Институционализация отечественной социологии после событий 1917 г.
Признание социологии на государственном уровне произошло только после Февральской революции. Большую роль в этом сыграл П.А.Сорокин, ставший в это время секретарем А.Ф.Керенского по проблемам науки. После событий 1917 г. процесс институционализации социологии становится более интенсивным.
Постепенно начинают появляться секции, союзы и ассоциации по изучению общественных наук во многих университетах России: Казань, Томск, Владивосток. В октябре 1918 г. был организован Социобиблиологический институт - одна из задач которого была популяризация социологических знаний. В 1919 году возобновляет свою работу “Русское социологическое общество им.М.М.Ковалевского”.
После Октябрьской революции советское правительство поддержало переход к всеобщему социологическому образованию. Основой такого решения было предположение о единстве марксистского социализма и социологии. Социология стала обязательным предметом не только во всех высших, но и средних школах. Но данный переход к всеобщему социологическому образованию был совершенно не подготовлен ни теоретически, ни организационно. Профессионально подготовленных преподавателей по социологии в России не было. Не было необходимого количества и учебников.
Правительство, увидев, что многие преподаватели излагают социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило преподавать ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. К 1921-22 уч. году она, как таковая, была изъята и вместо социологии было введено изучение так называемой "политической науки", состоявшей из ряда курсов: "Коммунизм", "История коммунизма", "История коммунистической революции" и др. Таким образом, положение академической социологии стало еще хуже, чем было до революции 1917 г. Социологию полностью перенесли в "Исследовательские институты". После ликвидации Исследовательских институтов в 1922 г., социология как предмет преподавания также была ликвидирована.
Процессы, происходящие после революции, в конечном итоге привели к размежеванию между буржуазными (немарксистскими) и марксистскими социологами. Часть представителей старого поколения, которая не захотела или не смогла смириться с советской властью в конце 1922 г. была отстранена от преподавания в университетах и институтах и выслана из страны. Около 160 деятелей науки и культуры было выслано в это время из России (П.А.Сорокин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, П.Б.Струве и др.). Другая часть старого поколения сумела найти свое место в появившейся новой советской науке (Н.И.Кареев, Н.А.Гредескул,К.М.Тахтарева).Почти все представители молодого поколения сразу положительно восприняли революцию и приняли активное участие в дальнейшем развитии социологической мысли в России.
В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии. В это время почти во всех петроградских вузах были созданы кафедры общественных форм. А с 1923/24 учебного года впервые в университете и институтах Петрограда были введены лекции и семинары по историческому материализму. С этого времени в ленинградских вузах начинается преподавание "подлинно научной социологии".
Следует отметить, что уже в начале 20-х годов Коммунистической партией и Советским государством была создана система новых научных учреждений, с помощью которых они организовали решительное наступление на "реакционную буржуазную идеологию". Созданные учреждения помогли начать планомерное изучение проблем марксистской философии, социологии, политической экономии, развернуть исследования истории с марксистско-ленинских позиций, приступить к широкой подготовке молодых ученых и преподавателей-марксистов для высшей школы (Институт красной профессуры в Москве, Научно-исследовательский институт при Коммунистическом университете в Питере, Коммунистические университеты в Омске, Харькове, Казани, Смоленске и других городах). В 1924 г. Социалистическая академия общественных наук, основанная в 1918 г., была переименована в Коммунистическую академию. В 1925 г. при Коммунистической академии были созданы общество статистиков-марксистов и Общество историков-марксистов. К концу 1924 г. прекратили свою деятельность Философское общество, Вольная философская ассоциация и другие независимые объединения обществоведов. В это время перестали издаваться журналы "Мысль", "Экономист" и другие, на страницах которых популяризовались идеи немарксистских философов и социологов. Таким образом, к этому времени немарксистские социологи были вынуждены не только прекратить свои исследования, но и вообще какую бы то не было научную и публицистическую деятельность.
Все этапы становления и развития социологии сопровождались спорами о её предмете. Эти споры продолжались и после революции. Для первой половины 20-х годов ХХ в. и частично для второй было характерно абстрактное представление предмета социологии. Во многом это объяснялось значительным влиянием в первые годы Советской власти на развитие советской социологической мысли немарксистской социологии.
Ученые-марксисты сформулировали и обосновали центральную категорию исторического материализма - "общественная экономическая формация". В связи с этим основной задачей научной социологии стало изучение ее возникновения, а также развития и функционирования по объективным общественным законам.
Исторический материализм, как известно, является составной частью марксистской философии. Это наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций. А так как социология - это наука об обществе, то естественно возник вопрос, как соотносится социология и исторический материализм. Решение этого вопроса растянулось на десятилетия.
В центре дискуссий 20-х годов ХХ в. находилась написанная Н.И.Бухариным книга "Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии" (1921). Данная работа в философском плане дала толчок многочисленным дебатам о "механизме" и "диалектическом материализме", которые продолжались до конца 20-х годов ХХ в. В это же время оживленно дискутировался широкий круг теоретических вопросов (о составных частях теории марксизма, о содержании понятий "общественно-экономическая формация", "базис" и "надстройка", "производительные силы" и "производственные отношения", о предмете марксистской социологии, о проблемах классовой структуры и др.).
Оппоненты Н.И.Бухарина отстаивали точку зрения, что исторический материализм это не социология, а составная часть философии диалектического материализма, которая является методологией социальных наук. Таким образом превалировало в основном мнение, что исторический материализм как марксистская социология является не особой наукой, а лишь составной частью философии, применением диалектического материализма к сфере общественных явлений.
