Методическое обеспечение курса
а) Методические указания к выполнению и оформлению контрольных работ.
Контрольная работа представляет собой самостоятельное изучение определенной проблемы. Цель контрольной работы сводится к формированию навыков исследовательской деятельности, знакомству с литературой по теме и её осмыслению, логическому выстраиванию отобранного материала, точному подбору аргументации.
Составные части контрольной работы:
1. Титульный лист.
2. План.
3. Текст (основное содержание).
4. Список использованной литературы.
Написание работы начинается с прочтения учебных пособий, справочных изданий, научных статей, которое совмещается с конспектированием. При подготовке к контрольной работе следует в первую очередь пользоваться указанными в п.4 учебными пособиями и учебниками (как из основного списка, так и из списка дополнительной литературы), а также списком дополнительных источников по каждой из предложенных тем. При отборе материала для контрольной работы необходимо ориентироваться на примерный план самостоятельной работы. План включает несколько разделов, как-то: введение, основная часть, заключение. План может быть отчасти изменен автором работы в соответствии с используемой литературой.
Во введении выявляются цель, задачи, предмет исследования, либо приводится обзор источников по теме, либо анализируются существующие в литературе подходы к данной проблеме, определяются ключевые понятия, делается обоснование темы, либо выделяются причины, обусловившие возникновение той или иной социальной проблемы, вычерчиваются временные границы активизации данного социального явления, и т.п.
Основную часть можно структурировать по разделам, каждый из которых имеет единое основание. Все пункты плана этой части должны раскрывать тему и главную идею контрольной работы. Основной текст должен максимально полно раскрыть тему. В тексте контрольной работы обязательно приводятся цитаты, оформляются ссылки на использованные источники: в скобках указывается номер источника в соответствии с библиографическим списком и страница. Цитата должна соответствовать рассматриваемому вопросу. Объём основной части составляет примерно две трети от объёма всей контрольной работы.
В заключении подводятся итоги и делаются выводы, определяется значимость проблемы или роль того или иного социального феномена.
После заключения составляется список литературы, насчитывающий не менее 3-4 источников (или более, если они являются статьями), в число которых входят монографии, учебные пособия, хрестоматии и статьи.
При оформлении библиографического списка следует придерживаться следующих правил:
= список составляется в алфавитном порядке; если автор не указан, то книга указывается в алфавитном порядке по названию;
= каждая книга описывается по ГОСТу: фамилия, инициалы автора (если есть), полное название, место издания, издательство, год издания, кол-во страниц. Например: Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993. 317с.
либо: Сорокин П.А. Заметки социолога: социологическая публицистика /отв.ред.А.О.Бороноев. СПб: Алетейя, 2000. 315с.
либо: Западно-европейская социология Х1Х века: учеб.пособие /под общ.ред В.И.Добренькова. М.: Изд-во Междунар.ун-та бизнеса и управления, 1996. 347с.
= статья описывается следующим образом: фамилия, инициалы автора (если есть), полное название статьи, название журнала, год издания, номер издания, страницы. Например: Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория //Социологические исследования. 2003. №1. С.35-44.
= интернет-источник обязательно содержит сведения о доступе к нему. Например: Режим доступа: http: //www.blagovestnic.ucoz.ru.
Использование всей указанной основной и дополнительной литературы необязательно. В работе указываются лишь те источники, на основе которых выполнена данная работа.
Номер варианта контрольной работы должен соответствовать двум последним цифрам номера зачётной книжки (с 1 по 20) либо последней цифре номера зачётной книжки (если последние две цифры больше числа 20). Например: тема 1 будет соответствовать номерам зачётных книжек с последними двумя цифрами 31, 41, 51, 61, тема 2 – с цифрами 32, 42, 52, 62 и т.д.
Требования к контрольной работе.
При оценивании контрольной работы учитывается следующее:
= глубина изучения литературы по теме,
= степень самостоятельности в осмыслении изученного материала,
= умение выделить проблему, очертить ее границы и подобрать необходимую аргументацию,
= наличие целостной связи между частями работы,
= полнота раскрытия пунктов плана,
= правильное «техническое» оформление работы.
б) Темы контрольных работ по социологии
Тема 1. Социология как наука
Примерный план.
1. Объект и предмет социологии, их взаимосвязь.
2. Структура социологического знания.
3. Система категорий и функции социологии.
4. Место социологии в системе наук.
Дополнительные источники:
1. Асп Э. Введение в социологию. СПБ, 1999.
2. Илле М.В. К вопросу о предмете социологии //Соц.-пол. журнал. 1998. №12.
