Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования). Основная часть членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резюме.
Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследования проблемы.Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления.
Содержание основной части зависит от темы. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием.
Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путь исследования. Необходимо подать логически вытекающие из него выводы. Выводы должны соотноситься с поставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается при необходимости практическая польза.
Важными элементами являются также библиография и приложения.
В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова:
1. Чтение текста и выделение ключевых слов.
2. Написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише.
3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.)
Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные.
{ Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?).
{ Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека).
{ Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).
В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными.
Первичные тезисы – это краткое изложение содержания публичного выступления (для себя).
Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).
Тезис выделяется лишь в текстах-рассуждениях. Способы извлечения концептуальной информации (это информация, заключающая в себе идею и основные положения текста) из практических текстов зависят от объема текста, но и в небольших, и в больших по объему текстах эти способы достаточно элементарны.
В текстах, небольших по объему, используются следующие приемы извлечения тезисной (концептуальной) информации:
1. Сначала текст внимательно прочитывается в целом.
2. Затем текст разбивается на отдельно законченные смысловые отрезки (Такое деление в небольших текстах совпадает, как правило, с делением текста на абзацы).
3. Далее в каждом абзаце исключаются:
примеры, детали, подробности;
цитаты;
объяснения;
описания и характеристики;
авторские отступления (так называемые лирические отступления)
блоки текста, выполняющие функции обеспечения раскрытия темы или главной мысли абзаца.
В оставшейся части абзаца и заключается тезис.
Естественно, что иногда «текстовый остаток» приходится переформулировать в емкое, короткое утверждение или отрицание, зная, что тезис – это положение, истинность, которого доказывается или опровергается.
4. Тезисы принято подразделять на простые и сложные. В отличие от простого тезиса, содержащего одно положение, в сложном тезисе дается несколько разъясняющих и раскрывающих его простых. Особенно часто такие тезисы встречаются в статьях В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др. В этом случае при выделении тезисов сначала записывается основной тезис, а затем – в подпунктах к нему – второстепенные.
Тезирование, включающее два вида тезисов (простые и сложные), называется сложным.
При составлении тезисов имейте в виду:
Тезис в абзаце может отсутствовать, если абзац является продолжением подтверждения тезиса из предшествующего абзаца.
Тезис может отражаться не в одном, а в двух-трех предложениях абзаца.
Тезисное предложение располагается, как правило, в начале или в конце абзаца.
Аннотация (лат. заметка) – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье, а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают:
| информационные (дается описание, но нет оценки),
| рекомендательные (дается характеристика и рекомендации для практического применения),
| групповые (характеристика нескольких произведений).
Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые клише:
В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характеристика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко разбирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекомендуется, предназначена (кому?).
Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.
Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается.
Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информационным.
В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки.
Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефераты. Для их описания могут быть привлечены 2-3 научные работы. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный реферат может содержать оценку положений, высказываемых автором работы. Эта оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.
Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных
листов через 2 интервала.
Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Они делятся:
1. Репродуктивный – реферат-конспект, реферат-резюме;