Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следую­щие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются мето­ды исследования). Основная часть членится на главы в соответ­ствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в но­вый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резю­ме.

Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходи­мо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследова­ния проблемы.Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач со­впадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления.

Содержание основной части зависит от темы. Названия пара­графов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основ­ной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием.

Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизво­дится весь путь исследования. Необходимо подать логически вы­текающие из него выводы. Выводы должны соотноситься с по­ставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные дости­жения, указывается при необходимости практическая польза.

Важными элементами являются также библиография и при­ложения.

В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помо­щью компрессии текст становится меньше по объему, в нем лег­че выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова:

1. Чтение текста и выделение ключевых слов.

2. Написание вторичного текста с использованием соответствую­щих речевых клише.

3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.)

Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают воп­росные, назывные и тезисные.

{ Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?).

{ Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека).

{ Тезисный план отражает ключевые предложе­ния текста и использует также глагольные формы (Роль инфор­мации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).

В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулиро­ванные основные положения статьи, доклада. Они могут быть пер­вичными и вторичными.

Первичные тезисы – это краткое изложение содержания пуб­личного выступления (для себя).

Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).

Тезис выделяется лишь в текстах-рассуждениях. Способы извлечения концептуальной информации (это информация, заключающая в себе идею и основные положения текста) из практических текстов зависят от объема текста, но и в небольших, и в больших по объему текстах эти способы достаточно элементарны.

В текстах, небольших по объему, используются следующие приемы извлечения тезисной (концептуальной) информации:

1. Сначала текст внимательно прочитывается в целом.

2. Затем текст разбивается на отдельно законченные смысловые отрезки (Такое деление в небольших текстах совпадает, как правило, с делением текста на абзацы).

3. Далее в каждом абзаце исключаются:

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru примеры, детали, подробности;

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru цитаты;

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru объяснения;

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru описания и характеристики;

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru авторские отступления (так называемые лирические отступления)

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru блоки текста, выполняющие функции обеспечения раскрытия темы или главной мысли абзаца.

В оставшейся части абзаца и заключается тезис.

Естественно, что иногда «текстовый остаток» приходится переформулировать в емкое, короткое утверждение или отрицание, зная, что тезис – это положение, истинность, которого доказывается или опровергается.

4. Тезисы принято подразделять на простые и сложные. В отличие от простого тезиса, содержащего одно положение, в сложном тезисе дается несколько разъясняющих и раскрывающих его простых. Особенно часто такие тезисы встречаются в статьях В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др. В этом случае при выделении тезисов сначала записывается основной тезис, а затем – в подпунктах к нему – второстепенные.

Тезирование, включающее два вида тезисов (простые и сложные), называется сложным.

При составлении тезисов имейте в виду:

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru Тезис в абзаце может отсутствовать, если абзац является продолжением подтверждения тезиса из предшествующего абзаца.

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru Тезис может отражаться не в одном, а в двух-трех предложениях абзаца.

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru Тезисное предложение располагается, как правило, в начале или в конце абзаца.

Аннотация (лат. заметка) – краткая характеристика содержа­ния (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье, а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают:

| информационные (дается описание, но нет оценки),

| рекомендательные (дается характеристика и ре­комендации для практического применения),

| групповые (харак­теристика нескольких произведений).

Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дает­ся библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые кли­ше:

В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характерис­тика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко раз­бирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекоменду­ется, предназначена (кому?).

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.

Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается.

Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируе­мой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информацион­ным.

В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки.

Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефе­раты. Для их описания могут быть привлечены 2-3 научные рабо­ты. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный ре­ферат может содержать оценку положений, высказываемых авто­ром работы. Эта оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. - student2.ru Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных

ли­стов через 2 интервала.

Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Они делятся:

1. Репродуктивный – реферат-конспект, реферат-резюме;

Наши рекомендации