Пререквизиты и постреквизиты по дисциплинам модуля / по модулю

Наимен. дисциплины ___Профессиональный русский язык__________________

Пререквизиты _Русский язык (ООД)____ постреквизиты:_ Культура речи, Ораторское искусство, Делопроизводство_______________________

последовательность всех этапов работы. Норма – это не только социально одобряемое правило, но и правило, закрепляемое реальной речевой практикой, правило отражающее закономерности языковой системы, которое подтверждается словоупотреблением ученых, писателей, образованной части общества. Простота и скромность – вот черты истинно культурной речи, составляющей основу вербального имиджа. Языковые нормы (нормы литературного языка) – это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения. Языковая норма – это образец, это то, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху. Типы нормлитературного языка: Орфоэпические нормы – это нормы произношения и ударения. Морфологические нормы – это правила использования словоформ разных частей речи Синтаксические нормы - это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит говорящего к неправильному построению предложения. Задание 1. Объедините слова с твёрдым согласным перед Е в одну группу, с мягким согласным – в другую. Индексация, компьютер, академия, интеграция, музей, тезис, бизнес, крем, бартер, продюсер, термин, пресса, тенденция, кофе, прессинг, бутерброд, декада, тест, юриспруденция, Одесса, менеджер, менеджмент, альтернатива, анестезия, бандероль, бассейн, гейзер, геодезия, гипотеза, гротеск, декан, демагог, депо, депрессия, идентичный, индекс, кларнет, крепдешин, нейрохирург, панель, пастельные тона, партер, полонез, сервис, синтез, стратегия, экспресс, дельта, интервью, кредо, крейсер, нетто, орхидея, патент, пенсе, сессия, свитер, тент, фланель, штемпель, энергия. Аннексия, декадент, сейф, сонет, тенор, фанера, шинель, шоссейный, эссенция, зажжён, обожжён. Задание 2.От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.   Блок – блокировать – блокированный Национализация – Приватизация – Экспорт – Делегация – Копия – Премия – Пломба – Норма –   Задание 3.Произнесите слова, соблюдая правильное ударение. Отметьте слова, в которых профессиональный вариант ударения отличается от литературного. Агент, алкоголь, алфавит, арест, включишь, газопровод, гренки, диспансер, добела, договор, документ, досуг, завсегдатай, заговор, заем, закупоренный, запломбировать, звонишь, изобретение, инструмент, инсульт, исчерпать, каучук, квартал, километр, компас, некролог, свекла, маневр, соболезнование, столяр, таможня, упрочение, феномен, ходатайство, цемент, черпать, чистильщик, щавель, языковой (кружок), языковая колбаса. Задание 4.Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.случае необходимости обращайтесь к орфографическому словарю. …строномия, …стронавт, аст…роид, к…смодром, пл…нета, г…лактика, Вс…ленная, к…мета, к…смический, м…рцание звезд, м…теорит, т…лескоп, р…диация, р…кета,
2. Формуляр модуля
Название и номер модуля, цикл дисциплин Профессиональный русский язык, МО 8, БД /БДО
Образовательные результаты (компетенции) модуля ОК -1__ Логически верно, аргументировано строить устную речь, правильно письменно оформлять результаты мышления. Владеть русским языком на уровне чтения научной и специальной литературы и навыков разговорной речи. ПК 1работать с профессионально-технической литературой, анализировать профессионально-технические тексты, осуществлять двусторонний перевод ПК 2 овладеть системой базовых понятий и терминологии в рамках будущей профессиональной деятельности ПК 3 демонстрировать знания деловой и учебно-научной речи в диалогической / монологической, устной / письменной формах. ПК 4 демонстрировать знания грамматического строя русского языка, чтобы быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность на русском языке.
Компоненты модуля (номер и название) Профессиональный русский язык    
Кол-во кредитов KZ / ECTS 2/4    
Cеместр изучения    
Виды занятий всего в акад. часах- в том числе: Практические (семинарские)   СРО (СРОП)       15/15    
 

Практическое занятие 18. Риторика. Устное выступление. Составление письменной речи. Культура деловой профессиональной речи. Коммуникативные качества речи. Особенности речевого поведения в профессиональной среде. Деловая игра «Телевизионная передача «Новости земельного законодательства» Справочный материал В культуре речи молодого специалиста особую значимость имеет знание норм: в области произношения, словообразования, словоупотребления, формообразования (морфология), сочетания слов и их связи в предложении (синтаксис), поэтому в данном учебном пособии выделены разделы с упражнениями и заданиями по орфоэпическим нормам, по орфографическим нормам, а также по лексическим, грамматическим и синтаксическим нормам. Нормированность языка – это, прежде всего, общепринятость и научная обоснованность. Норма – это устойчивый способ выражения, принятый в языковом коллективе. Нормы включают правила произношения, ударения, образования слов, их написания и т.д. Практический уровень культуры речи для каждого носителя русского языка предполагает владение нормами устного и письменного вариантов языка, поэтому часть учебного пособия содержит упражнения по использованию выразительных средств языка в различных ситуациях в соответствии с целями говорящего. В этом плане культура речи смыкается с риторикой. Языковой материал речи всегда занимал доминирующее место в риторике, её важнейший раздел – элокуция – смыкалась со стилистикой, поэтикой, грамматикой. Точный выбор слова, построение фразы, использование фигур и тропов, логика и чёткость построения текста характерны для всех видов ораторской речи. Риторикане ограничивается формой языкового выражения содержания, она всегда была ориентирована на ожидание адресата. Речь представляет собой диалог, даже если её адресат – лицо предполагаемое, некий «среднестатистический» читатель в виртуальном допущении писателя. Риторика не может признать речь эффективной, если она плохо организована композиционно, неточно выбраны средства языка, если оратор не умеет держаться перед публикой, шепелявит и, начав фразу, не может её закончить, неуместно жестикулирует, не владеет дикцией, интонациями, голосом и дыханием, во время речи не чувствует реакции зала. Речь не может считаться культурной, если автор не соблюдает требований этики речевого контакта, не уважает своего собеседника. В речи молодого специалиста важен также язык телодвижений: жесты, позы, мимика, пантомимика, кинесика. Культура телодвижений – составная часть общей манеры держаться корректно, с достоинством, в меру раскованно, просто и свободно. Требования к публичной речи: Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: "Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!" Слушатели намного чаще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто. Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение. Подготовка к публичной речи. Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке относится прежде всего обдуманная
Вид контроля знаний студентов Дифференцированный зачет    
Кафедра организующая занятия по дисциплине Казахского и русского языков    

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Наши рекомендации