Сущностные особенности концепции социального конфликта Г. Зиммеля
Понятие и причины конфликтов в воззрениях Г. Зиммеля
Следует отметить, что в видении Георга Зиммеля (1856-1918 гг.) конфликт в обществе является неизбежным явлением. При этом к одной из основных его форм он относит конфликт между обществом и отдельным индивидом. Здесь следует отметить, что общество Зиммель рассматривал в качестве совокупности некоторого количества индивидов, которые связаны между собой интеракциями, то есть межличностными взаимодействиями. Общество для него – бесконечное количество интеракций. При разрешении конфликтов, по мнению Зиммеля, ими «очищается воздух», то есть наблюдается снятие определенной напряженности в обществе. И с данной точки зрения социальные формы интеракции универсальны, то есть проявляться они могут на разных уровнях и в разных формах.[12]
То есть общество у Зиммеля представлено в качестве бесчисленного множества взаимодействий. И наиболее важным из этих взаимодействий вступает борьба. По мнению ученого, всю историю культуры осмыслить можно как историю конфликтов и последующих примирений, различий и сходств между социальными группами и отдельными людьми. Исходя из чего, предназначение конфликта заключается, прежде всего, в решении всякого дуализма, то есть это своего рода способ достижения некоего единства, даже если при этом уничтожается одна из сторон конфликта.[13]
Вместе с темпроблемы иконфликты существуют, в видении Зиммеля, далеко не только для того их разрешения, у них есть и иные задачи, которые ими выполняются независимо от своего разрешения. Ученым подчеркивается, что конфликты не существовали напрасно, даже если время его не разрешит, а заменит по форме или содержанию другим. Сама жизнь своей целью имеет создание новых форм, все более соответствующих современным реалиям, возможно, с целью задержать наступление открытой борьбы, для чего и заменяются старые проблемы новыми, и один конфликт другим.В воззрениях Зиммеля, именно таким образом выполняется настоящее предназначение жизни, являющейся борьбой в абсолютном смысле – смысле, который охватывает относительное противопоставление борьбы и мира. При этом абсолютный мир остается, в его видении, вечной мировой тайной.[14]
Бесконфликтных обществ не существует вследствие того, что априори нельзя устранить исходный конфликт между формой индивидуализации и формой социализации, между культурой и человеком. В видении ученого, источником социальных конфликтов выступает противоречие между индивидами, которые составляют общество, и формами общественной жизни.
Человек, как правило, стремится к самоопределению, к развитию собственных способностей, причем независимо от потребности общества в его способностях, вследствие чего он вынужденно вступает в некоторое противоречие с общественными требованиями, подразумевающими использование им своих сил на выполнение предъявляемых обществом функций. По мнению Зиммеля, конфликт между личностью и обществом разворачивается в самом человеке как борьба его сущностных элементов, то есть интересов, которые лежат в рамках выполняемой им общественной деятельности и, соответственно, вне этих рамок. То есть наблюдается противоречие между внутренними импульсами индивида и внешними силами.[15]
Неизбежность конфликтов, по мнению Зиммеля, обусловлена самой природой человека. В частности, основным источником возникновения и последующего развития конфликтов являются от рождения присущая людям агрессивность и априорный инстинкт борьбы, а также первичная потребность человека во враждебности. Выражается эта агрессивность и в отстаивании ими групповых интересов.[16]
То есть конфликт ученый видит не просто в качестве столкновения интересов, а в качестве выражения некой присущей самим людям, а также их отношениям враждебности. Влечение к ней у Зиммеля выступает в качестве парной противоположности потребности человека в симпатии. Он утверждает, что враждебность, как и симпатия, имеет естественный характер как,[17] следовательно, инстинкт борьбы имеет априорный характер, что только подтверждается той легкостью, с которой между людьми возникает друг к другу враждебность, перерастающая в борьбу в самых разрушительных ее проявлениях.[18]
Итак, конфликты определяются ученым как «спор», «борьба». При этом конфликт, в его видении, предстает как изменчивая переменная, проявляющая разные степени силы или интенсивности. В частности, к крайним точкам шкалы интенсивности ученый относит конкуренцию и борьбу. Борьба, в свою очередь, является, по мнению Зиммеля, беспорядочной непосредственной битвой сторон. Тогда как конкуренция является более упорядоченной взаимной борьбой сторон, приводящей к их взаимному обособлению.
Ученый говорит о том, что «характерным для социологической сути конкуренции является то, что борьба тут неявная. В том случае, когда противник устранен с пути или ему нанесен непосредственный ущерб, конкуренции здесь уже больше нет. Потому, если в других видах борьбы победа над противником приносит награду и при этом сама является наградой, то в конкуренции наблюдаются другие комбинации: если победа над конкурентом является главной необходимостью, эта победа сама по себе еще ничего не значит, однако цель всей акции достигается только благодаря тому, что обнаруживается ценность, сама по себе совершенно независимая от этой борьбы».[19]
Таким образом, под конфликтом Зиммель подразумевает противоречия, возникающие в различных сферах жизнедеятельности общества и, в первую очередь, в сфере культуры, то есть столкновение идеалов и ценностей.