3. Кравченко С.А.Социологический энциклопедический англо-русский словарь. М.: Руссо, 2002.
4. Качанов Ю.Л.Начало социологии. М.- СПб, 2000.
5. Лоусон Т. Социология. А – Я: словарь-справочник /пер.с англ. К.С.Ткаченко. М.: ФИР-ПРЕСС, 2000. 608с.
6. Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993.
7. Социологический энциклопедический словарь /под ред.Г.В.Осипова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. 488с.
Тема 2. Классическая западная социология Х1Х-нач.ХХ вв.
Примерный план.
1. Предпосылки возникновения социологии.
2. Социологический позитивизм О.Конта и Г.Спенсера.
3. Развитие классической социологии на рубеже 19-20 веков: социологические учения Э.Дюркгейма и М. Вебера.
4. Социологическая теория марксизма.
Дополнительные источники:
1. Арон А. Этапы развития социологической мысли /общ.ред и предисл. П.С.Гуревича. М.: Прогресс - Универс, 1993. 608с.
2. Вебер М. Избранное. Образ общества /пер.с нем.. М.: Юрист, 1994. 702с.
3. Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.
4. Западноевропейская социология Х1Х века: учеб. пособие /под общ. ред В.И.Добренькова. М.: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996. 347с.
5. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
6. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
7. Мендра А. Основы социологии. М.,1999.
Тема 3. Парадигмы современной западной социологии.
Примерный план.
1. Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса и Р. Мертона.
2. Концепция социального обмена (Д.Хоманс, П.Блау).
3. Концепция символического интеракционизма (Д.Мид, Ч.Кули)
4.Эмпирическая социология США (У.Томас, Ф.Званецкий, П.Лазарфельд, Э.Мэйо и др.).
5. Социологическое наследие П.Сорокина.
Дополнительные источники:
1. Арон А. Этапы развития социологической мысли /общ. ред и предисл. П.С.Гуревича. М.: Прогресс - Универс, 1993. 608с.
2. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.
3. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб, 1997.
4. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
5. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия /Ю.Н.Давыдов и др. М., 1994.
6. Современные социологические теории общества /Ран, ИНИОН; сост. и науч. ред. А.Б.Толстова. М., 1996. 186с.
7. Филатова О.Г. История социологии. Консп. лекц. СПб, 2000.
Тема 4. Социологическая мысль в России.
Примерный план.
1. Возникновение и этапы развития российской социологии.
2. Основные направления в социологии России конца 19-20 веков.
3 Роль социологических теорий П.Лаврова, Н.Михайловского, М.Ковалевского, П.Сорокина в развитии науки.
4. Социологические взгляды А.Герцена, Н.Чернышевского.
5. Тенденции развития современной отечественной социологии.
Дополнительные источники:
1. Голосенко И.А. История русской социологии Х1Х-ХХвв. М., 1995.
2. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб, 1996.
3. Кравченко А.И. История отечественной социологии: учеб. пос. М.: Академ. проект, 2005. 618с.
4. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993. 317с.
5.Российская социологическая энциклопедия /под общ.ред.Г.В.Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 664с.
6.Сорокин П.А. Заметки социолога: социологическая публицистика /отв.ред.А.О.Бороноев. СПб: Алетейя, 2000. 315с.
7. Филатова О.Г. История социологии. Консп. лекц. СПб, 2000.
Тема 5. Методика проведения социологического исследования.
Примерный план.
1. Этапы проведения социологического исследования
2. Программа конкретного социологического исследования (КСИ) и ее разделы.
3. Методы сбора информации КСИ: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов.
4. Социологическая анкета, правила ее составления.
Дополнительные источники:
1.Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пос. для вузов. М.: Академ. проект, 2003. 286с.
2. Ельмеев В.Я., Овсянников В.Г. Прикладная социология. СПб, 1994.
3.Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологического исследования. М., 1969.
4. Методы сбора информации в социологических исследованиях /отв. ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М., 1990.
5. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. Курс лекций. М., 1998.
6. Чураков А.Н. Компьютерный контент-анализ. М., 1996.
7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пос. для вузов. М.: Добросвет, 2000. 596с.
Тема 6. Общество как система и его структура.
Примерный план.
1. Понятие общества, критерии его выделения.
2. Типологии социальных обществ.
3. Подсистемы общества.
4. Понятие социальной структуры, ее основные элементы.
Дополнительные источники:
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т.2. Социальная структура и стратификация. М., 2000.
2. Кулагина И.В. Социология: учеб. пос.: в 2 ч. Ч.1. Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. 62с.
3. Маркс К. Социология /пер. с нем. М.: Канон – Пресс-Ц: Кучково поле, 2000. 430с.
