Рекрутация современной элиты из советской
номенклатуры, %
Группы элиты | Окружение Президента | Лидеры партий | Региональная элита | Правительство | Бизнес-элита |
Всего из советской номенклатуры | |||||
В том числе из: партийной | |||||
комсомольской | |||||
советской | |||||
хозяйственной | |||||
другой |
Источник: Общая и прикладная политология / Под. ред. проф. В.И. Жукова, проф. Б.И. Краснова. М., 1997. С. 624.
Обстоятельное исследование процессов трансформации советской номенклатуры в российскую элиту, проведенное сотрудниками Института социологии РАН под руководством О.В. Крыштановской, свидетельствует о правомерности этого вывода. Социологи изучили 3610 биографий членов элит: 1996 человек — брежневской, 789 — горбачевской, 825 — ельцинской, а также взяли глубинные интервью у членов элиты, провели контент-анализ прессы, экспертные опросы и анализ статистики, т.е. применили весь арсенал методов эмпирического исследования. Исследовательская группа выделила следующие «сквозные» функциональные группы элиты: высшее руководство, правительство, парламент, партийные лидеры, региональное руководство, бизнес-элита. В состав современной российской политической элиты были включены: Президент РФ и его ближайшее окружение, Правительство РФ, депутаты Федерального Собрания РФ (лидеры крупнейших партий и главы региональных администраций в большинстве своем входят в состав Федерального Собрания) [Крыштановская..., 269— 271]. На основе обобщения фактического материала социологи выявили основные направления трансформации старой элиты в новую: приватизация финансов, сфера распределения, международные контакты, наиболее рентабельные виды производства [Там же, 277—293], и пришли к выводу, что в России произошла «революция, в которой победило молодое поколение номенклатуры» ичто эта революция привела к перераспределению власти «между группой более молодых, прагматичных номенклатурщиков, часть которых стала политиками, часть — бизнесменами» [Там же, 294]. Что представляет собой новая российская политическая элита? Об этом можно судить на основе анализа состава высших законодательных органов страны. Рассмотрим состав Государственной Думы первого (1993), второго (1995) и третьего (1999) созыва (табл. 12, 13).
Таблица 12
Социальный состав Государственной Думы
Первого созыва (1993)
Социальные группы | % от общего числа депутатов Госдумы |
Работники науки, культуры, искусства, образования | |
Работники исполнительных органов власти | |
Работники аппарата общественных организаций | |
Предприниматели | |
Работники сельского хозяйства | |
Работники правоохранительных органов | |
Инженерно-технические работники | |
Работники представительных органов власти | |
Работники средств массовой информации | |
Военнослужащие | |
Рабочие | |
Другие группы |
Источник: Думский вестник. 1994. № 1. С. 8.
Таблица 13
Социальный состав Государственной Думы
второго (1995) и третьего (1999) созывов*
Социальные группы | % от общего числа депутатов Госдумы | |
1995 г. | 1999 г. | |
Работники законодательных органов власти | ||
Работники исполнительных органов власти | ||
Работники органов местного самоуправления | ||
Работники аппарата общественных организаций | ||
Инженерно-технические работники | ||
Работники науки, культуры, искусства, образования | ||
Работники средств массовой информации | ||
Работники правоохранительных органов | 1,5 | 1,5 |
Другие группы | 19,5 | 18,5** |
Источник: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. М., 1996. С. 9—10.
* Рассчитано по кратким биографиям депутатов [см.: Власть. 2000. № 3. С. 20—44].
** В Госдуме этого созыва 13% депутатов до избрания были руководителями госпредприятий, а 3,5% — предпринимателями.
Надо отметить несопоставимость категорий учета качественного состава не только Верховного Совета РСФСР (см. табл. 10) и Государственной Думы разных созывов (см. табл. 12, 13). Тем не менее попытаемся выявить признаки присутствия в этих органах прежней и нынешней правящей элиты. В Госдуме первого созыва половину депутатов составляли специалисты технического и гуманитарного профилей, половину — работники государственного аппарата, руководители предприятий и предприниматели. В Думе второго и третьего созывов преобладали работники органов законодательной власти (46 и 42% соответственно). Среди новых депутатов много тех, кто уже работал в представительных органах федерального и регионального уровней. Вторая по численности группа депутатов состояла из руководителей предприятий, а также работников органов исполнительной власти федерального и регионального уровней (всего 23% в Думе второго созыва и 29,5% в Думе третьего созыва).
