Типология уроков русского языка. Типы уроков, ориентированные на ступень изучения определенного материала:
Типы уроков, ориентированные на ступень изучения определенного материала:
а) урок изучения новой темы , например «1-е склонение имен существительных». Некоторые особенности такого урока: повторение ранее изученного материала, который необходим для понимания нового: падежи, их вопросы, значения и употребление падежных форм и пр.; в плане урока выделение для нового материала наилучшего времени – через 12–15 мин после начала урока; выбор метода: в данном случае эффективно построение небольших предложений с выбранными существительными река, земля; в итоге такого эксперимента – построение таблицы падежных окончаний. На таком уроке проводится первичное закрепление. Теоретическая работа занимает примерно 20 мин;
б) урок з а к р е п л е н и я т е м ы , новых знаний, формирования умений на основе нового материала. Особенности такого урока: основательное повторение новой темы, изучавшейся на прошедшем уроке; применение этой темы на практике для образования и правописания падежных форм 1-го склонения, правописания безударных падежных окончаний; выполнение устных и письменных упражнений; тренировка в склонении, в употреблении падежных форм в речи, их безошибочное написание. На таком уроке есть и новое: оно состоит в применении изученной системы склонения, в построении правила и алгоритма проверки безударных падежных окончаний е/и в безударных (т. е. слабых) позициях: по улице;
в) урок т р е н и р о в к и , у п р а ж н е н и я . Новое на таком уроке состоит в введении вариантов изученного, новых ситуаций применения знаний, в выработке автоматизма грамматического или орфографического действия, в усложняющихся заданиях и задачах, в ускоряющемся темпе работы учащихся. На таком уроке шире обычного используются моменты повторения и обобщения, сопоставлений, приемов развития речи и пр.;
г) урок п о в т о р и т е л ь н о - о б о б щ а ю щ и й проводится обычно при завершении крупной темы или раздела курса, например темы «Склонение имен существительных», где будут повторяться и обобщаться все три склонения имен. Здесь уместно составление обобщающей таблицы падежных окончаний без конкретных склоняемых слов, с обязательным выделением тех окончаний, которые бывают безударными и, следовательно, создают орфографические трудности. Одновременно повторяется изученный материал об имени существительном и за рамками склонения;
д) к о н т р о л ь н ы й , или п р о в е р о ч н ы й , урок. Чаще всего проводится в письменной форме: диктант, проверочные упражнения усложненного типа, реже – вопросы для письменного ответа. Условия выполнения заданий обычно строгие, результаты контрольной работы тщательно выверяются учителем и оцениваются по единым критериям;
е) к о м б и н и р о в а н н ы й урок. Так называют уроки смешанного типа, на которых проводится и изучение нового, и повторение, и обобщение, и тренинг. Строго говоря, уроков без совмещения задач и видов работ не бывает. Название «комбинированный урок» нередко выражает разнообразие его компонентов, совмещение в пространстве одного урока нескольких приемов работы.
Об уроках развития речи, относимых к этому же типологическому ряду, будет сказано в соответствующем разделе.
Уроки классифицируются и п о с о д е р ж а н и ю и з у ч а е м о г о м а т е р и а л а : уроки грамматики, развития речи, орфографии или пунктуации, уроки фонетики, уроки словаря (лексикологии), уроки грамматического разбора, каллиграфии, исследовательские уроки – наблюдения над языком.
Используется также деление уроков п о м е т о д а м и п р и е м а м , которые применяются: урок-списывание, урок-диктант, урок работы над ошибками, урок изложения или сочинения, урок редактирования текста, киноурок, телеурок, урок взаимного обучения, урок- экскурсия, урок – лабораторная работа.
Принята также классификация уроков п о м е с т у п р о в е д е н и я : урок в кабинете русского языка, урок в кабинете ТСО, в компьютерном классе и т. п.
Отмечаются также варианты типов уроков. Так, варьироваться урок может по типам диктантов, по характеру преподнесения нового материала (рассказ учителя, исследовательская работа учащихся, вывод правила, построение алгоритма орфографического действия и т. п.).
Но разнообразие не самоцель: разнообразие нуждается в упорядочивании.