Матрица интеркорреляций пяти переменных (А, В, С, D, Е)
А | В | С | D | Е | |
А | 0,96 | 0,90 | 0,01 | 0,06 | |
В | 0,96 | 0,15 | 0,85 | 0,95 | |
С | 0,90 | 0,15 | 0,02 | 0,14 | |
D | 0,01 | 0,85 | 0,02 | 0,60 | |
Е | 0,00 | 0,95 | 0,14 | 0,60 |
Связи между выделенными переменными можно описать графом, изображенном на рис. 16.
Между вершинами Л, В и С существуют взаимосвязи
Кл*=0'96» Клс=0>9°; квс=0'15* Связь RBC можно опустить, так как она намного слабее ("длиннее"), чем связь С и В через вершину А.
Рис. 16. Корреляционный граф по методу Выханду.
Иными словами, переменная А является для В и С либо объясняющей, либо интерпретирующей (В и С связаны как сопутствующие).
Иная связь между вершинами В, D и Е. Все они взаимодействуют на уровне R более 0,60. Но каждая из них связана с вершиной С очень слабо (от 0,02 до 0,14, в графе эти связи опущены). В является промежуточной между А, с одной стороны, Е и D — с другой, так как связи ЕсА гораздо слабее, чем их связи с В, которая, в свою очередь, тесно связана с А
В корреляционном графе отображаются лишь те связи между вершинами, которые соединяют их кратчайшим путем (т. е. являются наиболее тесными), и опускаются другие, менее тесные связи. На языке теории графов [22] это означает, что мы разрываем замкнутые дуги и оставляем только те ребра, которые связывают вершины наиболее тесно.
Поиск скрытой (потентной) структуры взаимосвязей множества переменных. Эффективная процедура для достижения этой цели — факторный анализ9 [145,148, 151, 210]. Сначала устанавливаются парные
9 Приемы факторного анализа были разработаны психологами и первоначально использовались для выявления структуры интеллекта, а затем — для дифференцирования разнообразных психических свойств, корреляции всех изучаемых переменных, а затем отыскиваются своего рода корреляционные плеяды или "узлы" связей. Иными словами, выделяют такие переменные, которые, будучи наиболее тесно взаимосвязаны в рамках своей плеяды, слабо связаны с другими корреляционными узлами. Выявленные "узлы" и есть факторы. Название фактора всегда условно и подбирается по ассоциации с теми переменными, которые наиболее сильно связаны с данным фактором — имеют наибольшие "факторные нагрузки".
Приведем пример (табл. 14) из нашего исследования отношения рабочих к труду (1976 г., Ленинград), в котором факторному анализу подвергнуты оценки удовлетворенности различными элементами производственной ситуации (более 4 тысяч рабочих разного характера труда) [233. С. 146—147].
Из табл. 14 видно, что первый фактор до вращения вобрал в себя с положительными значениями все изучаемые связи, исчерпав почти четверть их вариации. Это показатель объяснительной "силы" фактора, равной в данном случае 23,4%. Наиболее значимы в данном факторе оценки организации труда (0,707), состояния оборудования (0,609), отношений с администрацией (0,647), техники безопасности (0,653), а наименьшие связи обнаруживают оценки содержательных аспектов работы: ее разнообразия (0,213), возможности проявить смекалку (0,272) и т. п. Так как в генеральном факторе все изучаемые признаки взаимосвязаны, его можно назвать фактором общей удовлетворенности, в котором лидируют оценки условий труда.
Второй фактор, объясняющая сила которого в два раза меньше (12,8%), — биполярный: одни оценки вошли в него с положительными значениями (содержательные аспекты работы, например разнообразие, возможность проявить смекалку), а другие (условия труда) — с отрицательными. Это указание на то, что имеются две подструктуры связей, которые могут быть прояснены операцией вращения факторов.