Основные положения марксистской социологии как и исторического материализма следующие: первое - выделение производственных отношений, второе - понятие общественно-экономическая формации и третье - взгляд на развитие и смену общественно-экономических формаций как на естественно-исторический процесс. Эти же положения составляют основу исторического материализма. Поэтому исторический материализм определялся, с одной стороны, как составная часть марксистско-ленинской философии, а с другой стороны, одновременно с этим - как общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций.
Следует отметить, что 20-е годы ХХ в.были наиболее творческим периодом в истории советской социологии. В это время были сформулированы многие идеи, которые на многие годы определили содержание внутримарксистских теоретических споров. Проведенные дискуссии по основным понятиям исторического материализма показали, что существуют самые различные точки зрения.
Наряду с серьезными шагами, сделанными в области теоретического социологического знания, советские социологи-марксисты в 20-30-х годах ХХ в. также провели ряд социальных и социологических исследований. Именно 20-е годы ХХ в., с полным на это правом, могут быть названы периодом становления конкретных социологических исследований в СССР. В эти годы появляются первые зачатки различных отраслевых социологий и широкое распространение получило проведение эмпирических исследований.
С первых лет советской власти в нашей стране важной задачей было формирование подлинно научных знаний социологии, опирающейся на научно достоверные факты. В.И.Ленин отмечал огромную роль социальных и гуманитарных наук, в том числе и социологии, для понимания объективных законов общественного развития.
Переписи населения, проведенные в СССР в 1920 и 1926 гг., помогли получить интересную социальную статистику по проблемам классовой структуры страны, культуры, образования и т.д. В это время много внимания уделялось проблемам труда. Значительное число социологических исследований было проведено в сфере труда. Результаты проведенных исследований широко публиковались. В них содержались ценные социологические подходы и идеи, часть которых не потеряли своего значения и до настоящего времени.
Появились первые работы, выполненные по исследованию структуры рабочего класса. Большое внимание уделялось также изучению крестьянства. Исследователей интересовали как проблемы его внутреннего расслоения, так и имевшее место расслоение по отдельным группам и регионам.Следует отметить, что высокий уровень развития в это время достигла и сельская социология. В связи с задачами индустриализации, развития науки, культуры и образования ряд исследователей посвятили свои работы изучению интеллигенции. В 20-е годы ХХ в. стали широко проводиться исследования бюджета времени трудящихсяво всех сферах общественного производства. Уделялось внимание и изучению условий жизни, материального положения различных категорий населения в послереволюционный период.
Особое внимание уделялось исследованию проблем молодежи, наиболее важной в этот период была проблема труда молодежи. Благодаря проведенным социологическим исследованиям Советское государство приняло ряд специальных решений, направленных на преодоление существующих проблем.
Конкретные социологические исследования проводились и по проблемам бракаи семьи. Было проведено большое количество исследований, направленных на изучение средств массовой информации, а также связанных с проблемами образования и воспитания. Изучалось общественное мнение, интересы читателей, а также зрителей театра и кино. Проводимые исследования оказывали большую помощь государственным организациям в ликвидации неграмотности и культурной отсталости трудящихся. Исследования, проведенные советскими социологами-марксистами имели большую научную ценность и внесли большой вклад в развитие социологии. Но уже в конце 20-х - начале 30-х гг. ХХ в. социологические исследования начинают свертываться. Режим личной власти не нуждался в социологии, науке, которая раскрывала противоречия общественных процессов широкого социального и локального характера. Тоталитарная система не считала нужным их изучать.
В проведенной в 1929 г. Институтом философии Коммунистической академии дискуссии по проблемам философии и социологии проявилась полная "теоретическая" переориентация взглядов социологов и философов на социологию, уже никто не считал, что исторический материализм - это социология марксизма. 30-е годы ХХ в. - это время окончательного утверждения марксизма в качестве идеологической основы общества. Социология объявляется философской наукой, и начинается ее упадок.
В конце 30-х годов ХХ в. на судьбу социологии сильно повлияла канонизации выдвинутых И.В.Сталиным различных теоретических положений (рис.6). Он "упразднил" в директивном порядке существующее самостоятельное положение социологии.В результате чего целая область научного социального знания - исторический материализм - была "зачислена" в разряд философского знания. Это привело к тому, что важнейшие составные части социологии стали рассматриваться только на философском, т.е. абстрактно-теоретическом уровне, а конкретные социологические исследования процессов, явлений социальной жизни были полностью прекращены, как и дальнейшие разработки методов таких исследований.
В период культа И.В.Сталина социология была занесена в "черный список" буржуазных наук и запрещена,а термин "социология" полностью изымается из употребления |
Отношение к социологии, в период с 30-х по конец 50-х гг. ХХ в., как к “буржуазной лженауке”, именно такое определение давалось ей в некоторых словарях того времени, было обусловлено, во-первых, тем, что в обществе в это время необходимо было многое скрывать, не допускать публикования истинного положения дел, а, во-вторых, тем, что за рубежом шло активное развитии социологии.В монографиях по историческому материализму, изданных в период между 30-ми и 60-ми годами ХХ в., социальные явления и процессы анализировались предельно идеологизированно на крайне общем абстрактно-теоретическом уровне, в полном отрыве от реальной жизни. В это время в науке об обществе господствовали догматизм и схоластика.
Мало того, что социологические методы конкретного исследования общества вообще не использовались, но они еще были противопоставлены социологическому знанию как преимущественно философскому. Конкретное изучение явлений и процессов социальной жизни было полностью запрещено.