Баланс общественного времени
Правильный баланс времени в обществе дает упорядочение общественной жизни и субъективное хорошее самочувствие. Это было открыто японской теорией языкового существования ("Гэнго чейкацу"). Правильный баланс времени различен для разных категорий людей в зависимости от профессий, психологических качеств личности и социальных ситуаций. Как показывают исследования по языковому существованию, речь больше всего представлена в бюджете времени работников умственного труда (учителей, артистов, бизнесменов, государственных служащих и др.).
Если психологические качества личности не располагают к активным диалогическим действиям, то человек чувствует дискомфорт от обилия речи и может заболеть, ему нужно снизить речевую нагрузку. Если человек находится в неприятной для него ситуации, например он потерял работу, то ему приходится активизировать участие в диалоге - речевую деятельность. В современных условиях установление хорошего баланса речевой занятости - забота отдельного человека, организации, к которой он принадлежит, а также общества в целом, представляемого государством. Медицинские работники, управленцы, педагоги и государственные деятели должны прежде всего заботиться о балансе времени у отдельных людей, организаций и в обществе в целом.
Баланс времени касается и видов речи, он должен быть соотнесен с видами словесности. Теория речевых коммуникаций и практика речи показывают, что чрезмерная занятость устной диалогической речью при прочих равных условиях сократит объем чтения литературы , а это значит, что человек оказываетс "погруженны м в быт". Чрезмерное увлечение массовой информацией или информатикой дает политизированного человека (в случае массовой информации) или человека, увлеченного компьютером, что часто наблюдается у детей, занятых играми, просмотром кинофильмов по сети Интернет и т. п. Известно, что увлечение романами образует мечтательность, увлечение Священным Писанием и прилегающи ми к нему текстами - церковность и т.д. Разумное направление интересов к тому или иному виду речи - дело педагогов.
Таблица 3.3 (стр. 232) показывает связь между действиями, диалогом и отдыхом.
Таблица 3.3
Диалог дает умственную деятельность и благодаря ей организация действий (организация дела), организованное дело не могут не развиваться и поэтому требуют отдыха, отдых же стимулирует начало и развитие диалога: (организаци дела - действие) - (отдых и подготовка к речевым действиям) - (речевые действия - организация дела).
Движущим звеном в этой цепи является диалог. Речь двигает дело, дело требует отдыха, отдых дает силы для умственной деятельности. Поэтому и фольклорные правила ведения речи, и законы поощряют прежде всего речь-диалог, так как диалог - источник изобретения и организации дела.
Поэтому на современном производстве и в организациях поощряются производственные совещания, обучение персонала, праздники и праздничные речи, художественная самодеятельность, развлечения и рационализация. Все это дает пищу уму, служит развитию производства и в целом эффективной деятельности организации. На производствах, где продукция постоянно обновляется, на речь расходуют значительно больше времени, чем на производстве, где продукция не обновляется.