Методы и способы запоминания
По степени активности протекания процесса запоминания выделяют два вида: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без Основной способ запоминания – рациональный, основанный на установлении смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала, а также между ними накопленными знаниями. Методы рационального запоминания: 1) метод смысловых опорных пунктов; 2) метод «отсечения главного»; 3) метод «восстановления с конца»; 4) метод «неожиданного вопроса»; 5) метод «смысловой догадки»; 6) метод «объяснения другому»; 7) метод «доказательства противного».
Таким образом, именно благодаря памяти, человек способен накапливать информацию, не теряя прежних знаний. Новейшие достижения в области психологии памяти, а также разработка эффективных технологий мнемоники, позволяют по-новому взглянуть на реализацию такой важной задачи общей риторики как запоминание.
24. Понятие риторического жанра
Выступление на собрании, диспуте, митинге, научное сообщение, вузовская лекция, обвинительная или защитительная речи в суде, лекция – все это разновидности публичной речи.
Риторический жанр –исторически сложившийся устойчивый тип риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата
Жанры:
1. Первичные - не готовятся специально заранее, имеют простую композицию и простой нерасчлененный тезис (совет, просьба, замечание)
2. Вторичные, подготовленные заранее (доклад, воззвание, программная речь) Они, как правило, имеют сложную композицию и сложный расчлененный тезис.
Ораторская речь, по Аристотелю, в зависимости от общей целевой установки, делится на три рода речей: совещательные (склонять или отклонять); судебные (обвинять или порицать); эпидейктические (хвалить или порицать).
Выделяют процедуру построения речевого жанра (модель жанра). Все признаки разделяются на три уровня в зависимости от степени их абстрактности: 1. Системный уровень:говорят о самых общих, глобальных признаках, присущих всем без исключения риторическим текстам. На этом этапе лишь устанавливается их место в системе по отношению друг к другу; 2. Стратегический уровень:определяется более точно специфика жанра, описываются общие признаки конкретного жанра; 3. Тактический уровень:жанр наполняется конкретным содержанием, от общих рассуждений и описания переходят к анализу конкретной речи.
25. Информативная (информационная) речь
Информационная речь (И. р.) – речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
Предмет И. р. – все многообразие окружающего мира (люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п.). Тезис И. р. – это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. Задача И. р. –дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.
И. р. должна отвечать следующим требованиям: 1) в ней не должно быть ничего спорного; 2) она должна вызывать пытливость; 3) она должна удовлетворять запросы слушателя; 4) сообщение должно быть актуально.
Цель И. р. – это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности. Для того чтобы сделать сообщение интересным, нужно завладеть вниманием аудитории (подобрать интересное, неожиданное название сообщения, найти в своей теме «изюминку»), тщательно продумать и составить план сообщения (факты, цифры, примеры, пословицы и др.); следить за законом продвижения адресата (слушатели должны быть в курсе того, в каком месте речи они находятся и куда ведет их оратор), в заключении кратко «пройтись» по основным пунктам.
Основной принцип построения И. р. – последовательное и ясное изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и полному рассмотрению предмета речи. Поэтому необходимо составлять план-конспект. При этом логика должна быть понятна слушателям, а предлагаемый материал – новым и небанальным.
Выделяют следующие информационные жанры: речь-представление (принадлежит к сфере социального общения – представление в сфере официальных и неофициальных обстоятельствах), речь-консультация (используется в управленческом общении с целью влияния на поведение работников и принятия оптимальных для организации решений, а также в системе связей с организации с внешней средой (консалтинг, маркетинг и др.), мнение (описание собственного восприятия предмета, субъективный комментарий к происходящему), инструкция, консультация и др
26. Эпидейктическая речь
Эпидейктическая речь (Э. р.)– это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, настроения – чувство удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувство гнева, презрения, негодования.