После вращения четко обозначились две структурные составляющие: 1-й фактор (достаточно информативный — 21,4%) — фактор условий труда, так как в нем с высокими
фиксированных специальными тестами. Сегодня факторный анализ прочно вошел в арсенал методов социологических исследований.
Таблица 14 Факторная матрица оценок рабочими уровня удовлетворенности различными элементами производственной ситуации (N=4121) | ||||
Оцениваемые элементы производственной ситуации | Факторные нагрузки | |||
до вращения факторов | после вращения факторов | |||
I | II | I | II | |
1. Разнообразив работы | 0,213 | 0,610 | —0,072 | 0,642 |
2. Важность продукции | 0,352 | 0,482 | 0,109 | 0,587 |
3. Возможность проявить смекалку | 0,272 | 0,096 | —0,056 | 0,745 |
4. Возможности повышения квалификации | 0.3SO | 0,478 | 0,118 | 0,586 |
5. Физическая нагрузка | 0,275 | 0,070 | 0,236 | 0,191 |
6. Сменность | 0,336 | 0,134 | 0,245 | 0,260 |
7. Состояние оборудования | 0,609 | —0,302 | 0,680 | —0,009 |
8. Организация труда | 0,707 | —0,311 | 0,771 | 0,026 |
9. Ритмичность работы | 0,541 | —0,249 | 0,595 | 0,009 |
10. Санитарно-гигиенические условия | 0,597 | —0,267 | 0,653 | 0,018 |
11. Техника безопасности | 0,653 | —0,189 | 0,670 | 0,112 |
12. Отношения с администрацией | 0,647 | —0,052 | 0,60.6 | 0,233 |
13. Заработок | 0,415 | 0,019 | 0.366 | 0,196 |
14. Отношения с товарищами по работе | 0,410 | 0,294 | 0,242 | 0,443 |
Общая информативность, "объяснительная сила" фактора (v) | 23,4 | 12,8 | 21,4 | 14,8 |
положительными нагрузками присутствуют оценки удовлетворенности именно условиями труда, 2-й фактор (14,8%) — фактор удовлетворенности содержательными аспектами работы. При этом в рамках отношения к содержанию труда лидирует творческий аспект — возможность проявить смекалку (0,745), отношение к разнообразию работы (0,642), удовлетворенность тем, насколько важна выпускаемая продукция (0,587), каковы возможности повышения квалификации (0,586). Во втором факторе особо важны организация труда, состояние оборудования, санитарно-гигиенические условия, ритмичность работы и некоторые другие (все с весами около 0,6).
Далее на основе обнаружения этих двух структур начнем разукрупнять факторную модель на более дробные составляющие, каждому обследованному могут быть приписаны оценки по двум интегральным показателям (двум факторам): удовлетворенности условиями и содержанием труда. Таким образом, будут получены два обобщенных показателя на каждого обследуемого вместо 14 исходных.
Обратим внимание на то, что те же самые признаки, которые входят в первый фактор с одинаковыми по знаку весами, во второй фактор вошли с противоположными по знаку. Иными словами, это значит, что, судя по первому фактору, чем выше удовлетворенность условиями труда, тем выше удовлетворенность его содержанием, судя же по второму фактору — ситуация иная: с ростом удовлетворенности одним из этих аспектов удовлетворенность другим снижается. Такой результат совсем не случаен. В цикле специальных исследований В. С. Магун показал, что подобный дуализм типичен для взаимосвязей между разными парами социологических и социально-психологических переменных, например, между продуктивностью работника и его удовлетворенностью своим трудом. Но, кроме того, было убедительно продемонстрировано, что в подобных результатах нет противоречия, ибо разные типы взаимосвязей характерны для разных подвыборок внутри рассматриваемого массива, и подвыборки эти могут быть выделены на основе полученных факторов [147; 148].10
10 См. также использование факторного анализа при исследования социальной идентификации личности [308], изучение латентной структуры страхов и тревог граждан России в 1996 г. [309].