Мы видим, что в 1993 г. еще наблюдались реликты советской системы представительства (только без рабочих и крестьян): функционеры + специалисты. В 1995 и 1999 г. более 40% депутатов профессионально занимались законотворчеством, а около четверти — государственным управлением. Важно и то, что около трети депутатов третьей Думы были депутатами второй и первой Дум, а часть впервые избранных депутатов была народными депутатами СССР и РСФСР. Это говорит о том, что депутатская деятельность в России все больше становится профессиональной.
Совет Федерации — Верхняя палата Федерального Собрания — в настоящее время образуется из руководителей администрации и органов представительной власти субъектов Федерации (предполагается замена руководителей представителями обеих региональных властей). Эта палата обновляется после региональных выборов. В Федеральном Собрании представлены следующие группы российской правящей элиты: лидеры наиболее влиятельных, партий и движений, региональные лидеры, работники госадминистрации, предприниматели. Остальные группы правящей элиты сосредоточены в правительстве и аппарате Президента. Разумеется, надо учитывать и наличие контрэлиты — лидеров и активистов различных политических партий и общественных организаций, не представленных во всех перечисленных структурах и образующих оппозицию политическому курсу этих структур. Кроме того, оппозиция существует и в самих структурах, например в Государственной Думе (фракции КПРФ, «Яблоко» и др.). Имеются противоречия и между федеральной и региональными элитами, но это обычное явление для любого правящего меньшинства.
Для нормального функционирования элиты в условиях демократии важны не только отношения между ее отдельными группами, но и отношение к ним основной массы рядовых граждан. Составить представление об этом можно на основе всероссийских исследований, проведенных различными социологическими центрами. Необходимо разделить данные, полученные до 1999 г. и с начала 2000 г. (рис. 23, 24).
Анализ этих данных показывает, что уровень доверия населения к основным группам российской политической элиты во второй половине 90-х годов XX в. был различным. Наибольшим доверием пользовались руководители регионов. Доверие Правительству, Совету Федерации, Государственной Думе было намного ниже, но практически не менялось в течение всего периода. Доверие Президенту росло до 1997 г., а в 1998 г. резко снизилось (как и доверие руководителям регионов). Эти данные свидетельствуют о нарастании кризиса власти, который в декабре 1999 г. вынудил Б.Н. Ельцина добровольно уйти в отставку.
.
|
Вопрос:
Рис. 23. Динамика отношения населения России к различным группам политической элиты
(Всероссийские опросы ИСПИ РАН, 1995¾1998).
Источник: Россия: преодоление национальной катастрофы. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1998 году /Под ред. Г.В, Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М., 1999. С. 173 (за 1995 и 1996 г. данных по Администрации Президента нет).
Парламентские (1999) и особенно президентские (2000) выборы изменили ситуацию в стране. Сложилось новое соотношение основных группировок политической элиты, которое способствовало изменению отношения населения к ним. Об этом свидетельствуют Всероссийские опросы Фонда «Общественное мнение» (рис. 24).
К этим данным следует добавить результаты замеров личного рейтинга Президента В.В. Путина. «Положительно, с доверием» к нему относились: 44% опрошенных во II квартале 2000 г., 40% ¾ в III квартале, 38% ¾ в IV квартале и 39% ¾ в начале 2001 г. [Поле мнений…, 9].
С учетом различия инструментария этих опросов можно утверждать, что в 2000 г. в сравнении с предшествующим периодом возрос уровень доверия населения группам политической элиты, действующим в сфере федеральной исполнительной власти. Уровень доверия группам элиты, представленным в региональных органах исполнительной власти, несколько снизился, а уровень доверительной власти, практически не изменился. Эти данные можно рассматривать как свидетельство приостановки того процесса делегимитации власти политической элиты России, который наблюдался в течение второй половины 90-х годов ХХ в.[3] Более того, в начале 2001 г. четко обозначился определенный рост доверия населения практически ко всем группировкам российской правящей элиты в сравнении с последним кварталом 2001 г. (см. рис. 24).
|
Рис. 24. Динамика отношения населения России к различным группам политической элиты (2000¾2001)
Источник: Поле мнений. Дайджест результатов исследований. Вып. 07. Январь 2001. С. 10.