4. Смелзер Н. Социология /пер. с англ. М., 1994.
5. Сорокин П.. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
6. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. СПб, 2000.
7. Яковлев А.М. Социальная структура общества: учеб. для студ. вузов. М.: Экзамен, 2003. 407с.
Тема 7. Социальная стратификация общества.
Примерный план.
1. Социальное неравенство и социальная структура.
2. Теория социальной стратификации.
3. Стратификация советского и постсоветского общества. Проблема «среднего класса».
4. Стратификация современного западного общества.
Дополнительные источники:
1.Балабанова Е.С. Андекласс: понятие и место в обществе //Социс. 1999. №12. С.65-70.
2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. №5.
3. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия Социс. 2001. №5. С. 67-76.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Т.2. Социальная структура и стратификация. М., 2000.
5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблемы границ и численности //Социс. 2001. №5. С. 76-86.
6. Ильин В. Социальное неравенство. М., 2000.
7. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.
8. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества //Социс. 1999. №4.
Тема 8.Социальная мобильность.
Примерный план.
1. Понятие социальной мобильности, ее причины.
2. Теория социальной мобильности П.Сорокина.
3. Классификация видов мобильности.
4. Феномен маргинальности.
Дополнительные источники:
1. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия Социс. 2001. №5. С. 67-76.
2. Подойницына Н.И. Общество открытых классов: Очерки о моделях социальной структуры /отв. ред. А.О.Бороноев. Новосибирск, 1999.
3. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе //Социс. 1999. №7.
4. Россия: риски и опасности «переходного» общества /под ред. О.Н.Яницкого. 2-е изд. М.: Изд-во ИС РАН, 2000. 237с.
5. Садков Е.В. Маргинальность и преступность //Социс. 2000. №4.
6. Сорокин П.. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
7. Социальное расслоение и социальная мобильность. М.: Наука, 1999.
8. Филатова О.Г., Филин Ю.Н. Социальная стратификация и мобильность в обществе. СПб, 1998.
Тема 9. Социальные институты.
Примерный план.
1. Понятие социального института, его функции и дисфункции.
2. Институт как социальная организация.
3. Институт как нормативная система.
4. Динамика социальных институтов, их трансформация..
Дополнительные источники:
1.Быченков В.М. Институты: сверхколлективные социальные образования и безличные формы социальной субъектности. М., 1996.
2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Ч.4.
3. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. М., 1999.
4. Кулагина И.В. Социология: учеб. пос.: в 2 ч. Ч.1. Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. 62с.
5. Смелзер Н. Социология /пер. с англ. М., 1994.
6. Фролов С.С. Основы социологии: учеб. пособие. М., 1997.
Тема 10. Социология образования.
Примерный план.
1.Социальный институт образования, его функции.
2. Образование как система, его элементы.
3. Место образования в системе социализации личности.
4. Этапы развития образования в России.
5. Кризис образования: причины, пути выхода.
Дополнительные источники:
1.Болотин И.С., Козлова О.Н. Социология и образование //Социс. 1997. №3.
2. Борцов Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения. М., 1997.
3. Волков Ю.Г. О системе дополнительного профессионального образования //Соц.-гум. Знания. 2000. №5.
4. Добрускин М.Е. Школа и вуз: преемственность или обососбленность //Социс. 2000. №6.
5. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию //Социс. 2000. №6.
6. Сиверцева Н.Л. Становление государственной системы образования в России //Социс. 1996. №№11,12.
7. Шаповалов В.А. Высшее образование в социокультурном контексте. М., 1996.
Тема 11.Социология молодежи.
Примерный план.
1.Моложежь как социально-демографическая группа. Социальный статус молодежи.
2. Специфика социализации молодежи.
3. Молодежь в условиях российских реформ. Государственная молодежная политика.
4. Молодежные субкультуры и контркультуры. Молодежные движения.
Дополнительные источники:
1. Бабочкин П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы //Соц.-гум. знания. 2001. №1.
2. Козлова О.Н. Молодежь и общество на рубеже веков //Соц.-гум. знания. 2000. №1.
3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория //Социологические исследования. 2003. №1. С.35-44.
4.Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.
5. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи //Социс. 1998. №5.
6. Молодежная субкультура. Одесса, 1999.
7. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи //Социс. 2000. №12.
8. Шаронов А.В. Молодежная политика в свете концепции устойчивого развития //Соц.-пол. ж-л. 1996. №6.
Тема 12. Социология малых групп.
Примерный план.
1.Понятие социальной группы в социологии. Большие и малые группы.
2. Признаки малой группы, ее виды.