По назначению Э. р. делятся на два вида: 1) жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача – хвала 2) речи, произносимые в связи с каким-либо событием,
Предметом Э. р. Аристотель назвал прекрасное или постыдное, т. е. достоинства и достижения
Поэтому в Э. р. особенно важен учет особенностей аудитории: нужно отыскать те качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей.
Речи, имеющие предметом постыдное: обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях эмоционального отношения к событиям или явлениям, речь-порицание, критика, протест, назидание. Целью этих речей является не столько создание отрицательного настроения у слушателей, сколько стремление убедить их быть лучше, работать над собой.
Жанры торжественных речей: поздравление, торжественное слово о…, надгробное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово.
Э. р. требует в меру торжественной тональности произнесения. Оратор должен найти верную тональность, быть искренним, эмоциональным, открытым при произнесении, вместе с тем не впадать в излишнюю сентиментальность, ложную пафосность.
27. Аргументирующая речь
Аргументирующие речи (А. р.) можно разделить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную ответную реакцию.
Беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди представляют собой воодушевляющие речи. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача – агитационные речи. Слушателей призвали к действию, следовательно, его убедили. Аргумент – это довод, служащий для доказательства, следовательно, необходимый для убеждения. Убеждать можно либо в правоте некоего мнения (собственно убеждающая речь: речь в прениях, возражение, опровержение, речь-критика, обвинительная и оправдательная речь), либо в необходимости некоего действия (агитирующая речь:обращение, предложение, рекламная речь и др.) – общая цель оратора.
Во введении А. р. (убеждающей или агитирующей) оратору важно с первых слов привлечь внимание и расположить к себе слушателей, заинтересовать. Оратор с самого начала речи должен продемонстрировать, что он не намерен «давить» на аудиторию, принуждать её к чему-то. Напротив, он показывает свою объективность, заинтересованность в общем согласии (конструктивный подход), заботу об интересах и благе слушателей, уважение к собравшимся.
Основная часть А. р. содержит тезис (тезисы) и необходимые доказательства. Доказательство – это совокупность логических приемов для обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинных и связанных с ним. Процесс построения доказательства называется аргументацией. Цель аргументации – убеждение и достижение согласия с аудиторией.
Для заключения А. р. важен четкий, броский, а не повторение позиций и фактов. Нужно обратиться: а) к чувству долга слушателей, к лучшим сторонам человеческой натуры, к самым чувствительным струнам души каждого; б) или к личным, даже, возможно, материальным выгодам, которые слушатели получат для себя в результате этих действий. Заканчивается речь призывом к аудитории. В убеждающей речи – призыв следовать сформированным в ходе слушания речи убеждениям; в агитационной – призыв к определенным и конкретным реальным действиям.
Современная риторика – это не просто мастерство красноречия и убеждение силой слова, но и искусство убедительной логической аргументации и эффективной речевой коммуникации, наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом её особенностей в целях получения желаемого эффекта.
28. Эристика (спор). Диалектика. Софистика.
Разновидностью устной публичной речи является спор– столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Формы спора: дискуссия, диспут, полемика, прения, дебаты.
Дискуссия– обмен мнениями, противоборство различных идей и точек зрения в общении; диспут –публичный, заранее подготовленный спор на научную и общественно значимую проблему; полемика –публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту, прения –публичное обсуждение доклада, сообщения; дебаты– публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на проблему.
По степени воздействия и нравственным целям выделяют следующие типы спора: 1) спор ради установления истины; 2) спор с целью уяснения вопроса для самого себя; 3) спор с целью навязывания политических, национальных либо конфессиональных установок; 4) спор о приоритете (о внешности, о статусе и др.).
Различают две основныестратегии спора – конструктивную, направленную на достижение общей цели, где участники стремятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить доказательства оппонента; деструктивную (конфликтную), направленную на разрушение общей цели, основная цель спорящих – собственная победа и поражение оппонента.
Характер спора:1) диалектический с целью достижения определенных познавательных, социально-значимых, либо социо-культурных результатов; 2) эристический, направленный на достижение победы любой ценой, а не поиск истины.