Повышение уровня доверия элите со стороны населения создает благоприятные условия для повышения эффективности осуществляемого ею руководства государственной администрацией. Однако элита не может успешно руководить администрацией без сотрудничества с общественностью (ориентированных на политическое участие граждан), которая разделена на множество борющихся за влияние на администрацию группировок.
Эффективность гражданского контроля над администрацией зависит от характера взаимоотношений не только различных группировок правящей элиты, но и от характера взаимоотношений элиты и общественности, от мнения которой в свою очередь во многом зависит степень доверия основной массы рядовых граждан правящей части политической элиты.
Основные выводы
• Общим для различных вариантов теории власти (классический элитизм, демократический элитизм, плюрализм) является утверждение о том, что обществом на любой стадии его развития управляет меньшинство — политическая элита.
• Политическая элита делится на правящую и оппозиционную части, каждая из которых состоит из множества группировок, борющихся за контроль над государственной администрацией (чиновниками).
• Правящая элита осуществляет в политической системе функцию руководства государственной администрацией, которая непосредственно управляет всем остальным населением.
• Система представительной демократии создает условия для контроля над элитой со стороны активных рядовых граждан (общественности).
• В обществе существует множество групп интересов, которые конкурируют друг с другом в борьбе за влияние на государственную администрацию и препятствуют монополизации власти правящей элитой.
• В современных западных промышленно развитых странах правящие элиты воспроизводятся в основном за счет представителей высших классов или высшего слоя среднего класса. Имеющийся в их распоряжении экономический, политический и культурный капитал дает им больше шансов для выдвижения на государственные должности в сравнении с выходцами из рабочего и низшего класса.
• В советский период истории России правящая элита рекрутировалась главным образом за счет представителей низших классов (крестьян-бедняков и неквалифицированных рабочих). Элита современной России сформировалась в основном из представителей младшего поколения бывшей советской номенклатуры (руководителей партийных, советских, профсоюзных, комсомольских органов, а также директоров предприятий).
• В период проведения радикальных экономических и политических реформ (90-е годы XX в.) правящая элита России пользовалась незначительным доверием населения, что в определенной мере снижало эффективность ее деятельности и мешало решению накопившихся проблем. Отчасти это было обусловлено низким профессионализмом постсоветской правящей элиты, ее некомпетентностью и неумением действовать в условиях демократического режима.
• Новое поколение российской политической элиты состоит в основном из людей, обладающих достаточно высоким экономическим, политическим и культурным капиталом, подготовленных к профессиональной политической деятельности и стремящихся заниматься ею на постоянной основе.
• Начало XXI века характеризуется ростом доверия населения России ко всем группам политической элиты и более благоприятными возможностями для развития системы представительной демократии. Реализация этих возможностей во многом зависит от характера взаимодействия как основных группировок правящей элиты, так и последних с активной частью различных общественных классов и слоев.
Основные понятия
Политическая элита | Представительная демократия |
Прямая демократия | Демократия соучастия |
Полиархия |
Наиболее важные термины
Правящая элита | Группы интересов |
Неофициальные группы интересов | Официальные группы интересов |
Сообщественная демократия | Базовая социальная группа |
Политическая мобилизация |
Контрольные вопросы и задания
для самостоятельной работы
1. Дайте определение понятия «элита» и назовите виды элит.
2. Что такое правящая элита?
3. Из каких групп состоит правящая элита?
4. Какую роль играет политическая элита в условиях представительной демократии?
5. Чем отличаются официальные и неофициальные группы интересов?
6. Какие социальные группы входят в состав правящей элиты США?
7. Из каких классов рекрутируется правящая элита стран Северной Америки и Западной Европы?
8. Из представителей каких классов состояла советская правящая элита?
9. Проанализируйте социальный состав депутатов Государственной Думы первого, второго и третьего созывов и назовите представленные в ней части политической элиты России.
10. Чем отличается динамика доверия населения различным группам правящей элиты в 90-е годы XX в. от динамики доверия в 2000¾2001 гг.?