3. Групповая структура и групповые роли. Лидерство в группе.
4. Групповая динамика.
5. Факторы групповой сплоченности.
Дополнительные источники:
1.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М., 1990.
2. Качанов Ю.Л., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? (о проблеме реальности в социологии) //Социологические исследования. 1996. №12.
3. Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства //Соц.-гум.знания. 1996. № 4.
4. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Психология малой группы. М., 1996.
5. Кулагина И.В. Социология: учеб. пос.: в 2 ч. Ч.1. Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. 62с.
6. Лукичев П.Н., Скорик А.П. Поведенческая типология студенческой группы //Социс. 1995. №7.
7. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.
8. Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: К методологии исследования //Социс. 1996. №11.
Тема 13.Социология организаций.
Примерный план.
1.Определение организации, ее внутренняя структура.
2. Современные теории организаций.
3. Типология организаций.
4. Феномен бюрократии в обществе.
Дополнительные источники:
1.Брайович А.С. Типы организаций и их структуры //Социс. 1998. №12.
2. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера //Вопросы философии. 1991. №3.
3. Гизз Ф. Бюрократия и конституция //Социс. 1995. №7.
4. Громкова М.Т. Организационное поведение. М., 1999.
5. Комаров С.В., Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера, консультанта по управлению //Социс. 2000. №1.
6. Пригожин А.И. Современная социология организаций: учебник. М., 1995.
7. Теория организации /под ред. В.Г.Алиева. М., 1999.
Тема 14. Социология семьи.
Примерный план.
1. Семья как социальный институт и малая социальная группа: признаки и функции.
2. Понятие брака. Исторические формы семьи и брака.
3. Типология семейных структур и их разновидности.
4. Ролевые отношения в семье.
5. Кризис института семьи. Тенденции развития семейно-брачных отношений.
Дополнительные источники:
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.
2. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.
3. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества //Социс. 2003. №7.
4. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности /пер.с фр. М.Иолшина. 2-е изд., стер. М.: URSS: КомКнига, 2007. 149с.
5. Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1983.
6. Социология семьи: учебник /под ред. проф. А.И. Антонова. 2-е изд. М., 2007.
7. Черняк Е.М. Социология семьи: учеб. пос. 3-е изд., перераб и доп. М.: Дашков и К, 2004. 236с.
8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21.
Тема 15. Социология личности.
Примерный план.
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».
2. Личность как объект социологического анализа.
3. Концепции развития личности в западной и отечественной науке (марксистская, ролевая, диспозиционная). Структура личности.
4. Процесс социализации личности: стадии, способы, средства.
Дополнительные источники:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
2. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.
3. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
4. Кули Ч. Социальная самость //Американская социология: Тексты. М., 1994. С.316-329.
5. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.
6. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
7. Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб, 1997.
Тема 16. Социальный контроль и девиантность.
Примерный план.
1. Социальный контроль, его элементы.
2. Понятие социальной санкции, ее функции. Типы санкций.
3. Понятие девиации. Виды девиантных проявлений.
4. Теории девиантного поведения.
Дополнительные источники:
1.Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса общества. СПб, 1995.
2.Бабосов Е.М. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения //Прикладная социология. Минск, 2000.
3. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.). Тенденции и социологическое осмысление. СПб, 2000.
4.Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб, 1998.
5. Иванов В.И. Девиантное поведение: причины и масштабы //Соц.-пол. ж-л. 1995. №2.
6. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонения. М., 1996.
7. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним //Американская социология: М., 1972. С.282-296.
8. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социс. 1992. №3. С.105.
9. Смольков В.Г. Социальный контроль //Соц.-гум.знания. 2000. №4.
10. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности //Социс. 2004. № 12.
Тема 17. Социология конфликта.
Примерный план.
1.Конфликтологическая парадигма в социологии (Р.Миллс, Л.Козер, Р.Дарендорф и др.).
2. Понятие социального конфликта. Типы и виды конфликтов.
3. Динамика развития конфликта.
4. Методы регулирования и разрешения социальных конфликтов.
5. Социальные конфликты в современной России.
Дополнительные источники:
1.Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. 524с.
2. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000.
3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: учеб. пос. для студ. вузов. 2-е изд., доп. М.: Аспект-Пресс, 1996. 317с.
4. Козер Л. Функции социального конфликта /пер. с англ. О.Назаровой; под общ. ред. Л.Г.Ионина. М.: Идея-Пресс, 2000. 205с.
5. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб, 2000.
6. Светлов В.А. Управление конфликтом: новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях: учеб. пос. СПб: Росток, 2003. 135.
7. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997. Гл.11.
