Софизм есть преднамеренная логическая ошибка, а невольная ошибка называется паралогизмом.

3.Двусмысленность словесной конструкции. Страх отцов – то ли страх самих отцов, то ли страх перед отцами.

Омонимия – многозначность слов. Пес – животное и созвездие, отец – собаки и человека, не мой и немой.

Приемы софистов.

1.Софист говорит слишком быстро, чтобы противник не мог уяснить смысл его речи.

2.Софист растягивает свою речь, дабы противнику было трудно схватить весь ход рассуждений.

3.Софист стремиться вывести собеседника из себя, чтобы ему было трудно следить за ходом речи.

4.Софист разрушает серьезность соперника смехом, а затем переходит на серьезный тон, приводя собеседника в смущение.

1.Двусмысленность и многосмысленность словесных выражений.

2.Неправильная логическая связь мыслей: нарушение четырех законов формальной логики (закон тождества, исключенного третьего, противоречия и достаточного основания).

Софисты. Протагор. Горгий.

Протагор (444-441) – его деятельность.

Протагор был первым назвавшим себя софистом.

Протагор был преподавателем риторики и эристики – искусства речи и искусства спора.

Протагор был первым, кто стал брать деньги за обучение философии. Протагор выполнял поручения Перикла относительно решения государственных проблем. Но вскоре он был схвачен и приговорен к смертной казни. Причиной послужила его книга “О богах”, которая была конфискована и публично сожжена. В конце концов его изгнали из Афин.

Протагор очень долго жил в Афинах, общаясь с Периклом, который проникся философским образованием. Так, например, однажды они проспорили целый день о том, что виновато в смерти человека, происшедшей на олимпийских играх, метательное ли копье, тот кто метнул копье или тот кто устроил игры или сам погибший. Это вопрос очень важный – о вине и ответственности. Это трудное исследование. Это пример того какие вопросы ставили софисты перед обществом.

Главный тезис Протагора: “Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”.

Мера всех вещей – человек. Это основание релятивизма. Ощущения у каждого разные.

Протагор прав в утверждении субъективности ощущений, но он не прав в своем утверждении того, что все они истинны.

Горгий.

Расцвет его деятельности после 427 года после смерти Перикла. Горгий был известным политическим деятелем Афин. В условиях Пелопонесской войны, когда Спарта выступила против Афин в союзе с Персией, Горгий произнес речь, в которой призывал эллинов прекратить внутренние междоусобия и объединиться против варваров. Это был единственный раз, когда Горгий не смог никого убедить. Война продолжалась, что было бедствием для Афин и для всей Греции.

Его учитель Эмпедокл.

Свою позицию Горгий сформулировал в виде трех тезисов, которые вытекают один из другого.

Он доказывает, что объективно ничего не существует, даже если предположим, что что-то существует, то его нельзя познать, а если его и можно познать, то это знание никак невозможно передать познанное другому лицу.

Гиппий.

Преподавал мнемонику – искусство развития памяти.

Продик.

Продик занимался проблемами языка. Прежде чем философствовать, надо научиться правильно употреблять слова. Разрабатывал синонимику – совокупность синонимов какого-либо языка.

Известна также жадность Продика, который за 50 драхм преподавал иначе, чем за одну. За эту цену и слушал Продика нищий Сократ.

Продик ставил себе в заслугу то, что “лишь он один отыскал, в чем состоит искусство речей: они не должны быть ни длинными, ни краткими, но в меру”. Этим Продик отличался от другого софиста Горгия, который имел наготове по каждому предмету и длинные и короткие речи.

Антифонт.

Для Антифонта рабство – общественное установление, противоречащее природе.

Рассказывают, что когда Антифонт отпустил своих рабов на волю, а сам ступил в брак со своей бывшей рабыней, то он был объявлен сумасшедшим и лишен гражданских прав.

Философия Сократа. (470-399)

Деятельность Сократа протекала на фоне софистов и других мыслителей. Он отверг натурфилософию о первоначалах. Сократ был последователем Анаксагора, лекции которого слушал в Афинах, а после того как Анаксагор был изгнан, Сократ слушал лекции софистов Продика (знаменитого учителя красноречия).

Сократу понравилась мысль Анаксагора о том, что разум (Нус) – это главная сила во Вселенной и причина всех явлений.

Для Сократа проблема человека и его внутреннего мира является главным.

Принцип философии Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого”.

Разум – источник самопознания.

Самопознание имело для Сократа определенный смысл.

Познать самого себя означало познание себя в качестве общественного и нравственного существа.

Главное содержание, цель философии Сократа – общие этические вопросы.

Философия Сократа – это этический антропологизм.

“Познай самого себя!”. Познать самого себя в качестве общественного и нравственного существа, а не только как неповторимую личность.

Метод Сократа.

Сократ любил общаться с людьми, он был мастером диалога. Его метод можно назвать методом субъективной диалектики.

Ирония.

Прикинувшись простаком, Сократ скромно задавал собеседнику вопросы, на которые собеседник должен был отвечать. Собеседник считал себя достаточно знающим в том, что спрашивает Сократ, и поучал Сократа. Но в процессе диалога собеседник приходил к противоречию в рассуждениях: тезис в начале диалога не соответствовал тезису в конце диалога.

Сократ пытался понять суть возникающего противоречия. Софисты использовали возникающее противоречие в своих субъективных целях.

Собеседник Сократа освобождался таким образом от самоуверенности.

Софисты утверждали, что искусство логики, риторики, мышления не зависит от действительности. Можно навязать каждому свое мнение.

Сократ делает упор на то, что мышление обладает некими едиными общеобязательными законами (универсальные принципы и законы мышления, пользуясь которыми можно понять ситуацию).

Есть некоторое общее мышление. Существует мышление, присущее всем.

Софисты не могут дать общее определение вещей. Например, на вопрос, что такое благо, софисты отвечали: власть, богатство, удовольствие. Сократ утверждал, что это частные и субъективные определения. Частные определения даются на основе всеобщего определения.

Философия – есть мышление о мышлении.

Сократа понял, что: знание или мудрость основываются на точном определении понятий.

Определение – есть инструмент обнаружения понятий.

Понятие – это элементарные частицы мышления и бытия. Понятия выражаются терминами. Термины обладают смыслом и значением.

Содержание понятий от нашей души не зависит.

Мужество, счастье, долг, добродетель,… – есть некие твердые понятия, общие для всех.

Искусство выяснения или прояснения сущности вещей – диалектика.

Майевтика – повивальное искусство.

Сократ уподоблял свое умение задавать вопросы повивальному искусству – профессии своей матери. Подобно тому как она помогла рождаться детям, сам Сократ помогал рождаться истине.

Поэтому Сократ называл свое искусство маевтикой – повивальным искусством.

Сократ был мужественным человеком. Он, выполняя долг афинского гражданина, защищал свое отечество. Сократ участвовал в трех кампаниях Пелопонесской войны (431-404), в эпоху которой он жил. Он принимал участи в трех компаниях.

Пелопонесская война – это война меду демократическими Афинами и олигархической Спартой.

Сократа обвинили в том, что “он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за это смерть”.

Сократ произнес оправдательную речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным большинством голосов. Сократу теперь надо было самому назначить наказание: либо изгнание, либо смертная казнь (выпить чашу с растительным ядом). Впоследствии был оправдан.

Для Сократа творить несправедливость хуже, чем ее терпеть. Хоть законы и плохи, но им надо подчинятся.

Из тюрьмы Сократ отказался бежать, т.к. он мог выбрать себе изгнание и так.

Платон. “Федр”, “Апология Сократа”.

Наши рекомендации