Под эристикойпонимается искусство спора, диалектикой – искусство нахождения истины, софистикой – искусство словесной манипуляции. Цель эристики – победа в споре; диалектики – поиск объективной истины; софистики – видимое следование диалектике, но любыми средствами.
Среди условий эффективного спора называют: 1) существование предмета спора; 2) четкая формулировка собственного тезиса; 3) общие основания спора; 4) знания о предмете спора; 5) желание установить истину, либо прийти к согласию; 6) уважение к оппоненту.
Полемистам необходимо знать основные правила ведения спора, соблюдение которых повышает его эффективность, способствует успеху во всех формах спора. Они выработаны многовековой практикой публичного спора, сформулированы в старых и новых риториках.
Лояльные приемы спора: 1) захват инициативы с самого начала; 2) выбор направления главного «удара» (правило Наполеона: «Нельзя быть везде одинаково сильным»); 3) активная позиция в споре (помнить, что оборона всегда обречена на поражение); 4) обращение аргументов противника против него самого; 5) откладывание ответа при неожиданном приведении оппонентом сокрушительного аргумента; 6) умение держать в памяти весь спор; 7) приведение своего сокрушительного аргумента; 8) уверенная манера держаться, умение сохранять спокойствие и хладнокровие; 9) искренняя, естественная доброжелательность по отношению к оппоненту; 10) самое тяжелое правило – правило Дейла Карнеги: «Если вы не правы, признайте это быстро и решительно».
Нелояльные приемы спора: (приемы, которые запрещается использовать, но знание их необходимо, для того, чтобы опровергать их, когда к ним прибегает недобросовестный оппонент): 1)подмена тезиса; 2) расширение тезиса, т. е. переход от сказанного с условием к сказанному без условия; 3) использование понятий, имеющих негативную эмоциональную окраску; 4) поспешное обобщение; 5) скороговорка; 6) затягивание дискуссии; 7) провоцирующее невербальное поведение; 8) стремление вывести оппонента из состояния эмоционального равновесия; 9) обсуждение личных качеств или поступков оппонента и др.
Поведение полемистов определяется целями и задачами, которые они преследуют в споре; личными интересами; индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера; национальными обычаями и культурными традициями народа, страны и др. Поведение в споре зависит и от того, с каким противником приходится иметь дело (компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, владеющий полемическими навыками и умениями или слабый, недостаточно разбирающийся в предмете обсуждения, нерешительный и т. д.); кто наблюдает за спором, кто является свидетелем их победы или поражения.
Разновидностью устной публичной речи явл-ся СПОР.
Это столкновение мнений, разногласий в точках зрения по какому-л вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Формы: (возрастает от 1 к 5)
1. Дискуссия
2. Диспут (заранее подготовлен)
3. Полемика (до победы)
4. Прения
5. Дебаты
Типы:
1. Ради установл. истины
2. С целью уяснения вопроса для самого себя
3. С целью навязывания политических, национальных, конфессиональных установок
4. О приоритете
Стратегии спора:
- конструктивная, направленная на достижение общей цели
- деструктивная (конфликты) –разрушение общей цели.
Характер спора:
1. Диалектический (с целью достижения определенных познавательных, социально-значимых результатов)
2. Эристический (победа любой ценой, а не поиск истины)
Эристика –искусство спора.
Диалектика – искусство нахождения истины
Софистика – искусство словесной манипуляции
Правила ведения спора:
1. Лояльные приемы:
- захват инициативы сначала
- выбор направления
- активная позиция
- откладывание ответа
- уверенная манера
- естеств. доброжелательность
- если неправы – признайте быстро
2. Нелояльные (запрещ-ся использовать, но их знание необх-мо, чтобы опровергать их, когда испол-т аппонент)
- подмена тезиса
- расширение тезиса
- использование негативного понятия
- поспешность обобщения
- провоцирование
- жесты, мимика
Поведение полемистов опр-ся целями и задачами, кот. они преследуют, личными интересами, чертами хар-ра и т.д.