Тема 18.Социальные изменения и процессы.
Примерный план.
1. Основные понятия социальной динамики.
2. Теории социальных изменений.
3. Теории модернизации.
4. Социальные движения как фактор Теории социальных изменений.
5. Социальный прогресс и регресс. Процессы глобализации в современном мире.
Дополнительные источники:
1.Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.
2. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000.
3. Здравомыслов А.Г. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб, 1993.
4. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
5. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998.
6. Тоффлер А. Футурошок. СПб, 1994.
7. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
8. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное исследование цивилизаций. М., 1999.
Тема 19. Экономика как социальный институт.
Примерный план.
1.Предмет и задачи экономической социологии.
2. Основные концепции экономических школ Запада.
3. Экономические системы и модели поведения.
4. Переход России к экономической системе рыночного типа: проблемы и перспективы с позиций социологии.
Дополнительные источники:
1.Верховин В.И. В поисках предмета экономической социологии //Социс. 1998. №1.
2. Грошев И.В. Экономические реформы России сквозь призму русской ментальности //Соц.-гум.знания. 2000. №6.
3. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, 1999.
4. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1998.
5. Ронге Ф. Условия жизни в России //Социс. 2000. №3.
6. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск, 2000.
7. Хиршман А. Рыночное общество: противоположные точки зрения //Социс. 2001. №3.
8. Экономическая социология: предмет, статус, структура, место в учебном процессе («круглый стол») //Социс. 1999. №6.
Тема 20. Социология культуры.
Примерный план.
1. Понятие и сущность культуры.
2. Проблема культуры в социологической теории.
3. Взаимосвязь экономики, социальных отношений и культуры в обществе. Культура и рынок.
4. Тенденции развития культуры в современном мире.
Дополнительные источники:
1. Актуальные проблемы культуры ХХ века. М., 1993.
2. Белова Т.В. Культура и власть. – М., 1991.
3. Бутенко И.А. Социология культуры времен поздней и ускоренной модернизации //Социс. 2001. №4.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.
5. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.
6. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире //Новый мир. 1991, № 1.
7. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
8. Шмидт В.Р., Шуршин К.В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода //Социс. 2000. №7.
6 Примерные вопросы к зачету по социологии.
1. Исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
2. Соотношение объекта и предмета социологии.
3. Основные функции социологии.
4. Макро- и микросоциология: предметные зоны и уровни социологического знания.
5. Структура социологии как науки. Специальные социологические теории.
6.Взаимоотношение социологии с социальной философией, историей, психологией, экономическими и политическими науками.
7. Возникновение социологии. Социологический позитивизм. О.Конт, Г.Спенсер.
8. Развитие классической социологии в Западной Европе. Г.Зиммель, Ф.Теннис.
9. Система социологических воззрений Э.Дюркгейма и М.Вебера.
10. Формирование социологической мысли в России.
11. Парадигма структурно-функционального анализа в социологии США.
12. Конфликтологические теории в социологии.
13. Теория символического интеракционизма.
14. “Общество” как социокультурная система. Социальное пространство и социальное время в контексте социологии.
15. Типология обществ.
16. Социальная структура общества: понятие, подходы к изучению.
17. Понятие и принципы социальной стратификации.
18. Социальная мобильность и ее виды.
19. Проблема среднего класса в России.
20. Интеллигенция как социальная группа.
21. Маргинальность как социальное явление.
22. Статус, престиж, ранг, власть, доход в системе стратификации.
23. Бюрократия как форма организации современного общества.
24. Специфика социальной структуры современного российского общества.
25. Понятие социального института, его структура, функции, типология.
26. Культура как социальная система.
27. Политика как социальный институт. Гражданское общество и государство.
28. Образование и наука как социальные институты.
29. Экономика как социальный институт.
30. Семья как социальный институт.
31. Понятие личности в социологии. Теории развития личности.
32. Типология личности. Социальная структура личности.
33. Ролевая теория личности в социологии.
34. Социализация личности: сущность и механизм.
35. Девиантное поведение как социологическая проблема.
36. Социальный конфликт: понятие, динамика развития, типология.
37. Социальная организация, ее место в социальной структуре.
38. Молодежь как социально-демографическая группа. Молодежная субкультура.
39. Социальная группа: понятие, признаки, типология.
40. Основные проблемы этносоциологии.
41. Структура социологического исследования: его этапы и их специфика. Виды социологического исследования.
42. Программа социологического исследования: проблема, цель, задачи, гипотезы.
43. Методы сбора информации в социологическом исследовании, их особенности, достоинства, недостатки.
44. Требования к составлению анкеты. Виды вопросов в анкете.