Батанова, П.В. О грядущих основаниях солидарности: религия и мораль в социологической теории Эмиля Дюркгейма / П.В. Батанова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2016. – № 4. – С. 67-83.

4. Васильева, Е.Н. Типологии религиозных объединений: методология и современные направления развития / Е.Н. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2015. – № 2. – С. 54-61.

5. Кольцов, В.Н. Атеизм как предмет социологического анализа / В.Н. Кольцов Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2014. – № 2. – С. 193-199.

6. Радугин, А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии / А. Радугин. – М.: Центр, 2000. – 240 с.

7. Шахнович, М.М. Религиоведение / М.М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.

Вопросы практических заданий для самостоятельной работы студентов:

1. В чем отличия магии от религии?

2. Почему Маркс называл религию «опиумом для народа»?

3. Каковы, с точки зрения функционалистов, основные функции религии?

4. Что такое новые религиозные движения? В чем их отличие от традиционных «сект»?

5. Объясните термин «эсхатология».

Наши рекомендации